Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святитель Феофан Затворник. «Созерцание и размышление. Краткие поучения». «Рукописи из кельи»
В 1866 году святитель Феофан, к удивлению окружающих подал в Священный Синод прошение об увольнении его с епископской кафедры во Владимире на покой с правом пребывания в Вышенской Пустыни Тамбовской епархии. Разъясняя свои мотивы, он писал: «Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не дилетантства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, – не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». Сегодня из множества творений святителя мы видим, каким был его «покой». Это был период серьезной духовной работы, плоды которой до сих пор питают всех православных христиан. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию две книги из объемного собрания сочинений святителя Феофана, которые называются – «Созерцание и размышление. Краткие поучения» и «Рукописи из кельи».
Издается немало сочинений святителя Феофана. Так, выпуск полного собрания творений святого Затворника в 26 томах был осуществлен издательством «Правило веры». О духовном творчестве величайшего богослова – изъяснителя Таин Божиих и выдающегося русского писателя не расскажешь в нескольких словах, поэтому сегодня мы остановимся на двух книгах из названной серии.
Первая из них – «Созерцание и размышление». Как отмечают издатели, это собрание коротких поучений святителя стало одним из драгоценных плодов уединенной внимательной жизни в затворе, искренней молитвы и богомыслия. Настоящие записи святитель Феофан вел на протяжении нескольких лет. Это и мгновенные откровения, и итог многолетнего духовного делания святого Затворника. Здесь через созерцание открывается представление о Непостижимом и облекается в слово. Лучом размышления высвечивается бездна премудрости Божией, преподаются ответы на вечные вопросы о судьбах мира, о том, в чем состоит вера человека, что есть истинная свобода, истинная любовь и радость; каков путь к познанию Бога, как воспитывать в вере детей, как наука соотносится с верой и чему должна учить нас смерть наших ближних, можно ли удалиться от мира, оставаясь в мире? На эти и многие другие вопросы, которыми задаются люди, утвердившиеся в вере, отвечает святой отец Церкви, открывая нам смысл событий и явлений земной жизни и утверждая в чаянии жизни будущей.
Вот, например, святитель пишет: «Что сказать тому, кто спросит: как душу спасти? Вот что: покайся и, укрепясь силою благодатною в таинствах, ходи путем заповедей Господних по тому руководству, какое дает тебе Святая Церковь чрез богодарованное пастырство. И все это должно совершать в духе веры искренней, не размышляющей». О том, в чем заключается вера, святитель говорит: «В сердечном исповедании, что Бог, в Троице поклоняемый, все создавший и о всем промышляющий, спасает нас, падших, в силу крестной смерти воплотившегося Сына Божия, благодатию Пресвятаго Духа, во Святой Своей Церкви. В этой жизни полагаются начатки обновления, которое в будущем веке явится во всей своей славе, так что и ум постигнуть, и язык изрещи того не может».
Все краткие поучения епископа Феофана Затворника, собранные в настоящей книге, печатались еще при жизни святителя с 1869 по 1877 год в журнале «Домашняя беседа». Публикация их отдельным изданием производится впервые. В сборник включено житие святителя и служба ему на церковно-славянском языке.
Вторая из представленных сегодня книг – «Рукописи из кельи». Не только множество творений святителя говорит о том «покое», который он нашел для себя, об этом свидетельствует и его келья. С тех пор, как «раскрылись бывшие столь долго замкнутыми двери этой келии, многие верующие люди желали посетить жилище, где обитал на земле человек, всю жизнь стремившийся своими помыслами к вечным обителям Отца Небесного». Многие желали «подышать воздухом, который потрясался его молитвенными воздыханиями, обвести взором все, что находится в келии, и уловить по этим безмолвным свидетелям великого подвига черты его внутренней жизни, посетить малую церковь, где изо дня в день совершалось священное действо молитвы и возносилась бескровная жертва». В данном томе представлены рукописи епископа Феофана, которые были обнаружены в этой самой келье после его кончины. По мере того как разбирался архив святителя, они также публиковались в журнале «Душеполезный собеседник» с 1896 по 1916 годы. Епископ Феофан сотрудничал с этим журналом до последних дней жизни, и очередной его выпуск был найден раскрытым на столике Затворника в день его упокоения.
Произведения, собранные в книге, отличаются по жанрам и написаны в разное время, но в них, начиная с самых ранних, прослеживается основное направление всего творчества святителя – указание пути ко спасению. Это и проповедь, которую епископ называл «священнодействием слова» и считал «обязательством, свыше ему предопределенным», и переводы трудов подвижников древности о различных ступенях духовной жизни и высших идеальных нравственных состояниях, и многочисленные письма, которым святитель придавал большое значение и уделял переписке ежедневно по нескольку часов. И кем бы ни были его адресаты – студент ли, размышляющий о священническом служении, или епископ, которому нужен совет в вопросах духовной жизни, – в назидательных письмах Владыки они находили ответ на тот же главный вопрос – о спасении. А оно, по словам святителя, зависит не от жизненного пути, а от нравственного строя человека. В этих кратких и пространных размышлениях о предметах веры читатель найдет всестороннее изображение и истолкование внутренней христианской жизни. Вышенская Пустынь, куда удалился на покой преосвященный Феофан, сделалась источником высокого духовного просвещения – просвещения, которое неизмеримо выше того, какое дается высшими школами, потому что это просвещение исходило не только от ученого ума, но и от глубоко чувствующего сердца. Из этой пустыни, где смолк живой голос святителя Феофана, по всей России стали распространяться книги и письма, в которых говорила сама духовная мудрость и любовь, говорила от глубины духовно просвещенного ума и от чистоты истинно христианского сердца. Эти книги и сегодня, подобно мудрым проводникам, помогают нам идти по пути ко спасению.
Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. – Возлюбленные братья и сестры, дорогие друзья, мы вновь вступили в дни святого Великого поста, и я прошу прощения у всех, кого обидел словом, делом или помышлением, вольно или невольно. Простите, дорогие братья и сестры, простите друзья, – Господь вас простит и помилует.
Среди сорока сороков московских храмов этот храм – особый, как символ возрождения после 75 лет уничтожения и поругания народных святынь, символ победы добра и созидания над силами зла и разрушения, символ покаяния, возвращения к национальным истокам, второго Крещения Руси.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.