Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (745) → Никакая сила не может преодолеть благодать

Никакая сила не может преодолеть благодать

№40 (745) / 21 октября ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Все происходящее – ступеньки к Богу

Даже история XX века показывает, как порой неожиданными путями люди обращаются к Богу: кто-то – читая книгу, кто-то – смотря фильм, кто-то – видя злодеяния. Почему люди обращаются к Богу? Их коснулась благодать, а коснулась она их потому, что они способны в этот момент на нее откликнуться.

Теперь – о свидетельстве апостола Павла, что невозможно отлучить человека от любви Божией, от благодати Божией. Человек, призванный Богом и принявший благодать, отвечает на любовь Божию и старается – в меру свою – исполнить заповеди Божии. Он начинает томиться тем, что ему не так живет, как хотел бы, начинает плакать, что не таков, каким хочет видеть его Бог, что мешает, какие страсти, как их побороть, где ключ к разрешению его болезней, его духовной неудачности, и он хочет быть другим. Кто-то идет семимильными шагами, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Кто-то – постоянно спотыкаясь и падая, а то и просто ползком, но все-таки видит вожделенный образ Спасителя и устремлен к Нему

Желание человека быть таким, каким видит его Бог, – это знак, что он принял благодать Божию в меру свою и пытается хоть что-то сделать на пути к Богу, и никакая сила никогда его остановить не сможет. Человек превозмогает сопротивление мира, насмешки друзей, сопротивление плоти, собственную неопытность, отсутствие наставников и еще тысячу разных других обстоятельств, но вопреки всему верит, пытается что-то делать и страдает, что он не таков, каким хочет быть и каким видит его Спаситель. Он вновь и вновь спотыкается и падает, а потом с плачем встает, исповедуется, кается и ищет способ избавиться от мучающей страсти; и снова и снова повторяется то же самое.

Так, кстати, происходит не только в наше время: в древнем патерике встречаются рассказы об отцах и IV, и V веков – это было и раньше, – доказывающие: если человек устремлен, ничто не может его остановить: а если остановился, махнул рукой: «Да какая разница? Живут же люди, и я проживу», он показывает, что и не было у него никогда благодати – он просто возгорелся от каких-то чувственных переживаний; это не благодать даже была, раз он не смог выдержать искушение. Видение может быть не только от Бога, но и от лукавых духов – они тоже могут зажечь человека, но подлинной благодати не дают, и человек погорит-погорит, а потом разочаровывается во всем и машет на самого себя рукой, оставляет продвижение на пути к Богу.

Но все те, кто достигли цельности и полноты с Богом – на смертном одре или как разбойник на кресте, или еще каким-то образом, – получили плод своей устремленности к Богу, их осиявает свет, они умирают с миром, веря, что Бог принял их усилия. Это свидетельствует, что в начале обращения человека к Богу стояла благодать. Именно ее никакая сила не может преодолеть.

Мученичество, искушение святых отцов в пустыне свидетельствуют: если благодать стоит в начале подвига, в начале жизни со Христом, ничто остановить человека не может. Поэтому апостол Павел и говорит известные слова: «…любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». Действительно, если человек идет к Богу, призванный Им и получивший на это благодать, – все, что происходит в его жизни, он использует ко благу: и неудачи и поражения, и скорби, и страдания и утешение, и радости, богатство и нищету – все он применяет так, что они становится ступеньками к Богу. Получил богатство – оно его сокрушить должно, привести в состояние разнузданности, ан нет – стал щедрым и милостивым. Или впал в нищету – в уныние должен прийти человек: как же, «Богу служил и в нищету впал!», а он благодушествует и песни поет – радуется: теперь много времени на молитву.

Согрешил человек – ему бы отчаяться, а он приходит и говорит: «да, Господь меня смирил, теперь я понял наконец, какой я плохой!», и идет дальше… Сделал праведное дело, чуть ли не мертвого воскресил, идет и радуется, что Господь ему, нищему, такую милость оказал, такое чудо через него совершил, что он в недоумении вообще, как жить дальше, и срочно хочет наложить на себя дополнительный пост, чувствуя, что добром это для него не кончится.

Это потому, что благодать человека учит.

Храмы у него горят или строятся, в грехи он впадает или по стезе добродетели шествует – благодать, живущая в человеке, помогает все осмыслить и сделать ступенькой к возрастанию в Боге.

Даже в состоянии отчаяния и уныния благодать находит пользу – человек смиряется, понимает свою немощь, как это было с преподобным Варсонофием Великим: он долгие годы боролся с духом уныния и в итоге приобрел недюжинное благодатное терпение ко всякого рода менее значимым скорбям.

IX глава Послания к Римлянам повествует о практическом, на основании Священного Писания Ветхого Завета, действии Промысла Божия в избрании и призвании. Ключевой в IX главе стих 8: «То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» – Царство Божие не по естеству наследуется. В каждом конкретном случае человек входит во владение Божие только получив для этого благодать.

И дальше апостол Павел рассуждает об известных уже нам примерах – Аврааме, пример которого мы уже обсуждали. Особенно характерный пример – история Иакова и Исава. Апостол Павел говорит: «Так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Чту же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак».

По мысли апостола, благодать, то есть дар Божий, никак совершенно не зависит от того, что значит человек, что он из себя представляет. Важно только, как он на эту благодать ответит. Немощный ли он или сильный, богатый, нищий – какой угодно: не это важно, чтобы снизошла благодать. Важна только способность ответить на любовь Божию. Пример Исава и Иакова это показывает. Они ничем не виноваты, они в одной утробе, пока совершенно одинаковы, никто из них ничего противного закону не сделал. Но один из них избирается. Почему?У Бога лицеприятие, Ему один нравится больше? Нет, Он знает, что один из них всегда будет следовать за Богом, а другой будет всегда отвергать Его. И последующая история Иакова и Исава подтверждает, так сказать, безошибочность Божественного избрания. Действительно, Исав всегда легко отказывается от благодати, от Бога и от имени Его, а Иаков, наоборот, во всех сложностях всегда устремляется к Богу, вопреки всему взыскивает Бога и всегда ищет одного – быть в общении с благодатью.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Дары Божии всегда преизобильны

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Нельзя служить Богу и мамонеДля иудейских царей времен Ахаза вера становится просто предметом традиции. Она выхолащивается, вырождается, становится просто обрядом. А обряд фактически соблюдается не потому, что кто-то боится Бога или кто-то пытается чтить Его

 
Плод веры

Станислав Юрьевич Куняев: К свету в конце тоннеля

Беседовал Александр Гатилин

– В нашем разговоре со Станиславом Юрьевичем Куняевым, главным редактором журнала «Наш современник», сопредседателем Союза писателей России, мы затронули очень серьезную тему – восприятие нынешней молодежью советской эпохи.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс