Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Крещеный человек освобождается от закона греховного. Это непреложное утверждение апостола Павла. Достаточно обратиться хотя бы к тексту VI главы этого Послания или вспомнить возглас апостола Павла, которым он венчает все рассуждения VII главы: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим».
Мы все – чада света, говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам. Мы все освободились от закона греха, ибо умерший освободился от закона греха и от закона плоти. Поэтому торжество греховного закона в человеке после Крещения есть свидетельство его смерти во Христе: если после Крещения человек снова ощущает в себе необуздываемый закон греха так, что снова делает то, чего не хочет, и никаким образом, даже прибегая к таинствам, не может остановить силу действующего в нем греховного закона, это ясное свидетельство, что он умер для Бога, что в нем нет жизни, что дары Крещения он растратил, потерял дар Святого Духа, что он снова вернулся, как блудный сын, на страну далече и вынужден работать жестокому господину. Об этом ясно свидетельствуют, например, Симеон Новый Богослов, святитель Феофан Затворник в своей книге «Путь ко спасению», описывая состояние человека, по своей воле ушедшего от Бога, – определенным образом умершего для Бога. Оба этих святых отца показывают, как происходит возвращение человека к Богу, на каких принципиальных основах оно должно строиться. Они ясно говорят, что человек, после Крещения снова ощущающий в себе непреодолимую власть закона греха, умер для Христа, вернулся к дохристинскому бытию жившего под Законом, а не под благодатью, как мы все.
Церковная традиция привыкла воспринимать слова апостола Павла из VII главы, сознавая, что они относятся к человеку, жившему до того, как в мир пришла благодать и искупила нас силой Христовой Жертвы. Тут апостол Павел обозначает антропологические, человеческие реальности, о которых он дальше будет достаточно много говорить. Ветхий человек и новый человек – ум, дух любит Иисуса Христа, любит заповеди Христовы, но плоть, пронизанная законом греха, более всего доступна злу, живущему в мире, она тяготеет к закону греха, к этому миру. Ум и дух стремятся ко Христу – плоть стремится к миру и греху. Ум стремится к духовному и чистому – плоть стремится к нечистому и плотскому. И получается, что внутри человека не прекращается внутренняя борьба, и каждый это знает опытом своей жизни. Она есть и после Крещения, и это именно борьба. Человек, вкусивший грех до Крещения, не перестает бороться с законом плоти, действующим в нем, и с законом греха, действующим в его плоти, и после Крещения, иначе этот закон греха может снова ожить – пока не пришел Иисус Христос, пока не сгорел этот мир, лежащий во зле, пока тело наше, с которым мы грешили, не вкусило смерти, никогда человек не обретает покоя от этой борьбы с грехом, с законом плоти, воинствующим через члены наши, наше тело.
На примере святых мы видим, что они, став святыми (и действительно обратившимися к Богу так, как мы сейчас к Богу не обращаемся), готовы претерпеть за Него всяческое мучение, но они непрестанно всей своей жизнью боролись с грехом, воинствующим против них. Но то, что они могли с ним бороться и его побеждать, есть дар благодати. Грех не господствовал над ними, они не исполняли его похоти и желания, они побеждали его, пока совершенно не растоптали, не уничтожили его в прах. Но они боролись так, пока смерть, и смерть чаще всего мученическая, не открывала им путь к Богу. Они побеждали его, – а он все равно действовал.
Жития мученицы Евдокии, бывшей блудницы, преподобной Пелагеи, тоже бывшей блудницы, показывают, что даже люди, искренне раскаявшиеся, приступив ко Крещению, непрестанно подвизались в борьбе с грехом. Но сама возможность этой борьбы и победы – это дары Иисуса Христа. Не будь Крещения, они не смогли бы никогда побороть живущий в них грех, а тут они распяли, растоптали его и достигли совершенной святости.
Всем известно житие священномученика Киприана и мученицы Иустинии, когда по навету безумного юноши, влюбленного в Иустинию, Киприан, бывший волхвом, должен был напустить на нее чары, соблазняющие ко греху, и она, никогда не знавшая греха, никогда не знавшая страстных влечений, вынуждена была бороться с тем, что она стала ощущать в своем теле. Она усилила подвиг свой молитвы и поста и победила врага.
В любом случае каждый христианин после Крещения должен продолжать свою брань со грехом; никогда он не получит этой свободы, если оставит борьбу. Но возможность борьбы – это тоже дар Крещения. Как скажет в Послании к Галатам апостол Павел: «Я усмиряю и порабощаю тело мое». Даже он, девственник, не знавший очень многого в своей юной жизни, не живший греховной жизнью, непрестанно должен был бороться: пока человек в этом теле, в этой жизни, в этом мире живет, закон греха будет пытаться снова забрать власть над ним. Человек свою свободу тем и утверждает, что всегда отвергает приложение греха и плоти и борется с ним. Дальше апостол Павел разовьет свою мысль, показывая некоторые тайны этой духовной брани.
Поиск ответа, как житьПосле Сарепты Сидонской пророк Илия возвращается в Израильское царство и дерзновенно предстает пред царем и предлагает ему собрать на гору Кармил всех жрецов Ваала и устроить на глазах всего народа состязание. Царь соглашается. Жрецы Вааловы делают
– Тема беседы – грех многословия. В гостях у передачи «Литературный квартал» на телеканале «Союз» Людмила Осипова, преподаватель колледжа искусства и культуры. – Что говорит Священное Писание о многословии? Евангелист Матфей передает слова Господа
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.