Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (746) → Необходимость возрождения. В Екатеринбурге прошел II Форум общественности Среднего Урала

Необходимость возрождения. В Екатеринбурге прошел II Форум общественности Среднего Урала

№41 (746) / 1 ноября ‘13

Форум «Романовы и русский народ»

Продолжение. Начало в № 40 (745)

Высокое церковно-общественное собрание стало заключительным проектом юбилейного года – 400 летия восшествия на престол династии Романовых. Предваряя начало форума, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл обозначил важнейшую тему: русский народ как титульная нация Российской империи, русского государства, современной России. Владыка подчеркнул, что династия Романовых явила собой пример истинных сынов России. Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов в своем выступлении заявил, что русской национальной идеей должно стать рождение и воспитание детей. Подводя итог форума, митрополит Кирилл отметил важность сохранения неразрывной связи с теми, кто создал великую страну.

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий:

– Сейчас я хотел бы высокому собранию предложить выслушать слово Сергея Вячеславовича Перевезенцева, историка, философа, доктора исторических наук, профессора философского факультета МГУ им.Ломоносова и сопредседателя правления Союза писателей. Мы знаем многое о его работах – достаточно сказать, что тема его диссертации докторской была посвящена историческим судьбам России, но и в них везде он, изучая проблемы отечественной философии, утверждает вывод, что самобытная русская философия существует в форме религиозной, православной философии и зиждется на основных принципах, из которых называется православное учение о всеобщем соборном спасении, идея единого для многих народов Отечества земного, Божественного воплощения единства и православное учение о человеке, как нравственно-ответственной личности. Прошу Вас сделать свое сообщение.

Сергей Вячеславович Перевезенцев:

– Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, уважаемые руководители губернии, коллеги, друзья, братья, сестры! Прежде всего, хотел бы поблагодарить Владыку Кирилла за приглашение в Екатеринбург – давно хотел побывать в вашем городе. Так случилось, что значительная часть моей научной судьбы связана с исследованием творчества и жизни Василия Никитича Татищева, основателя вашего города, и очень давно я хотел посмотреть, что он основал, что выросло из того маленького заводика Исетского, которые возник в 20-е годы XVIII столетия. Василий Никитич Татищев новый град называл Екатерининском, он был любитель всего русского, не любил немецкие слова, это потом уже город стал Екатеринбургом. Екатерининском – в честь святой Екатерины, но и в честь тогдашней императрицы Екатерины. Видите, какая у города интересная судьба – и основан город в честь императрицы Екатерины, и последняя Императорская Семья из рода Романовых здесь встретила свой трагический конец.

Вообще, Романовым досталась очень сложная эпоха. Эпоха, когда управляла прежняя династия Рюриковичей была наполнена многими победами и огромными бедами, но это была эпоха постоянного возрастания христианского основания нашего общества, христианских начал. Благодаря вере Православной и родился русский народ из многоплеменного, даже разноэтничного сообщества, которое жило на территории Киевского государства. Благодаря Православию, благодаря единству Церкви, наш народ выдержал ту страшную трагедию, которая обрушилась на него в XIII – XIV веках, выдержал ордынское иго, более того, наш народ вдруг почувствовал себя народом-христианином, ибо это единственный пример в истории, когда основное население государства – земледельцы – вдруг стали называть себя «крестьянами» – то есть христианами.

Наш народ благодаря христианству возрос и создал Великое Российское царство, по сути дела, с середины XVI века заложил основу империи, которая впоследствии разрослась. Благодаря вере наш народ выдержал страшные испытания начала XVII века, эту природно-климатическую, социальную, политическую трагедию. А вот XVII, XVIII, XIX, XX века – это было уже время другое, когда во всем мире начали разрастаться и противоборствовать два мощнейших духовно-социальных процесса, свидетелями которых являемся и мы с вами. Первый – процесс отрицания необходимости религиозной жизни, традиционных религий. В первую очередь он направлен на активную расхристианизацию общества. Его мы наблюдаем сегодня в самом ярком виде во многих странах мира, в том числе в Европе. Например, в Германии, – это известный факт, в том же Кельне сейчас, по-моему, уже мечетей больше, чем христианских, протестантских или католических костелов и кирх, а христианские храмы закрываются и передаются под различные хозяйственные нужды – нет общин, которые могут их содержать. Но этот процесс и в Европе вызывает протест. Я в прошлом году беседовал с польской католической интеллигенцией. Они очень хотят жить в Европе, но их страшно пугает то, что происходит в духовной жизни Европы, потому что Польша – это католическая страна. Благодаря католицизму поляки, собственно, и сохранились; они очень боятся потерять то, благодаря чему существуют уже многие годы. Как ни странно, польские коллеги, профессора Краковского университета и представители других научных учреждений Польши, католики, обращались к нам, профессорам Москвы, с разговорами о том, что, мол, на вас-то вся надежда, потому что только в России сохраняется какой-то духовный огонь. Надо объединяться, потому что иначе невозможно выживать в этом мире.

В Австрии люди потихонечку этому сопротивляются – если вы в Австрии выйдите в каком-нибудь городе в воскресенье на улицу, то увидите массу людей, одетых в национальные костюмы, они и деток своих одевают в национальные костюмы, и идут в храмы на богослужения, потому что Австрия – католическая страна. Католицизм там – государственная религия. Католический катехизис преподается в школах там официально, причем как обязательный предмет. Это тоже форма противостояния духовной глобализации.

Свидетелем борьбы двух процессов являемся и мы с вами в нашей стране. Особенно ярко это проявилось в ХХ веке. Это понятно, это вообще страшная трагедия для нашей духовной жизни. Но и в последние годы, буквально в последние 2 – 3 года, каких только наветов, провокаций не было против веры, против Русской Православной Церкви. И кажется, что совсем уже какие-то потерянные получаются эти поколения, и это после второго Крещения Руси, после 1990-х – 2000-х годов, когда совершенно искренне люди возвращались в Церковь. Сейчас – смотрите прессу: все переполнено разговорами «ах, как все это закончилось», «все это никому не нужно»… Потому что «это стало не модно», «ушло из общественного сознания», и вроде бы это правда.

Но это неправда. Народ наш сам, на интуитивном уровне, сопротивляется этому накату антицерковной, антихристианской пропаганды, этому желанию превратить наш народ из христианского народа в не пойми какой народ, гораздо более управляемый.Тому свидетельство – некоторые цифры. Я их приведу. В 2010 году проводилось исследование о доверии различным общественным организациям и институтам. На 1-м месте оказался Президент РФ – 64%, на 2-м месте – Русская Православная Церковь: 58,8%. Прошли 3 года, те самые страшные, злые года антицерковной борьбы, борьбы против Православия, и летом 2013 года центр «Ромир» провел исследования, также связанные с доверием к тем или иным общественным институтам. Так вот, Русской Православной Церкви в 2013 году доверяют 66% россиян, полностью или частично, а институту Президента – 63%. Еще две цифры: Всероссийский центр исследования общественного мнения в 2010 году проводил исследования, спрашивая респондентов, насколько церковная политика нового Святейшего Патриарха Кирилла отвечает интересам общества? В 2010 году 64% опрошенных заявили, что эта политика интересам общества отвечает. Прошло 3 года, 3 очень темных, казалось бы, для Русской Церкви года, и в январе 2013-го 71% опрошенных считают, что политика Святейшего Патриарха Кирилла отвечает интересам общества. Вот такая интересная динамика, вот такой неожиданный рост!

Оказывается, наш народ, несмотря на всю пропаганду, несмотря на все крики части российской и большинства общественности западной «как плохо быть православным», «вообще христианином» – что «это означает быть мракобесом», реагирует совершенно наоборот. Видимо, наш народ из своей тысячелетней истории знает, что такое вера для него.

Но не нужно обольщаться этими цифрами. Они – всего лишь показатель того, что люди ждут от Церкви и от веры, что возрастает число людей, ожидающих помощи и спасения от Церкви и от веры.

Не стоит обольщаться и той цифрой, которая все чаще и чаще появляется в социологических исследованиях, что, мол, 80% опрошенных считают себя православными.

Проблема в том, что так называемого природного, традиционного Православия, по сути дела, не существует. На уровне обряда – да, но на уровне истинной веры, чтобы душа верой проникалась, – нет. Наши с вами предки, государи, мыслители, церковные предводители передавали друг другу один и тот же завет из поколения в поколение – «храните веру Православную» и из поколения в поколение трудились над тем, чтобы каждое новое поколение вновь открывало для себя его истины, потому что подобные истины человек открывает сам, лично, каждое поколение их открывает заново, и каждому поколению нужно помогать открывать вечные истины, спасительные для народа и для каждого человека.

Да, вера – это дар Божий, но вера – это и труд, постоянный, ежедневный, ежечасный, наверное, даже ежеминутный труд по духовному преображению самого себя. Именно над этим трудился всегда и русский правитель, и русский духовный водитель. В процессе труда по преображению самого себя, в процессе помощи ближнему в этих трудах, как мне кажется, были выкристаллизованы три главных урока, передававшихся из поколения в поколение и ставшие основанием бытия нашего народа. Первый урок – хранить духовное единство. Сергий Преподобный на смертном одре, призвав к себе учеников, дал им завет: «Единомыслие храните друг с другом». Единомыслие, духовное единство, которое спасительно для народа, – одно из важнейших условий существования нашего народа, нашего государства.

Второй урок – это нравственная чистота, потому что только нравственно чистому человеку в нравственно чистом обществе можно устраивать благодатные дела.

И третий завет – это правда. Храните правду, то есть справедливость: храните в обществе справедливость, ни в коем случае не допускайте нарушения правды.

Итак, духовное единство, нравственная чистота, справедливость – на протяжении всей русской истории эти три завета передавались всего лишь тремя словами: «Храните веру Православную!».

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий:

– Мы благодарим сердечно Сергея Вячеславовича. Хочу дополнить к его представлению, что философия высокая находит выход и в практических делах. Так, он и его супруга Татьяна Владимировна были удостоены премии «Прохоровское полея» за учебники по русской истории для 6-го, 7-го и 8-го классов средней школы. Это очень важно для воспитания.

Передавая слово следующему выступающему, Александру Владимировичу Фоменко, хочу сказать, что он тоже по образованию философ, но служил в «горячих точках» – от Афганистана до Боснии. Он – секретарь правления Союза писателей России, в Государственной Думе 4-го созыва, он был, по-моему, в комитете по культуре. Очень интересное название у его доклада. Я только первые слова скажу: «Русским необходимо заключить Перемирие…». Действительно, есть в обществе этот синдром – страшное противостояние, нежелание и неумение договариваться, постоянная наша внутренняя готовность к гражданскому конфликту. Говорят много о «красной» идее, «белой» идее. Вроде бы «белая» идея сейчас претендует на победу, но страдает от этого страна, потому что русские эмигранты и первой, и второй, послевоенной, волн до сих пор лишены возможности получить паспорта по праву происхождения. Это мешает, наверное, объединяться нам (но это так, к слову).

Секретарь правления Союза писателей России Александр Владимирович Фоменко:

– Спасибо, Владыка! Прозвучало немножко как апокриф, потому что в Боснии я не служил, хотя бывал там.

Действительно, вопрос, который сегодня перед нами стоит, жизненно важен, потому что преодоление нынешней смуты, как и преодоление Смуты XVII столетия, – это задача, которую можно решить только прежде всего решившись на перемирие. Не примирение – примирение, как видно, невозможно. Вот и в эти дни, когда вспоминается 20-летие событий начала октября 1993 года, видно, что примирения не будет.

А вот перемирие реально, ведь простого прекращения военных действий достичь гораздо легче, нежели полного примирения. И для этого перемирия в уже вековом нашем гражданском противостоянии совсем не нужно идеологической капитуляции одной из сторон, ведь подобная капитуляция недостижима, пока жив хоть один сторонник противоположной точки зрения, пока сохраняется возможность идеологического реванша. В свое время Великая французская революция стала началом 25-летней эпохи почти беспрерывных войн как во Франции, так и в Европе. После этого Франция никогда уже не могла притязать на статус самой мощной и благополучной страны Европы, каковой она была до так называемой Великой революции. И все великие победы Наполеона, именами которых пестрят сегодня улицы Парижа, закончились тем, что в 1814 году в рядах русских и союзных войск прошли по Парижу победоносным маршем многочисленные представители французской эмиграции. А далее наступила французская Реставрация, но она означала не капитуляцию бывших сторонников Бонапарта перед вернувшимися на монархический трон Бурбонами, а именно перемирие. Потому что Бурбоны, отрицая собственно революционное якобинско-бонапартовское наследие предыдущих 25 лет, тем не менее, не торопились лишать дворянских титулов и маршальских званий наполеоновских маршалов. И эти маршалы в Палате пэров, верхней палате французского парламента, заседали тогда вместе с бывшими эмигрантами, с которыми встречались только на полях сражений.

Можно вспомнить, что по завершении русской Смуты XVII столетия, после воцарения Михаила Романова, как известно, были признаны законными все пожалования дворянства, которые производились даже и польским королевичем Владиславом во время его пребывания на русском троне. После этого в стране наступил хотя бы относительный мир, позволивший дальше развиваться.

И сейчас нам понятно, что в ближайшее время глобальные игроки будут все больше использовать в конкурентной борьбе различные революционные методики, как теперь говорится, переформатирования политических структур тех или иных государств. В этом смысле покончить с положительной мифологией любого рода революций для нас жизненно важно.

В отличие, например, от США, где государственная жизнь началась собственно с антиколониальной революции, нашей русской государственности тысяча лет, то есть она гораздо старше любых бунтов, революций, которые в русской истории, конечно, были. И при сегодняшних политических обстоятельствах мы уже можем сделать вывод, что как правые, так и левые повороты у нас все-таки возможны без стаскивания страны в очередную революционную пучину…

Но все-таки для искомого перемирия само государство должно еще сделать некоторые шаги. Например, дать стране соответствующее время на интерпретацию различных этапов нашей истории, в том числе и советской. И, в частности, признать период сталинского бонапартизма, длившегося с начала 30-х до начала 50-х годов, временем относительной послереволюционной нормализации, даже развития, в течение которого страна вернула себе великодержавный статус, утерянный вследствие гражданской войны.

Это не может препятствовать нелицемерному осуждению рецидивов революционного насилия, террора, который переживал СССР в те же годы, не может мешать искреннему моему сожалению о многочисленных жертвах (я ни в коей мере не являюсь поклонником современной Франции, но приходится приводить французские примеры в силу того, что предыдущая великая революция была именно там). Так вот, французы не объявляют все достижения наполеоновской империи простым следствием своей революции, как это иногда делают наши сторонники КПРФ, но они и не сводят итоги правления Наполеона I к политическим убийствам его противников и к империалистическим войнам, которые тоже сопровождались огромными жертвами.

Можно спорить, была ли у нас в 1991 году революция или контрреволюция, но ясно, что реставрацией тогда не пахло и перемирием тоже. И хотя в пылу борьбы Российская Федерация объявила триколор государственным флагом, но уже принятие имперского герба вызвало большие разногласия в тогдашнем политическом классе. Сегодня мы к этому привыкли, но 20 лет назад это была проблема.

О реставрации тогда никто вслух не говорил, но в итоге РСФСР окончательно мутировал в Российскую Федерацию, а задача этой самой реставрации исторической России, задача восстановительная, легла на плечи уже нового политического поколения. И ничего удивительного, что сегодня, например, постсоветский, так называемый креативный класс оказался столь же недоволен происходящим, как были недовольны николаевским царствованием русские интеллигенты. К сожалению, этот синдром русской интеллигенции, русского освободительного движения очень силен. Самое главное, что все последние годы никто не пытался воспитывать этот креативный класс в антиреволюционном духе.

Он воспитывался, собственно, как и вся страна, на мантрах о победе демократии над ГКЧП и на дурацких песнях, что: «Пусть свобода воссияет!». Только сейчас мы видим, что тональность окологосударственного агитпропа сейчас изменилась, и теперь у государства, очевидно, нет иного выхода, как заняться наконец вопросами истории и культуры, прежде всего исторической культуры.

На самом деле нет ничего особенно сложного в создании соответствующих учебников и внедрении их, – только чтобы в этих учебниках не было героизации военных изменников-декабристов и приснопамятного русского освободительного движения.

Ясно, что долговременное перемирие между русскими может быть достигнуто на основе ключевых вех национальной истории, то есть тех событий, вокруг которых возможно формирование хотя бы элементов национального примирения и согласия, – от прекращения Смуты в 1612 году и до победы над Наполеоном в 1812 году. Думаю, не случайно Президент В.В. Путин посчитал нужным обратить публичное внимание на необходимость восстановления памяти о героях Первой мировой войны, называвшихся тогдашним агитпропом «Второй Отечественной».

Но ясно, что именно память об Отечественной войне 1812 года и заграничном походе должна стать для нас сегодня наиболее значимым событием в государственной пропаганде в силу политической бесспорности, ведь ни бывший советский русский, ни бывший антисоветский русский, ни граждане РФ, ни заграничные потомки русских эмигрантов (до сих пор не могущие получить право на гражданство) не имеют полярных точек зрения на Наполеоновские войны; в войну с Наполеоном Россия выступила практически единым фронтом, без всякого приказа, и идея сопротивления Наполеону была тогда императивом для всех, включая сражавшихся тогда в рядах русской армии французских контрреволюционеров-эмигрантов, а уверенность верховной власти в своей легитимности была столь высока, что главнокомандующий, светлейший князь Кутузов имел возможность даже позволить себе оставить Москву, не опасаясь потрясения основ государственности. Его стратегия, как известно, привела к победе, хотя до этого в ней никто не был уверен. И все-таки были люди, которые в то время отпали от Наполеона.

Но уроком для нас должно быть то, как в 1814 году, после окончания войны, государь Александр I перед отъездом на Венский конгресс (который должен был закрепить итоги войны) повелел своему министру юстиции прекратить все дела, начатые против лиц, имевших какие-то отношения с неприятелем, и вернуть им все права и состояния, включая имени. Император выразил надежду, что эта победа царской милости над правосудием даст возможность этим людям окончательно исправиться – та самая «милость к падшим», о которой писал Александр Сергеевич Пушкин. Это была важнейшая черта не только Александра I, но и вообще Романовых.

Как известно, Екатерина II после страшнейшего для правящего на тот момент режима Пугачевского восстания, после казни Пугачева повелела прекратить преследование тех, кто были замешан в бунте, и считать это событие не бывшим.

Сам подход к забвению нестроений и несогласий… Мне кажется, сегодня мы должны о нем подумать и, может быть, применить к каждому из нас: у нас всех есть идеологические противники, с которыми мы готовы ссориться до хрипоты, но самое важное, чтобы эти ссоры до хрипоты за столом не переходили в «горячую» фазу, потому что в итоге выигрывает только тот, кто смотрит со стороны.

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий:

– Благодарим сердечно Александра Владимировича за освещение такой вожделенной для нас темы, как примирение. Перемирие я назвал примирением умышленно, потому что это церковное понятие, тогда как перемирие – термин, скорее, военный. Я совсем недавно в Испании был у огромного памятника, стометрового креста, который стал, так сказать, знаком перемирия между франкистской Испанией и республиканцами. Они похоронены там все вместе, более того, были приняты законы, которые преследовали любого человека, который сказал бы хоть какое-то слово вражды друг перед другом.

Хочу предоставить слово Сергею Ивановичу Котькало. Он был, как пишут в интернете, защитником Дома Советов, но уж не знаю, защитником или просто сочувствующим. Мы его знаем хорошо как главного редактора интернет-обозрения «Русское воскресение» – там есть масса интереснейших проектов, таких, например, как «Царь-мученик», «Песни «Русского воскресения», «Русской государственности». Но, пожалуй, самый главный – это интернет-каталог «Русского воскресения», он очень помогает всем православным людям найти опору.

Главный редактор интернет-обозрения «Русское воскресение» Сергей Иванович Котькало:

– Я меньше всего хотел бы говорить о революционной части нашей истории, а больше о тех добрых традициях, которые сложились в нашей письменности и особенно развились в период 300-летнего правления династии Романовых, а потом перешли уже и в советский и постсоветский период своими нравственными критериями. В минуты трудные, в дни испытания русский человек жаждет чуда правды и ждет знамения. И знамение, несомненно, бывает. Как же иначе? Как не хвататься за попираемую правду? Расстаться с верой в нее православный народ не может почти физически, чувствуя в ней незаменимую основу жизни. Русский мыслитель Иван Ильин писал Ивану Сергеевичу Шмелеву в 20-е годы: «Нет народа с таким тяжким испытанием историческим временем, такой мощью духовною, как наш. «Не смеет никто судить временно павшего под крестом мученика за то, что выстрадали себе дар незримо возрождаться в зримом умирании. Да славится в нас Воскресение Христово!». Эти слова связаны с известными словами о народе Достоевского, с выводами из истории Ключевского.

Исключительные свойства нашего народа быстро оправляться от государственных потрясений и крепнуть после военных поражений подтверждает вся наша история. Народу эти знаки подавались. Обновление иконы в Екатеринбурге, где случилась страшная трагедия – убиение Царственных Страстотерпцев; здесь долго оставались следы страшного преступления. Царская династия начиналась призванием на царство в Ипатьевском монастыре и заканчивалась расстрелом Царской Семьи в Ипатьевском доме. Это же все знамения.

Одни убивали и стирали память, но православный русский народ, напротив, укреплялся, оживал, перемалывал неправду и постепенно добивался правды. Возвращал подвиг Царственных Страстотерпцев, свою народную историю закрепил воздвигнутым величественным собором на месте казни.

В России живут сказания, ценнейшее в них – это образ неутолимой жажды правды и нетленной красоты души. Неутолимая жажда правды и есть свидетельство исключительной духовной мощи русского народа, которую в целом мире не найти. Неутолимая жажда правды была и есть сутью нравственного стержня нашей литературы со времен начала славянской письменности. Сегодня, конечно, в связи с цивилизационными преобразованиями мира, слово во многом обесценилось, потерялось его Божественное значение, и мы зачастую не очень-то и понимаем, что говорим, пишем и читаем. Позатерлись значения символов, смыслов, и все же неутолимая жажда правды живет в народе, в русской литературе.

Я не стану напоминать имена Распутина, Белова, Ганичева, Солоухина, я хочу познакомить вас с тем, как мыслят наши дети и как они видят правду и чудо. Мы в Союзе писателей ежегодно проводим на протяжении 10 лет литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед!». Одну из номинации мы назвали «Письмо моему герою». Хочу прочитать несколько таких писем.

«Письмо Добрыне Никитичу» ( в самом уже «Добрыне» все сказано, да): «Здравствуй, Добрыня Никитич! Это пишет тебе Соня. Хочу тебе сказать, что ты любимый мой богатырь в мире, у тебя много силы, и мне это нравится. Я смотрела мультфильмы, слушала о тебе сказки, о том, как ты побеждал зло. Я про тебя смотрю мультики у деда по СТС, я видела, как ты со своими друзьями-богатырями победил Шамаханскую царицу, знаю, как Небесный Бог подсказал тебе побиться со Змеем Горынычем еще три часа, чтобы одолеть его. Я хочу попросить тебя, чтобы ты всегда побеждал зло. Ведь ты добрый, потому тебя и зовут – Добрыня.

Сейчас тоже есть бандиты, и они как Горынычи – страшные, злые, опасные и обманщики. Ты со своей женой Настасьей Микуличной тоже можешь сделать много добра, ведь она у тебя тоже – богатырша. Сегодня нашего Президента тоже зовут Владимир, как Владимира – Солнышко, которому ты служил в Киеве. Поезжай в Москву и можешь поступить к нему на службу, а если будешь служить ему хорошо, он тебя тоже наградит, как славного богатыря, за великую службу». Это писала Соня Стрешнева, ей 6 лет (сейчас уже, наверное, 7 исполнилось – прошло месяцев 8), из села Вольного, Вольно-Надеждинского детского сада №250 ОАО «РЖД».

И другое письмо – такого же возраста девочки из того же детского сада. Письмо Илье Муромцу: «Здравствуй, Илья Муромец! Я – Аня, пишу тебе письмо в город Муром. Не знаю, где он находится, но находится в России. Я тоже живу в России, но далеко, возле моря (это Хабаровский край, Приморье). Пишу тебе, потому что много знаю о тебе: есть сказки, мультики. Я узнала о тебе, что ты можешь всех спасти от злодеев, и мне очень интересно про все это, все про твой город Муром, – думаю, что он где-то в середине России, там обязательно много берез и девушки все в русских сарафанах, с длинными косами. Они водят хороводы и поют русские песни. Еще там много зеленой травы, она вкусно пахнет, особенно утром, там светит солнышко и поют птички. Вот так я представляю твой город!» (в общем, дети-то хотят той традиционной и одежды, и красок, и песен, и музыки).

Или, скажем, пишет девочка святому благоверному князю Александру Невскому. Это уже школьница из Хабаровска: «Впервые я узнала о вас, когда посетила храм Святого Благоверного Князя Александра Невского. Храм назван в вашу честь. Он построен в нашем городе в 1942 году на месте хлебного магазина. Символично получается, что сейчас это место дает прихожанам хлеб духовный».

Еще я хочу вам прочитать размышления мальчишки из детского дома Алтайского края, из города Бийска, его размышления о счастье: «На этот вопрос, наверное, нет, да и не может быть однозначного ответа, ведь для каждого человека счастье – свое. Долгое время мне казалось, что счастье – это богатство. Богатый человек может позволить себе все: и отдых в экзотических странах, и дорогое жилье, и роскошный автомобиль. Меня манила эта сказочная жизнь, и хотелось, чтобы эта сказка стала для меня реальностью.

Постепенно туман начал исчезать, а произошло это после смерти близких для меня людей. И стало вдруг ясно, что не все в этой жизни решают деньги. Сейчас все на свете я бы отдал, чтобы с папой, как в детстве, играть в прятки, а мама кричала бы в окно: «Парни, обедать!», но мне уже не увидеть счастливые глаза родителей. Пережитое заставило посмотреть на жизнь по-другому. Теперь счастье для меня – это взаимопонимание, любовь и дружба.

Если в вашей жизни есть близкие люди, готовые поддержать в трудную минуту, вы можете считать себя действительно счастливым человеком. Сейчас в моей семье 13 братьев и сестер. Как мне хочется, чтобы все были счастливы, ведь настоящее счастье – это любовь, забота близких людей друг о друге. Мне хочется, чтобы ребята в детском доме радовались всему, что видят вокруг: солнцу, цветам, близким и родным. А еще для меня счастье – забраться в тихий уголок детского дома и рисовать, рисовать, рисовать. Счастье нельзя накопить, отложить про запас, зато его можно достигать и можно делиться. А может, счастье – это улыбка, она ничего не стоит, но много дает, она радует, длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Счастливый человек несет в мир любовь, свет, радость улыбки».

Я хочу добавить только к образу этого мальчишки, что после гибели его родителей он не разговаривал три года.

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий:

Хотел бы предоставить слово следующему нашему выступающему. Это Марат Мазитович Мусин, мы его знаем хорошо, он руководитель агентства «Анна-ньюс», доктор экономических наук, заведующий кафедрой РГТЭУ им.Плеханова. Он в свое время создал коллектив, разработавший систему раннего предупреждения негативных процессов в экономике. Применяя эту систему, можно осветить, как рентгеном, весь бизнес, как добросовестный, так и недобросовестный, и выявить любую хитроумно задуманную операцию. Многие считают, коррупцию и воровство в России победить невозможно, а он в свое время, написал книжку, бестселлер своеобразный: «Финансовая разведка знает все». И там научно доказано, что в России можно не воровать и зарабатывать очень большие деньги. А борьба с коррупцией – вполне решаемая задача.

Доктор экономических наук Марат Мазитович Мусин:

– Спасибо, Владыка, за представление. Я только уточню: у нас фронтовое агентство «Анна-ньюс». В You-tubе это «Ньюс-Анна». После Сергея Ивановича очень тяжело выступать, много говорилось позитивного. Я хотел бы рассказать опять о плохом. Мы работаем вот уже второй год на передовой, мы, как известно, изучаем наше будущее. Выводы моей команды (а у меня обстрелянные офицеры), что Россия к войне такого типа не готова. Мы с вами живем в шестом технологическом укладе, здесь главными становятся технологии социального манипулирования, которые позволяют сформировать пушечное мясо в любой стране, направить его туда, где управленческая элита показала свой норов, отказавшись поступиться какими-то интересами. Неважно, Сирия, Ливия это или, может быть, Франция, Германия. Ни одна страна не готова противостоять этому. Сирия не разрушала свою армию, народ понял, что в средневековье они не пойдут, взялся за оружие, и кроме как произвести тотальную зачистку миллионов человек, победить эту страну уже нельзя.

Значит, мы понимаем, что в основе всех трансформаций лежат корыстные экономические интересы. Я разговаривал с профессором Губановым Сергеем Семеновичем. Наш подход дает точные прогнозы о сроках наступления кризисов, в частности, кризисов в реальном секторе экономики США. Это позволяет оценить, сколько времени нам отпущено для решения серьезнейших проблем.

Мы с вами находимся в месте, где было казнено руководство нашей державы, то есть фактически с этого началась зачистка управленческой элиты. И это было сделано не только руками пришлых людей, но и руками наших соотечественников.

Так вот, оценки Губанова таковы, что мы уже в автономной рецессии, показатели в следующем квартале будут положительными, в этом они близки к нулю, но отрицательно – четыре сотых процента минус ВВП, в прошлом квартале, значит, семь десятых ВВП. Суть простая. Эти прогнозы уже два года идут на стол руководству страны, власть у нас не делает выводы из того, что происходит в Сирии, где воюют тысячи наших соотечественников. Власть не делает выводов из того, что время очень ограничено и нам нужно решать острые проблемы эволюционным путем.

Я полностью согласен с тем, что говорили митрополит Феофан, Александр Фоменко, но мы, как люди, которые работают в поле, четко видим механизм. Сделали мы выводы из трагедии столетней давности?

На самом деле нет, точнее, не мы, а те, кто эти чудовищные проекты придумывает. Какой метод трансформации – террор? Идеология террора в чем заключается? Это идеология двоечников, которые не способны грамотно, эволюционно решать накопившиеся в обществе проблемы. Выдвигается лозунг, удобный, может быть, для межличностных отношений: нет человека – нет проблемы. Но он совершенно абсурден применительно к нациям, народам. Что, нужно взять меч или автомат Калашникова и физически уничтожить одну из сторон конфликта? Проблема от этого не исчезает.

Обман заключается в том, что это не способ решения проблемы, и те, кто это делает, естественно, потом станут жертвой. Это метод террора, который мы увидели в другой ипостаси в октябре 1993 года. У нас сейчас тут сидят космонавты. Так вот, погиб тогда, по-моему, приемный сын космонавта Волкова, молодой парень. Сергей Иванович Котькало был среди защитников Белого дома, был отец Никон. То, что они живы, это чудо. Александр Фоменко повел ребенка в детский сад, но начался обстрел и штурм Белого дома, и он вернулся, понимая, что живым шансов у него вернуться немного. То есть мы на своей шкуре это все видели. Почему мы проиграли тогда, ведь мы защищали закон, Конституцию? Только сейчас, спустя 20 лет об этом начинают говорить во властных коридорах. «Бог не в силе, а в правде»; мы считали, что если правда на нашей стороне, мы уже выиграли, оказалось – нет. Нужно было понимать, как начнут манипулировать и воздействовать на общественное мнение, как это было в 93-м.

Итак, какой принцип используется... Значит, в основе экономические проблемы. Сейчас Запад подошел вплотную к тому, что социально-экономическая модель подлежит замене. Вместо того чтобы потерять многое, они пытаются возглавить этот проект. Для этого нужно предложить идеологию террора. Но если в 1917 году была идеология богоборческая, антирелигиозная, связанная с доктриной радикального рационализма, то сейчас используется идеология религиозных войн. На самом деле, это тоже антирелигиозная идеология, потому что те же самые принципы, но Бог меняется на дьявола. Каким образом пушечное мясо формируется? Через ту же Конституцию, которую нам написали американцы в 93-м после расстрела парламента, а сейчас внутреннюю оппозицию будут очень активно подпитывать. Этот процесс уже начался. Это компрометация института Церкви, нравственное разложение общества, это отрицание позитивного опыта наших предков, это разрушение института семьи. То есть наших традиционных тысячелетних ценностей.

Так вот, в основе лежит использование гордыни (потому что воюют молодые – гордыня неокрепшего ума). Протестантская модель: «тебе не нужны духовные наставники, тебе не нужны церкви, тебе не нужны памятники материальной культуры и так дальше. Вот возьми «Капитал» Маркса, либо возьми Коран, и все будет ясно тебе, тебе не нужно учиться, тебе не нужно много думать, чтобы решить эти противоречия, ты прав, тебе не нужно профессию получать. Возьми меч в руки, уничтожь тех, кто стоит с той стороны» (можно уничтожить целый народ, тот же сирийский, да). Все оппозиционеры сейчас на стороне правительства, потому что они понимают, что это террористы, бандиты. В 1917 году сработал лозунг: «Убей буржуя, убей попа, убей офицера, вышли очкариков-интеллигентов!». Было такое? Потом все стало обратно, это закон!

Принципиально схема не изменилась, но ее пытаются поднять уже на уровень более высокий, потому что идеология не атеистическая, не просто отрицание религиозных принципов, а под видом религиозных тоталитарных сект, и она смертельна. Ставка на кого? Тупые, упертые. Скажите, пожалуйста, интеллигенция в 1917-м продала свой народ? В 1991-м, когда у нас уничтожили территорию, мы, интеллигенция продали свой народ? Что, ума не хватало, образования? В 1993-м что кричали? «Лучше русский пьяница Ельцин, чем чеченец Хасбулатов», да? Когда нас расстреливали… Сейчас что говорят? Сейчас частью этой машины становится дурак. Не важно, есть у него диплом о высшем образовании или нет. Его задача – те вбросы разрушительные, которые сделаны, призваны все конфликты в обществе перевести в неразрешимую антагонистическую стадию. Они все срабатывают. Итак, мы четко с вами понимаем, что Запад эволюционным путем пришел к тому, что было правильно в 1918-м, – если социально-экономическая модель себя изживает, то можно и построить госкапитализм, о котором есть в работах Ленина.

Почему тогда в нашей стране нас кидают в междоусобицу с помощью этих западных теорий, механизм понятен. Брат на брата. Попав в результате этих междоусобиц из XX века в XIX, а точнее, из XXI в XIX, теперь мы пытаемся обратно вернуться. Но мы потеряли 100 лет и десятки миллионов жизней. А почему те страны, откуда эти идеи вышли, без крови обошлись и все это сделали, устранив своего геополитического противника?

Итак, самое страшное в том, что недостаточно было уничтожить территорию страны, как в 1991 году недостаточно было осуществить деиндустриализацию, Чубайс открыто говорил: пусть 30 миллионов русских погибнет – это вам ничего не напоминает? Это та же идеология Юсуфа Кардави, оголтелого исламского радикализма. Недостаточно осуществить деиндустриализацию, чего Гитлер не смог сделать, потому что нужно перебить хребет народу.

Американцы признали несколько месяцев назад, что Конституцию оккупированной страны в 93-м писали они – они вставили два пункта принципиально важных: статья 13 пункт 2 и статья 15 пункт 4, по которым доутюжить нас можно с помощью собственных механизмов, нашими собственными руками. По пункту 13 статьи американской версии Конституции (это Госдепартамент признал, это все у них висит на сайте, и другие, кстати, ключевые законы): мы не имеем права защищать свои традиционные ценности – духовно-нравственные, культурные, институт семьи в нашем понимании. А статья 15, пункт 4 – о том, что у нас приоритет международного права над внутрироссийским. И если в нашей Думе сидят люди, чьи дети учатся в Англии, а там принимаются законы о браках с чайником и однополые браки, что происходит? Мы можем ратифицировать такого рода нормы и запустить (уже не средствами террора государственные механизмы, а легитимными способами правоохранительной машины) машину уничтожения традиционных духовно-нравственных и культурных ценностей, института семьи.

Что происходит, когда люди, лояльные государству, переходят в разряд его врагов? Они пойдут в ваххабитские тоталитарные секты, то есть англосаксонская модель строит блестящую ловушку. Наш анализ показывает, что полиция ни в Париже, ни в Германии не в состоянии противостоять армии, которую англосаксы перевели в разряд регулярных – «Аль-Каиду» я имею в виду. А когда я вижу оружие массового поражения, которое научили делать членов «Аль-Каиды»?.. Господа, вот у Израиля свой интерес. Мы защищаем израильтян, потому что нельзя давать технологии производства в кустарных условиях взрывных устройств и к ним самодельного химического оружия – это оружие массового поражения; они придут к вам через моря и океаны, на острова, то есть англосаксы тоже уязвимы, вы этот процесс не остановите – даже когда перестанете деньги платить, ничего не изменится, эти люди пойдут. И этот процесс начался.

Сирия выиграла, только ликвидация президента позволяет достичь Западу своих интересов. Ответьте мне на вопрос: где будут утилизироваться химические боеприпасы? Я в боях в Восточной Гуте был, там 17 000 группировка для атаки на наше посольство, на Дамаск готовилась. Это международный террористический интернационал, построенный по принципу тоталитарных схем.

Но и в первом, и во втором случае, еще раз повторяю, нужно уничтожить три регулятора: религиозный, духовно-нравственный, культуру и институт семьи, и тогда возникает и внутренняя оппозиция, и возникает пушечное мясо.

Так вот, к чему я вспомнил Сирию? После 21 августа, когда боевиков стали уничтожать, элитным подразделениям «Аль-Каиды» пошел приказ из Сирии перебрасываться в Киргизию, Казахстан. Несколько дней назад арестован человек, который у нас в Отрадном у мечети говорил, что надо объявить джихад России.

Так что у нас очень мало времени. Еще раз: чтобы мы сделали должные выводы, мы должны понять, что манипулировать умеют общественным мнением очень грамотно. Власть, к сожалению, запаздывает, поэтому вот здесь мы должны бить во все колокола и вопросы ставить очень жестко и четко.

(Продолжение в следующем номере)

 
Праздник

4 ноября – празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы. День народного единства

Понятие независимости страны слагается не только из территориальной целостности и защищенности границ. Понятие независимости сохраняется до тех пор, пока народ имеет способность, основываясь на своих собственных ценностях, формировать государственное устройство, законы, обычаи, передавать доставшиеся ему ценности из поколения в поколение.

 
Церковный календарь

Без веры, как без души, не может быть жизни

Протоиерей Евгений Попиченко

4 ноября – празднование Казанской иконе Пресвятой БогородицыЭто наш день Победы, великий день Победы, коих в нашем славном Отечестве достаточно. Ведь всякий раз, когда возникала угроза уничтожения нашего народа, уничтожения не физического, но духовного, Господь пробуждал в русском народе мужество, решимость, покаяние и веру.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс