Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы продолжаем наши беседы по Посланию апостола Павла к Римлянам. Остановились мы в прошлый раз на стихе первой главы о том, что праведный человек живет верой в грядущего Мессию, и именно этой верой жив всякий человек праведный и спасается всякий человек грешный. Эту мысль апостол Павел заканчивает свидетельством, что приходит время, грядет час, когда вся неправда человека и мира откроется, обличится, и только тот, кто веровал в Христа, в грядущего Искупителя, не будет обличен, потому что он оделся верой в праведность Христову.
Всякий, кто не верит в Искупителя, живет в неправде. Мнится ли ему, что он праведник или он на самом деле грешник, – неважно, все равно все это нечестие и неправда.
И заключает апостол Павел тем, что открывается Страшный Суд, который и есть обличение неправды всего сущего, что не живет верой в эту воплощенную Правду Божию в Лице Иисуса Христа, Мессии. После этого очень грозного свидетельства апостол Павел переходит к обличению язычества, говорит о его неправде. Чуть позже он скажет и о неправде иудейства, которое очень ярко проявлялось в дни его.
Итак, во второй половине первой главы апостол Павел свидетельствует о неправде язычества – с 19 стиха до конца, до 32. Действительно, очень серьезное, глубокое обличение. Мы остановимся только на очень ярком моменте свидетельства апостола Павла: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся…».
Это свидетельство, что есть в мире так называемое естественное Откровение всем людям, живущим в мире. Речь идет не только о римлянах или греках, но вообще о язычниках, о людях, живущих вне израильского общества, о неиудеях. Все они могли познать, что Бог есть, и могли познать, Какой Он есть. Сверхъестественное Откровение – непосредственное, личное Откровение, явление Бога, как это было явлено Аврааму, Моисею или всему народу при горе Синай, – язычникам было чаще всего недоступно. Хотя мы знаем, что Иов знал Бога очень близко, что среди жителей Месопотамии был пророк Валаам – муж с открытым оком, который говорил с Богом. Очевидно, были пророки и среди других народов – например, царь и священник Мелхиседек, который жил среди ханаанских племен. Как мы знаем из других примеров Священного Писания, и в книгах пророческих так говорится, остальные народы не были лишены Божественного Промысла. Если среди народа находился человек, способный к тому, Бог избирал его и каким-то образом помогал через него делать жизнь этого народа праведнее, честнее, разумнее организованной, если люди были готовы слушать слова этого свидетеля откровений Божиих.
Удивительна, например, забота Бога о царе Навуходоносоре, совершенно чуждом израильскому народу, разрушившем Иерусалим – как долго воспитывает его Бог, нянчась с ним порой, как с малым ребенком, приводя к нему пророка Даниила, через него возвещая волю Божию, необходимую, чтобы этот человек обрел веру.
На основании таких примеров можно предполагать, что Бог промышляет обо всем мире, и все люди, находящиеся за пределами израильского народа, могли знать, что Бог не только есть, но и Какой Он. И уж тем более это было доступно эллинистическому, греко-римскому миру.
Люди могут познать, что мир создан Творцом. Они могут познать, что Творец этот благ, мудр и совершенен, а раз Он благ, мудр и совершенен и сотворил мир и все, что в этом мире есть, значит, Ему надо воздать славу, благодарить Его за то, что Он сделал, и служить Ему. Это может постичь любой человек, если он внимательно и честно смотрит на себя и в себя самого, внимательно и честно смотрит на мир.
Это относится и к современности. Люди неверующие, пока не ходящие в Церковь, отрицающие бытие Божие, – они, как и греко-римские язычники, безответны. На самом деле то, что Бог есть, каждый человек может познать не из слов проповедника, не из Евангелия, – он может знать это просто потому, что живет, дышит, видит, внимает, что он существует и пользуется благами. Любой внимательный и честный человек, живущий по самым элементарным требованиям собственной совести, может познать, что Бог есть, может познать, что атеизм есть ложь и совершенно безумное учение в самом прямом, боговдохновенном смысле этого слова. И потому человек безответен, как свидетельствует о том Священное Писание.
Урок избранничестваБуквально незадолго до своей смерти царь Саул вступает в большое сражение с филистимлянами. Грандиозное, как потом выяснится, сражение, в котором он погибнет, и погибнет весь его род, и царство будет полностью отнято
Максим Исповедник. «Главы о любви» «Кроме «Слова о подвижнической жизни», посылаю тебе, честный отче Елпидий, еще и сочинение «О любви» в равночисленных четырем Евангелиям сотницах глав. Оно, быть может, не соответствует твоему ожиданию, но мы сделали все, что в наших силах. Впрочем, да будет известно твоей святости, что данное произведение не есть плод моей мысли
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.