Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в № 10 (715)
П. В. Мультатули, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований:
– Против России ополчились сразу все силы, которые не хотели нас пускать в этот регион. И когда говорят о русско-японской войне, забывают, что это была война фактически русско-японско-англо-американская – за спиной Японии стояли Англия и США, а Англия чуть не оказалась в прямой войне с Россией. Только благодаря дипломатии Николая II нам удалось, используя Германию и ее стремление к развалу русско-французского союза, надавить на Францию, чтобы Франция надавила на Англию, потому что Англия очень сильно зависела от Франции в денежном плане, и не дать Англии вступить в войну против нас. Стремление Государя к этому азиатскому региону, понимание жизненной необходимости этого региона для России очень опережало свое время. Не случайно Государь получал поддержку таких людей, как Дмитрий Иванович Менделеев, это очень дорогого стоит. Так что внешняя политика Николая II требует тщательного изучения.
Казалось бы, что нам сегодня до того, как вел Император 100 лет назад государственные дела, в том числе и на внешнеполитической арене. Однако наш собеседник абсолютно убежден, что жизнь и труды русского царя могут научить нас многому.
П. В. Мультатули:
– На самом деле внешняя политика, внутренняя политика, частная жизнь неразделимы у Государя. Невозможно сказать – вот во внешней политике он был один, во внутренней политике был другой… Он всегда оставался одним и тем же человеком, хотя, безусловно, он был (на мой взгляд) выдающийся и политик, и государственный деятель, человек очень тонкого ума, очень хороший психолог.
Но прежде всего он оставался русским православным человеком. А русский православный человек – понятие очень широкое; русский православный человек терпелив, смиренен, терпим, и в то же время на своей вершине очень узкое: на вершине духовной жизни русского человека стоит Христос, – православный человек бескомпромиссен там, где вопросы касаются его души и дела, которое ему вручено Богом.
А Господь вручил Николаю II Россию. Причем Россию не просто как страну, не только как народ, но как Россию будущего века, Россию, которая будет в Царствии Небесном, Россию, которая будет после Второго Пришествия. И Государь все время спасал душу России (если мы говорим сейчас о духовной стороне, а не только о политической роли), поэтому и политика вся у него строилась исходя из этого понимания.
Известно, что к моменту вступления на престол Николая II мир переживал настоящую научно-техническую революцию, а Россия по-прежнему в целом оставалось аграрной страной. В условиях технического отставания вставала угроза превращения ее в сырьевой придаток Запада. Технический прогресс не мог не привести к стремительному росту вооружений, особенно в Германии, которая по темпам экономического развития опережала все страны мира. С вступлением на германский престол кайзера Вильгельма II Германия взяла курс на завоевание мирового господства. Россия была вынуждена тратить огромные средства на поддержание мощной армии. По инициативе Николая II в 1899 году в Гааге была созвана первая в истории конференция по сокращению обычных вооружений, русский Царь стремился создать новую систему международной безопасности, систему, которая позволяла бы избегать войн.
П. В. Мультатули:
– Когда мы в 2008 году снимали фильм «Николай II. Сорванный триумф», я очень хорошо помню, с каким почтением говорили о Николае II глава буддистской Сангхи, а также муфтий Талгат Таджуддин, им совершенно не мешало то, что это православный Царь, для них он по-прежнему белый царь. А глава традиционной буддистской Сангхи сказал просто: «Для нас это – святые». Это признание того, что Государь был действительно белым царем, это признание того, что Русское Православие притягательно для других народов.
Вот их слова из фильма «Николай II. Сорванный триумф» (реж. Е.Крылов).
Дамба Аюшев, глава Буддийской традиционной Сангхи России, 25-й Хамбо-лама:
– Он (Император Николай II) ушел из жизни, прекрасно понимая, что его жизнь будут забирать силой, и он достойно ушел из этой жизни.
Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин, председатель Центрального духовного управления мусульман России:
– Трагедия Царской Семьи потрясла всех россиян, в том числе и мусульман. Даже во время заточения в Екатеринбурге мусульмане собирались около этого дома и молились Всевышнему, обращались с молитвами о спасении Государя.
П. В. Мультатули:
– Конечно, Государь все-таки отличался даже от своих благочестивых родителей, от своих благочестивых предков, хотя в принципе Романовы, как и Рюриковичи (но Романовы особенно) были очень благочестивы, особенно Михаил Федорович, Алексей Михайлович. Вот там надо искать корни. Когда Михаил Федорович или Алексей Михайлович спускались в темницы, приходили к больным, к самым зловонным, к самым тяжелым больным (представляете, что такое больной того времени?), они христосовались с ними, отпускали в Страстную Пятницу заключенных из тюрьмы лично, в Великий пост Алексей Михайлович ел только одни грибы и пил воду, поднимался в два часа ночи, начинал молитву, которая заканчивалась в шесть утра – так жил русский царь!
Но Николай II занимает особое место в истории русской монархии, ибо с детства он любил Христа совершенно по-особенному. Он воспринимал Христа не просто как историческое лицо, а события Его жизни – не просто как историю Священного Предания, он жалел Христа, как жалеют близкого Человека, и плакал о Христе, как плачут о близком Человеке. Его слова, когда он был маленький: «Мне жалко Боженьку, за что они его так? Если бы я был, я бы показал…» говорят о том, что сердце ребенка тянулось ко Христу.
Писательница Марина Кравцова, рассказывая о детстве Императора Николая II, отмечала: всех детей Александра III объединяла вера, для них Рождество, Пасха, были в первую очередь семейными праздниками. Дети государя Александра III воспитывались в любви, радости, свете Христова учения, в простоте и бескорыстии.
«Вера от слышанья» – напоминает нам апостол Павел, и о ней будущий Император Российский слышит с раннего детства, потому что рядом с ним были люди, доносящие до него Слово Божие.
(Продолжение в следующем номере)
С 25 февраля по 2 марта в Екатеринбурге прошел Учебно-методический сбор должностных лиц по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской ФедерацииЗавершился очередной сбор штатного военного духовенства и сотрудников органов по работе с верующими военнослужащими
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (г. Москва), председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.