Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (725) → Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Надо быть смиренным, кротким и верить в Бога»

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Надо быть смиренным, кротким и верить в Бога»

№20 (725) / 27 мая ‘13

Беседовал Евгений Зызин Архипастырь

Окончание. Начало в №19 (724)

– Владыка, у нас очень много накопилось вопросов от зрителей, которые смотрят нас на телеканале «Союз». Людмила (70 лет, Ивановская область), вопрос о Причастии : знакомая исповедуется и причащается раз в год, в Четверг на Страстной седмице, и говорит, что это основное годовое Причастие. Правильно ли это?

– Существуют разные мнения, разные подходы к этому. У нас в Рязанской митрополии есть такие приходы, где говорят, что часто причащаться даже неполезно, и ссылаются на опыт и жизнь преподобной Марии Египетской (мы ее Великим постом вспоминаем, на 5-й седмице один день посвящен стоянию Марии Египетской, каждую среду 5-й седмицы читаем полностью Покаянный канон преподобного Андрея Критского, а на следующий день вспоминаем преподобную Марию Египетскую, совершается Литургия Преждеосвященных Даров). Преподобная Мария всего два раза в жизни причастилась – один раз, когда приехала в Иерусалим и не была допущена в храм и, осознав, почему это произошло, принесла покаяние, причастилась, взяла с собой 3 хлеба и ушла в пустыню. Там подвизалась в течение длительного времени и 17 лет не причащалась, но своим покаянием, подвигом достигла таких высот духовного совершенства, что преподобный Зосима, увидев ее, испугался – у него было такое чувство, что он видит ангела. Она молилась, стоя на воздухе, так была вознесена. И преподобный Зосима ее причастил, а придя через год, нашел ее умершей. Как понял он из написания перед ее останками, она умерла год назад, спустя какое-то время после Причастия. Поэтому мы говорим: друзья, не стремитесь причащаться как можно чаще, не это принципиально важно для каждого из нас, а важно, как мы к этому приготовимся и как будем сохранять дар Причастия.

Конечно, мы говорим: да, очень важно чаще встречаться со Христом, чаще подходить к Святым Таинствам, как можно чаще исповедоваться, то есть очищать свой внутренний мир от всякой скверны и нечистоты, бороться со своими страстями, но и не менее важно, причастившись, как можно дольше сохранять внутренний мир, любовь к людям и Богу. К сожалению, наша жизнь так устроена, и мы себя так ведем, что даже выходя из храма после Причастия, не можем иногда удержаться, чтобы кого-то не обидеть, с кем-то не поговорить праздно, кого-то не осудить. А придем домой – сразу какое-то расслабление, нам нужно развлекательные программы по телевизору посмотреть, тут сразу сосед и соседка прибежали, и начинаем судить и рядить. В результате дар Причастия Тела и Крови Христовой рассеиваем и теряем.

Но и то, что, якобы, только раз в год в Великий Четверг причащаться надо, неправильно. Великий Четверг накануне Пасхи – это день установления таинства Причащения Тела и Крови Христовой. В этот день, накануне своих страданий, Христос Спаситель совершил Тайную Вечерю и установил это таинство совершать под видом вина и хлеба. У нас это называется Божественная литургия, во время которой совершается Евхаристия – благодарение Богу. Совершается величайшее таинство, когда хлеб и вино таинственным образом пресуществляются в Кровь и Тело Христово, и мы под видом хлеба и вина причащаемся Тела и Крови Христовой. Так что православные христиане стремятся в Великий Четверг причаститься, но это не значит, что в другие дни нельзя причащаться. Можно и нужно.

Есть у нас прихожане, которые стремятся почаще, некоторые раз в месяц причащаются, некоторые два раза в месяц, и очень многие говорят, что когда долго не причащаются, то чувствуют какую-то дисгармонию души, чувствуют, что чего-то не хватает. Это очень напоминает наши взаимоотношения с близкими – чем чаще мы общаемся с дорогими, близкими людьми, тем больше чувствуем с ними родство, единение. Чем реже общаемся, созваниваемся, тем больше удаляемся друг от друга. То же самое происходит и в духовной жизни – чем чаще мы причащаемся, тем ближе чувствуем Христа Спасителя.

Злой воле противостоять надо

– Григорий (72 года, Севастополь): нужно ли во время чтения Псалтири по усопшему особенно выделять 118-й псалом, и какие еще молитвы читаются после этого?

– Нет, Григорий, выделять специально не надо. Есть Следованная Псалтирь, и там после каждой кафизмы есть свои молитвы. При поминании усопших люди еще поминают и о здравии. Есть вы читаете об упокоении конкретно какого-то усопшего, своего близкого или родственника, то во время славы (кафизма делится на 3 части – заканчивается, допустим, первая слава, первая, третья часть кафизмы) можно поминать усопших. Есть практика после второй кафизмы поминать о здравии, если нет дня упокоения, после третьей славы можно опять помянуть или о здравии или об упокоении, молитву прочитать, которая там есть. Выделять специально не надо, читайте как есть, и Господь примет вашу молитву.

– Татьяна (40 лет, Белгородская область): на людей действует дьявольская сила, как от нее уберегаться?

– Очень сложный вопрос. Я специально взял с собой один из томов «Сокровищницы духовной мудрости» – Оптина Пустынь или подворье Оптиной Пустыни издало 13 томов, где находятся выдержки из святых отцов. Враг рода человеческого действует в нашем мире очень активно, делает все возможное, чтобы погубить душу каждого человека. Мы должны противостоять его злой воле, но (и я очень часто говорю об этом) мы не должны зацикливаться на действиях врага рода человеческого и пореже его вспоминать. Помните слова Христа Спасителя: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» – и лучше чаще вспоминайте о Боге. А если мы будем вспоминать о темной силе, то и будет она пребывать в сознании.

Вспоминаю одну прихожанку нашу. При встрече я спрашиваю: как ваши дела, как настроение? А она говорит: ой, вы знаете, меня так бесы одолевают! Я говорю: слушайте, ну что же вы о них так часто говорите? Начинаем разговаривать, и выясняется, что не бесы на самом деле одолевают, а страсти. Мы очень часто думаем, что нас одолевают бесы. Ну при чем здесь бесы? Мы очень часто на них сваливаем всю вину, а виноваты оказываемся сами.

На первой Неделе Великого поста мы вспоминаем грехопадение прародителя Адама и Евы. Когда Бог спросил: «Адам, где ты?», то Адам вместо покаяния стал оправдываться и упрекать Бога: да вот жена, которую Ты дал мне, меня искусила, и я съел запретный плод. А когда Господь спросил у Евы, она говорит: да вот змей меня искусил. Вы понимаете – мы всегда пытаемся свалить вину на кого-то, а Церковь нас призывает искать причину в себе. Да при чем здесь враг рода человеческого? Это я сам – если я люблю поесть, если я сам люблю осудить своих ближних, если я сам завидую кому-то, при чем здесь враг?

Я всегда говорю: вы знаете, он бедный, несчастный враг, мы все на него валим. Конечно, надо помнить, что есть враг рода человеческого – дьявол, он делает все возможное, чтобы сбить человека с пути и погубить его душу. Я хотел бы зачитать несколько строчек из святых отцов. Есть у нас такой святой пастырь Ерма, он говорит: «Дьявол может противоборствовать, но победить не может. Если воспротивитесь ему, то, побежденный, он с позором покинет вас. Боятся дьявола, как будто имеющего власть, те, которые не тверды в вере. Дьявол искушает рабов Божиих и, если найдет слабых, губит их. Когда человек наполняет сосуды хорошим вином и между ними ставит несколько сосудов неполных, то, приходя попробовать вино, не думает о полных, ибо знает, что они хороши, а отведывает из неполных, не скисло ли в них вино, потому что в неполных сосудах вино скоро скисает и теряет вкус. Так и дьявол приходит к рабам Божиим, чтобы искусить их. И все те, которые полны веры, мужественно противятся ему; и он удаляется от них, потому что негде войти ему. Тогда он подступает к тем, которые не полны веры, и, имея возможность войти, вселяется в них, делает с ними что хочет, и они становятся его рабами». Так что тот, кто мало верит или сомневается или не исполняет волю Божию, дает возможность войти врагу. Конечно, он будет входить.

Священномученик Киприан Карфагенский говорит: «Господь сохранит нас безопасными от нападений врага, если увидит нас кроткими и смиренными». Очень много святых отцов говорят на эту тему, но я хотел бы резюмировать и сказать: видите, верить надо в то, что да, враг есть, он сильный, но помнить надо о том, что Господь всесилен. Враг желает погубить наши души, а Господь хочет спасти их и приглашает нас всех войти в Его Царство Небесное. Конечно, Он будет нашим помощником, об этом надо всегда помнить. Надо быть смиренным, кротким и верить в Бога.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Беседы с Владыкой Павлом» (Рязань): пятница 11.00, воскресенье 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Епархия

Орская епархия

Дата создания: 5 октября 2011 г. Входит в состав Оренбургской митрополии. Образована решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал № 103) путем выделения из состава Оренбургской епархии. Правящему Архиерею Синод постановил иметь титул Орский и Гайский. Епископом Орским и Гайским избран игумен Ириней (Тафуня)

 
Церковь и общество

Протоиерей Всеволод Чаплин: Спасение мира связано с Христом

«Русь державная»

Вновь пришла на нашу землю Святая Пасха. В этот день мы забываем обо всех трудностях, обидах, противоречиях, распрях. Обращаем свою любовь к ближним и дальним, к людям, с которыми еще недавно, может быть, ссорились

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс