Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы продолжаем исследование Послания апостола Павла к Римлянам. Рассмотрим VII главу (сразу скажу, не простую), попытаемся проследить логику развития мысли апостола Павла. Ключевой для понимания первой части VII главы Послания к Римлянам 5 стих: «Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти» – страсти греховные обнаруживаются Законом, они живут в человеке независимо от того, есть заповедь или нет, есть Закон или нет, но проявляются только тогда, когда появляется заповедь, Закон – некоторое постановление, повеление. Многие думают: не будь заповедей, ничего плохо бы не было. Нет, заповедь только выявляет, как лакмусовая бумажка, содержание греха в человеке, а не заставляет его грешить. Это нечто вроде прививки – человеку ставится укол, помогающий выявить наличие или отсутствие определенной болезни: это попытка вызвать реакцию организма, чтобы проверить, что в нем находится.
Вот и закон выполняет ту же функцию – он выявляет, есть ли в человеке грех, и показывает, что грех в человеке есть.
Первое, что нужно сделать, – обратиться к истокам, к первому грехопадению и к первой заповеди. Рай, Ева, Адам. Господь дает им известную заповедь, потом появляется змей и дает Еве совет нарушить заповедь, не исполнить ее, этим самым ввергая ее в грех, как это и говорит в VII главе Послания к Римлянам апостол Павел: «Грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв» – заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти.
Заповеди можно было и не давать. Как многие с рациональным складом ума говорят: «Зачем? Ведь если бы не было заповеди в раю, тогда никто бы не мог ничего заставить сделать Адама с Евой, и тогда жизнь бы человека была бы прекрасной, никакое страдание в жизнь человеку, и уж тем более смерть, никогда бы не проникло».
А как бы человек, скажем, узнал, что он любит Бога? Вообще, с чего он взял, что он любит Бога? Об этом знает Бог, человек не знает. Вообще, есть в Адаме любовь к Богу или нет? Как это проверить? Ведь если есть любовь к Богу, будут счастье и блаженство, жизнь вечная и бесконечная радость. Есть в Адаме любовь к Богу? Она ведь не дается одновременно с тем, что Адам создан Богом. В нем не было греха, в нем не было никакого несовершенства, но любовь – это деятельность свободной человеческой личности, она совершенно никакими факторами не обусловлена.
История самых банальных человеческих отношений показывает, что как бы ни были низки они порой, ничто никогда не определяет любовь одного человека к другому. Пословиц в нашем русском народе на эту тему великое множество. И даже когда мы берем высший уровень бытия человеческой личности, на котором тоже требуется любовь, она тоже ничем не определяется – Адам либо любит, либо нет. Невозможно ни заставить, ни предопределить, ни каким-то образом запрограммировать Адама на любовь, он совершенно свободен в своем проявлении любви или нелюбви к Богу. Если он любит, он будет счастлив, – если не любит, не будет счастлив с нелюбимым Богом. Никак этого счастья ему не навязать и не дать. Заповеди и у духовных существ, сотворенных ангельских сил, не было, по крайней мере, мы не знаем ни одной, но они как-то очень быстро разделились на тех, которые любят Бога и созданные Им творения, и тех, которые не любят. Почему? Это загадка личностного бытия сотворенных существ, неразрешимая рационалистическим, философским умом вещь.
Человек знает, что это так, но почему – понять не может. В принципе, вопрос можно поставить так: человек на самом деле до конца и не может понять, насколько он свободен был в раю, насколько он свободен сейчас, насколько он непостижимо свободен в вечности.
Так что заповедь, данная Богом, просто выявит, что есть в Адаме. В принципе, Бог знает, что есть, – но надо, чтобы Адам действительно определился: любит он Бога, дорог ему Бог или нет, верит ли он Богу, действительно он готов разделить вечность с Богом или не готов?
И вот эта заповедь «не вкушай» дана была, чтобы Адам преодолел искушение, не вкушал плода и доказал, что он всецело доверяет Богу, любит Его. Ведь любящий послушен тому, кого он любит, он исполняет заповеди сотворившего его Бога. Заповедь была дана чтобы Адам не пал, а созрел, использовал возможность совершенного, неукоризненного, неизменяемого, вечного бытия с Богом.
Но оказалось, что Адам не любит. Когда плод был предложен Еве, а потом Адаму, выяснилось, он сам для себя вдруг осознал, что не любит Бога, не хочет с Ним быть в вечности, не доверяет Ему. И заповедь, данная для жизни, стала источником смерти.
Вывод: всякому тварному существу, всякому существу, созданному Богом свободным, свободу нужно обрести через осознанный выбор. В этом природа свободы.
О разделенииПри водружении золотых тельцов присутствовал сам царь Иеровоам, и явился Божий человек, который проклял от имени Божия этот жертвенник и предсказал, что однажды один Иудейский царь
Продолжение. Начало в № 28 (733) Можно заметить, что в портретном описании при самом первом знакомстве с Рудиным проступают некоторые внешние черты израильтянина Агасфера
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.