Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (743) → Бог знает каждое сердце

Бог знает каждое сердце

№38 (743) / 7 октября ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

В начале всего лежит благодать

Вот интересный и столь же хрестоматийный пример: апостол Иуда и апостол Петр. Каждый делает то, что считает нужным, но про опыт того и другого Богу известно. Петр неизбежно должен отречься. Но отрекается он потому, что в его душе что-то происходит не предопределенное, он просто смалодушничал. Это обстоятельство Бог предвидел, и в силу этого предвидения отречение предопределено. Именно этому обстоятельству надлежало стать ключевым в истории обращения грешников, в личной жизни самого Петра, который непрестанно плакал, вспоминая, как легко он мог ниспасть от чина апостольского. Много других Евангельских событий как бы группируются вокруг этого эпизода отречения.

Иуда тоже сделал то, что было предопределено, но не раскаялся в своем предательстве. И это его собственный выбор. Бог знал, что он предаст, и он действительно так поступил.

Это событие отражено в молитвах, богослужебных текстах, которые до сих пор являются очень поучительными и людей приводят к Богу, показывают, как опасно ходит человек, как легко может совершиться его падение.

Или преподобная Мария Египетская (житие ее всем хорошо известно). Бог знал, что она может обратиться, покаяться, и создал ситуацию, когда покаяние стало для нее возможным. Но разве одна блудница была в Александрии? Разве одна блудница была в Иерусалиме? Бог создает ситуацию именно потому, что знает: для нее она может стать началом ее спасения, она безусловно ответит. Почему Он другим не создает? Он знает, что они не ответят. Мало ли людей, которые испытывали трудности, чтобы первый раз переступить порог храма? Некоторые из них повернулись и ушли, а другие преодолели и зашли. И те, кто преодолели, знают, что и это было Промыслом Божиим. И они поняли разницу между тем, что пугает нас на подступах к храму, и тем, к чему он нас приобщает.

Очень важно понимать, что предопределения в том смысле, что как-то все люди к чему-либо предназначены, нет. Но предопределение действительно знает, что сделает человек, как распорядится своей свободой, свое жизнью, своим временем, как он захочет поступить в ответ на то, что ему будет дана благодать или показано Откровение. То, что говорит в VIII главе апостол Павел, вообще никак не относится к предопределению, как мы его понимаем. Апостол скажет об этом и в IX и X главах. Это будет свидетельством о судьбах мира, о Промысле Божием в конкретных исторических обстоятельствах.

В контексте VIII главы апостолу важно не сказать о каком-то предопределении, а засвидетельствовать исключительную роль благодати Божией в деле спасения человека. Действительно, все в жизни человека делает благодать. Человек не может отозваться, пока не услышал зов. Земля очень плодородна, но не может родить ничего, пока кто-то не бросит семя в эту землю.

В этом отрывке и в следующих двух главах апостол и утверждает Павел мысль, что все в жизни человека делает Божественная благодать. Для него это принципиально важно в деле возрождения человека.

Мы вспомнили о Боге, захотели почитать Евангелие. Да, мы воспринимаем это как собственное желание, но на самом деле это был призыв благодати, на который мы откликнулись. Мы можем прочитать Евангелие, закрыть и сказать: «Какая ерунда, ничего не понимаю!» – это наша реакция на призыв; но мы обратились к книге, прочитали хоть несколько строк – это был призыв Божественной благодати, с которым наша свобода не захотела считаться. Очень ярко описывает свой опыт обращения известный митрополит Антоний Сурожский – именно такое благодатное обращение к Евангелию стало для него поворотным пунктом.

Читая жития святых, мы можем буквально проследить момент обращения, когда благодать призывает человека на подвиг, на служение – и человек отзывается. Каждый подвижник безусловно понимает, что это и есть призывающая благодать, что он позван Богом и он услышал призыв.

В Ветхом Завете есть эпизоды призвания царей или пророков – всякий раз призывает благодать Божия, всегда исходит от Духа Божия начальный импульс, касающийся сердца человека. Это и утверждает апостол Павел – в начале всего лежит благодать: ни человеческие заслуги, ни человеческий подвиг ничего вообще в жизни человеческой не может привлечь эту благодать. Бог Сам дает ее тому, кто, по Его мнению, откликнется на этот призыв благодати, а вовсе не за труды и не за старания. В ответ на этот призыв человек может что-то дать, но исходный посыл только от Бога исходит и определяется только тем, что Бог знает об этом человеке.

Второе, что хочет показать этим утверждением апостол Павел на самом деле Бог знает меру человека, знает кто, когда и при каких обстоятельствах способен с максимальной степенью отозваться на его призыв. Не как мы – идем и говорим: авось, кто-нибудь услышит, да обратится. Мы и должны так делать, мы – люди. А Христос от нас отличался, ибо Он Сын Божий: Он знал, что на сердце у каждого и поэтому делал и говорил только совершенно точно, не разбрасывая слов и чудес. Каждое Его слово и поступок, каждое чудо имели четкую направленность – Он знал, как отзовется человек и на призыв, и на обличение. Поэтому одних Господь призывает с детства, кого-то с юности, кто-то слышит глас Божий буквально на смертном одре. Это не важно: Бог знает, когда человек может Его расслышать и ждет этого момента, не оставляя человека совсем, Промыслом Своим бережет его как зеницу ока, чтобы в нужный момент позвать его, зная, что человек непременно отзовется на Его Божественный призыв.

И третье. Апостол Павел свидетельствует, что раз благодать человеку дана, нет в природе силы, которая могла бы победить эту благодать.

Заключение VIII главы – как раз об этом: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

На каждое из этих положений есть очень солидные и яркие свидетельства Священной истории, Священного Писания, Предания церковного, но более подробно проиллюстрируем эти слова апостола Павла в следующей нашей беседе.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

«Что я скажу Богу?»

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О судьбах народовБог попускает иногда таким царям, как Азаил, править, чтобы они несли бедствия – эти бедствия могут возродить духовную жизнь если не во всем народе, но хотя бы в некоторых людях, которые могут через эти страдания обрести спасение. В истории нашей страны мы видели это

 
Верую

Дмитрий Певцов: Жить надо перед Богом

Беседовала Елена Козенкова

Окончание. Начало в № 37 (742) – Сейчас модно ругать Церковь, и этот процесс не обошел и театр. В Москве на многих театральных площадках, таких даже, как Большой театр, Музыкальный театр имени Немировича-Данченко, МХАТ имени Чехова, идут постановки, где нарушаются законы

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс