Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (725) → Вера ведет к послушанию

Вера ведет к послушанию

№20 (725) / 27 мая ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Надеясь на милость Божию

Апостол Павел на примере Авраама показывает, что награды достойны не дела человека, а его вера Богу.

Но мы же в молитве часто просим: «Господи, я ведь так трудился ради Тебя, я столько сделал ради Тебя, я ночей ради Тебя не спал, я поклоны ради Тебя клал, почему Ты мне не даешь то, что я прошу?». Когда человек в молитве просит Бога проявить милость в ответ на совершенные им подвиги, дела, труды, это говорит о том, что на самом деле просящий на них надеялся, и, разумеется, ничего за это не получает, потому что наверняка есть какие-то укоризны. Но всякий верующий в то, что Бог дает просто потому, что Он Бог, – а я тот, кто в Нем нуждается, получит просимое, ведь он верит, как говорит апостол Павел: «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу; а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Такой верой и поверил Авраам.

Вот тайна Жертвы Христовой, вот тайна Креста, если так можно выразиться.

Всякий верующий, что умерший за него Спаситель не может ему отказать, потому что Он – Бог, а пришедший ко Кресту Христову – тот, кто в Нем нуждается, никогда не будет Богом отвергнут.

Если бы люди постигли тайну Жертвы Христовой, тайну, являемую каждый раз, когда священник выходит с Чашей и говорит: «Приступите со страхом Божиим и верою» к этому Источнику и получите исцеление и прощение и спасение, – лишь бы вы не приходили, как Иуда, с коварством, без веры, с гордыней. С верой придите, как нуждающийся, как просящий, как алчущий, как изнемогший! Мария Египетская вошла, и у Голгофского распятия ей была явлена тайна, преобразившая всю ее жизнь. Разбойник в одночасье спасся именно потому, что просто поверил в Того Бога, Который во Христе оправдывает всякого нечестивца.

Очень важно, когда человек приходит на Исповедь, когда он приступает к Богу с сокрушенным сердцем. Христос – наше Оправдание. Мы все это знаем, но задумаемся: действительно ли мы верим, что Он, распятый за нас Спаситель, – наше Оправдание? Через нашу веру Он нас оправдывает, нам не надо оправдывать самих себя.

Такой простой пример. Еще идя на Исповедь, еще на пути к аналою, перед которым крест и Евангелие, мы придумываем – как это по-славянски говорится в красивом великопостном песнопении: «Непщевати вины о гресех» – оправдание самим себе. И приходим не с полным сокрушением, а как бы в сердце извиняя самих себя. Иногда на Исповеди так и говорим: «Да, я согрешил, но по такой и такой причине не мог поступить иначе», то есть мы сами себя оправдали.

Да, по-человечески это понятно, но когда мы оправдываем сами себя, Христос больше не становится нашим Оправданием – мы отрекаемся от Его праведности, не хотим, чтобы Он был нашим Оправданием. И таким образом уходим с Исповеди – часто бесплодной именно потому, что не всецело повергаем весь наш грех и всю нашу немощь перед Лицом нашего Оправдания. Если бы мы себя никаким образом не извиняли, а просто прибегали бы к Спасителю – Он бы оправдывал нас, Он бы ходатайствовал Богу за нас, и Он бы говорил: «Прости его, он немощен, он слаб, ему было трудно, он был одинок, он был несчастен, у него не было руководителя» – Он найдет, как нас оправдать пред нашим Отцом, лишь бы мы сами не придумывали каких-то оправданий себе. Вот святые отцы (вообще люди искренние, простые) раньше очень легко умели это делать, не лукавя перед Богом. Потому очень часто самые простые некнижные люди становились святыми (порой даже как-то незаметно для самих себя). А мы хотим найти подпорки внутри собственного сердца, как-то себя оправдать, извинить, хотя все гораздо проще – Он и есть наше Оправдание. И когда человек в опыте, в изнеможении, в сознании своей испорченности припадет к Богу и поймет, что Христос его оправдывает – как разбойника на кресте: не за то, что мы что-то сделали плохо или хорошо, а просто мы к Нему пришли, и больше ни к кому никогда не придем (в том числе и к самим себе, надеясь на спасение от собственных сил), и Он даст нам праведность, которая была у Авраама, и оправдает нас окончательно.

Второй вывод, который делает апостол Павел из истории патриарха Авраама, – свидетельство, что Авраам поверил Богу, и знак, что эта вера Богом принята, что за эту веру Авраам оправдан, этот знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, – определенный обряд, свидетельствующий, что этот человек вступил с Богом в Завет, стал своим Богу. Этим знаком Авраам был засвидетельствован как человек праведный, достойный этого общения, поскольку поверил Богу.

Но Авраам поверил до знака обрезания, до того, как вступил в особые отношения с Богом, прежде, чем стал родоначальником особого племени – израильского народа, которое этот обряд соблюдало: именно через него каждый вступал в племя Авраама.

Так вот, Авраам поверил до свершения над ним этого обряда. Этим, апостол Павел говорит, Авраам как раз и стал отцом не только израильского народа, но и всех, кто поверит, хотя бы и не принадлежа к израильскому народу.

Апостол Павел пишет: Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.

Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».

То есть Авраам стал отцом для всех верующих, для всех народов, которые захотят поверить Богу Авраама, которые захотят жить по Закону веры, которые захотят поверить Богу, оправдывающему во Христе каждого человека. Когда Бог давал обетование Аврааму, Он имел в виду не только плотских его потомков – иудеев, но и всех людей из всех народов.

В заключение хотелось бы сказать, что это отнюдь не значит, как некоторые говорят: «веруй – и живи как хочешь» или: «Бог в душе. Я верую, но живу так, как мне хочется». Сама по себе природа веры такова, что она ведет к послушанию, к следованию за Богом и лучшим образцом – свидетелем этого как раз и является Авраам.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Бог не смотрит на нашу праведность, Бог смотрит на нашу веру

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О чистоте сердцаБог, открывшись Давиду, говорит, что именно его сына Соломона сделает царем, что никогда престол в Иерусалиме не займет не потомок Давида.

 
Русская литература

О Пушкине. Очерк

Ф.М. Достоевский

Продолжение. Начало в № 19 (724) Произнесено 8 июня 1880 г. в заседании Общества любителей российской словесности Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс