Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (722) → Главный редактор просветительского журнала «Покров» игумен Киприан (Ященко): «Рассуждение есть око души и ее светильник»

Главный редактор просветительского журнала «Покров» игумен Киприан (Ященко): «Рассуждение есть око души и ее светильник»

№17 (722) / 6 мая ‘13

Беседовал Александр СергиенкоБеседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой
Протоиерей Виктор Шкабурин: Все хорошо в свое время
Ведущий Александр Сергиенко

– Поговорим о христианских добродетелях. Батюшка, часто мы говорим, что жизнь наша подчинена потребительству. В пост полезно вспомнить о воздержании, да и попробовать стяжать эту добродетель?

– Да, современный мир кричит: бери от жизни все! Даже сама идеология современного образования, культуры построена на потребительстве. Так что пост, конечно, это наш православный ответ на все вызовы, искушения современного мира.

Что ж такое пост? Святые отцы делают такое сравнение: пост – это война. Кому она объявляется? Самый лютый враг человека – это он сам, наши страсти. Линия фронта проходит у нас в душе, где по одну сторону – наши добродетели, которые Господь нам дал в образе Божием, по другую – страсти, греховные привычки, от которых очень трудно освободится. Святые отцы призывают нас к Пасхе стать победителями над самым лютым своим врагом.

Первая страсть, обуявшая множество людей, – это неумеренность, всякая невоздержанность, прежде всего в пище, а далее это передается и на весь облик всего человека.

Святые отцы также сравнивали пост с больницей, где мы на Святую Четыредесятницу проходим курс лечения своей души, дабы исцелиться от недугов. Опять-таки наши душевные, телесные и духовные недуги лечатся этим универсальным средством – пост: умеренность, воздержание, молитва.

Святые отцы сравнивали пост и с возвращением к Богу, путешествием к самому себе подлинному. Эти образы можно еще приводить, они дают нам некое представление, что такое пост. Великий пост можно уподобить возвращению в рай, ведь Адам, будучи в раю, пребывал, прежде всего, в умеренности, в посте и, нарушив именно эту заповедь, повлек все несчастья – изгнание из рая, нераскаянность. У нас с вами уникальная возможность здесь, на земле, в Великий пост пожить, как Адам в раю. Господь, вся Церковь всех нас призывает быть умеренными, призывает стяжать Царство Небесное, которое внутри нас.

Ведь что такое Царство Небесное внутри нас? Это, прежде всего, единение с Богом, приобретение естественной природы человека. Мы говорим иногда: этот человек нормальный, а вот этот неадекватный. Ну что такое нормальный человек? Один из самых нормальных людей был Адам в раю до грехопадения. И нам в эту норму и предлагает Святая Церковь войти. То есть в Царстве Небесном не будет многого из того, к чему мы здесь привыкли. Например, некоторые имеют удовольствие от того, чтобы покурить, выпить или покушать мороженого, шоколад, какие-то яства. Мы можем говорить: да нет, мне безразлично. Как один прихожанин говорит: мне все равно, есть колбасу или не есть. Я говорю, что если все равно, тогда не кушай 40 дней. Когда мы такую заповедь берем на себя: не вкушать мяса, молочного, не вкушать излишнего, не вкушать того, что у нас вызывает сладострастие, эти обязательства, обет перед Богом для православных являются возвращением в рай: «Я буду все вкушать, но с древа добра и зла не буду». И за это исполнение заповеди Господь дает великую великопостную благодать, которая снисходит на всех нас и преображает нас изнутри.

В Великий пост мы вдруг оказываемся привязанные к каким-то вещам, в которых не могли сознаться и своим умом не понимали, что они для нас так важны. Есть такой пример известного австрийского психолога и философа Виктора Франкла. Он был брошен в концентрационный лагерь, находился там достаточно долго, перенес очень много мучений, душевных издевательств. Очень пострадал телесно, – но когда освободился, то сказал, что самым тяжелым мучением было то, что не мог утром выпить чашечку кофе. Такая, оказывается, у человека была привязанность к чашечке кофе, что он от нее никак не мог освободиться даже в концлагере. Так и мы. В раю не будет ни кофе, ни мороженого, ни колбасы, не будет тех удовольствий, к которым мы привыкли. Поэтому, если мы хотим жить в раю, давайте хоть 40 дней поживем в раю – без того, чего в вечной жизни у нас точно не будет.

– Батюшка, Белгородская область на связи.

– Я хотел спросить игумена насчет Антония Великого, который сказал, что без рассуждения все добродетели могут превратиться в ничто. Пост переводится в диету, а молитву болтовню.

– Существует святоотеческое учение о добродетелях. Главных добродетелей восемь: воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, печаль по Богу, радости Христовой, мужество или упование на Бога, добродетель смирения и любви. Они – основа нашего преображения, восстановления преподобия. Господь каждому дал образ Божий, а подобие в добродетели восстановить – задача каждого человека, смысл человеческой жизни.

Восстанавливать эти добродетели – 3 телесных, 3 душевных и 2 духовных – нужно в определенном порядке. Но главное – надо делать все с размышлением. Вот человек приходит к батюшке и говорит: «Батюшка, я раздражаюсь, нервничаю, гневаюсь. Как мне побороть гнев?». Прежде чем побороть гнев, надо построить фундамент сей добродетели, надо перебороть страсти, которые нас терзают. И так надо поступать всегда.


Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»

 
Информация

Как встретить Святую Пасху

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 5 мая Светлая седмица, сплошная (5–11 мая). Недели после Пасхи: Антипасха (то есть первая неделя (воскресенье) напротив Пасхи), или Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Иоанн 20:19-31) – 12 мая.Радоница (пасхальное поминовение усопших) – 14 мая, вторник. Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц

 
Уроки Православия

Подвиг есть борение человека с собою

О вниманииИтак, мы выяснили, что христианские дела, даже самые обыденные, это все труды о Господе, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова). Однако труды эти мы почему-то склонны обесценивать, склонны считать их мелкими, малозначительными. Наше представление о христианском подвиге нередко бывает искаженным

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс