Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в № 10 (715)
Оказывается, просто, рассказывая о судьбе Российского Императора, выйти на тему Страшного Суда, избежать которого не удастся никому. Это будет Суд Господа Иисуса Христа над всеми на земле людьми, живыми и мертвыми, и он состоится при Втором Пришествии Спасителя. При этом мертвые воскреснут, а живущие изменятся, и каждому будет определена вечная участь, по его словам и делам, по тому, каким был человек на самом деле.
Первый раз Господь пришел в мир в уничижении, скрыв Свое величие завесой человеческой природы, а второй раз Господь придет в явлении Своей славы, со Своими ангелами, и все люди воскреснут из мертвых и изыдут, по слову апостола Иоанна, творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. И отделит Господь одних от других, и тем, кто справа, скажет: придите, наследуйте Царство, уготованное вам от сотворения мира, а тем, кто слева, скажет: идите в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его. И тем, и другим Господь объяснит причину оправдания и осуждения. Тем, кто слева, Он скажет: алкал Я, и вы не дали Мне есть, жаждал, и вы не напоили Меня, был странником – и не приняли Меня, был наг – и не одели Меня, в темнице был – и не посетили Меня. На недоумение, как это было, Он ответит: истинно говорю вам, так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
А теперь задумаемся: многие ли верноподданные посетили Царя и его Семью в темнице, хотя бы мысленно, хотя бы молитвенно, многие ли помогли им, когда они были в узах? А мы, сегодняшние, все делаем, чтобы вывести Царя из уз лжи и клеветы?
Сегодня на месте дома инженера Ипатьева, в подвале которого и была расстреляна Царская Семья, возвышается красавец – Храм в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, но чаще его называют Храмом-на-Крови, поскольку в основании его пролита кровь Царственных Страстотерпцев. Оболганный богоборцами, названный ими «кровавым», Государь сам пострадал за веру до крови, как и его Семья и слуги. Они в смирении согласились следовать за ним до конца и испить вместе с ним до дна чашу скорби.
«Дай крепость нам, о Боже правый, злодейства ближнего прощать, и крест тяжелый и кровавый с Твоею кротостью встречать» – листок с этими стихами остался лежать в молитвослове Великой Княжны Ольги Николаевны. Они были близки каждому из уходивших в вечность из подвала Ипатьевского дома, уходивших в клевете, унижении, но без ропота, до конца положившись на волю Божию, – и как достойно они ее принимали, проходя каждый шаг на пути к своей голгофе достойно высокого звания христианина.
Именно укорененность в христианской традиции помогла многим людям достойно пережить все тяжкие испытания, какие уготовила революционная катастрофа.
П. В. Мультатули, кандидат исторических наук, научный сотрудник Российского института стратегических исследований:
– Вы знаете, это в принципе было свойство русской аристократии. Ее отличие от нынешней «элиты» – в простоте. К ним нельзя было подступиться в плане духовном – это умение принять удар и сносить все испытания с достоинством.
Здесь наш собеседник вспомнил и о своих предках, которые не входили в высшие круги русской аристократии, – они по материнской линии принадлежали к военному дворянству. Предок Петра Валентиновича генерал-майор В.П. Белик служил в Чечне, где ему, тогда полковнику царской армии, государем Александром II были дарованы земельные наделы.
П. В. Мультатули:
– Там нашли нефть, и они страшно разбогатели. Мой прадед, полковник Владимир Петрович Белик был женат на моей прабабушке Надежде Аркадьевне, у них был и свой вагон, и прочее, прочее, прочее… Очень богатые. Потом они оказались во Франции в эмиграции, деньги кончились, дед скончался, и моя прабабушка взяла топор и стала рубить дрова.
Кто из русских людей, принадлежавших к высшим сословиям, после революции не трудился в поте лица своего, добывая хлеб, тот погибал, – и в эмиграции, и в России. Большинство из них не были белоручками и трудились, причем без внутреннего надлома по поводу того, что оказались из князей в грязи. И отчего должна была ломаться душа? Оттого, что Господь попустил скорби? Так на то была Его святая воля. А трудиться для русской аристократии, по крайней мере, для многих ее представителей, не было зазорным.
Точно так же трудился в тобольской ссылке и Российский Император Николай II: там он дрова пилил и грядки копал, и никаких нравственных страданий от этого труда не испытывал – он значение труда понимал точно так же, как весь русский народ: «труд кормит, а лень портит».
П. В. Мультатули:
– Вот это умение, та самая простота – никогда не видеть себя выше простого человека. И в этом плане, конечно, Царская Семья – лучший образец русской аристократии.
Однажды, когда Государь с Семьей (с ними была и Вырубова), шли по немецкому городу (они бывали иногда в Германии во владениях Александры Феодоровны), у какого-то извозчика или почтальона упали тяжелые ящики. Государь подошел и с детьми стал помогать. Извозчик, поблагодарив, уехал, а Вырубова спросила: «Зачем Вы это делали?», и Государь ответил: «Чем выше человек находится, тем он должен быть проще, тем он должен лучше относиться к людям, и хочу, чтобы такими были мои дети». Вот это проявление русской аристократии.
В советское время их показывали плохо, отрицательно, но многое еще было близко – еще кто-то помнил, как все было, а сейчас даже близко нет представления, что такое русская аристократия. Причем аристократия не только обязательно дворянская, аристократия была крестьянская... То есть цвет народа был в каждом сословии. И у крестьян свой кодекс чести был не меньше, чем у дворянства, просто он был другой.
Российская империя со второй половины XVIII века утвердила сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, разночинцев, мещанство, казачество, крестьянство. И каждый из этих социальных слоев рождал элиту нации.
П. В. Мультатули:
– Вообще, бессословное общество обречено на страшный духовный кризис: сословность – это не неравенство, каждое сословие выполняет свою миссию пред Богом и пред страной. Государь был очень прост, но никогда нельзя было забыть, что пред тобой Царь; такое сочетание простоты, высшей простоты и недоступности. Но ведь это опять путь христианина, попытка человека быть хоть как-то похожим на Христа, ибо Бог очень прост, но недоступен. А там, где сложно, – это не Бог, где внешне сложно, это сатана, а простота – это Бог, но нам этого не достичь никогда.
Вот диалектика. Господь пришел прочитать Заповедь блаженства – так просто и в то же время бесконечно сложно, бесконечно тяжело, бесконечно трудно. И, с другой стороны, казалось бы, все сказано в Евангелии, а Бога-то постичь не можешь. И Божий помазанник, конечно, нес в себе определенные отблески этого помазанничества, а особенно такой Божий Помазанник, каким был Николай II.
(Продолжение в следующем номере)
На этот вопрос я уже несколько раз отвечал, даже в прямом эфире телеканала «Союз». Меня, конечно, осуждали, но я скажу тоже самое. Я не отказываюсь от своего мнения. Человеку можно заниматься спортом, если он не занимается духовной жизнью.
Вышла новая книга архимандрита Тихона (Затекина) «Царское Верхотурье» Архимандрит Тихон (Затекин), возглавлявший Верхотурский Николаевский монастырь с 1990 по 1999 год (ныне наместник Нижегородского Печерского монастыря) издал очередную книгу – «Царское Верхотурье»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.