Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (716) → Исповедники веры

Исповедники веры

№11 (716) / 11 марта ‘13

Андрей Печерин, научный сотрудник кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской православной Духовной семинарииДивен Бог во святых Своих

Мы подробно рассказали о священномучениках, пострадавших на территории современной Курганской епархии; постараемся реконструировать общую картину гонений на духовенство в Зауралье в начале гражданской войны.

Работая с научной литературой, видишь, что обстоятельства гибели представителей духовного сословия летом 1918 года не являются предметом специального исследования светских историков. В тех работах, где подробно рассматриваются события гражданской войны, о гибели духовенства или вообще не упоминается, или упоминается вскользь. В книгах же церковных агиографов довольно подробно описываются обстоятельства кончины каждого святого, но практически никогда не встретишь реконструкции всей картины исторических событий.

К сожалению, практически не сохранилось достоверных источников. А политическая ангажированность газет и книг о гражданской войне не позволяет доверять ни одной из сторон. Тем более удивительно, что во всех источниках совпадают подробности описания страшной расправы над священниками в Далматове.

В «Красной страничке» Кашеварова говорится, что священники были растерзаны озлобленными красноармейцами – это очень редкое свидетельство о зверствах большевиков из первых, как говорится, уст.

Это свидетельство мы можем дополнить некоторыми подробностями: в газете «Известия Екатеринбургской церкви» за 1918 год сообщалось, что в Далматове были убиты два священника – Владимир Сергеев и Александр Сидоров. Последнего злодеи подняли на штыки, а затем набили ему рот глиной и землей.

Особого рассмотрения требует такой источник, как воспоминания бывших участников гражданской войны. Написанные по указу «сверху» в 1960-е годы о событиях более чем сорокалетней давности, они поражают подробностями. На поверку же оказывается, что такие воспоминания – не самый достоверный источник. Выяснения обстоятельств гибели первого убитого в Зауралье священнослужителя Алексия Архангельского – яркое тому подтверждение.

В рукописи местного краеведа 60-х годов сохранилась следующая запись: «1918 год, июнь. В селе Песчано-Колединском узнали об антисоветском заговоре, произвели обыск, нашли винтовки, патроны, гранаты, попа и других кулаков арестовали». По воспоминаниям одного из участников отряда красных партизан, жителя села Верхней Течи Василия Грязных, здесь уже был не просто заговор, а нападение на сельский совет: «Выезжали в село Песчано-Коледино. Там на совет напали кулаки, возглавлял мятеж поп. Мы попа взяли, а кулаки скрылись и не могли найти их».

Насколько правдоподобны эти воспоминания, говорит свидетельство сына священника в написанном сразу после смерти отца письме: «Мы сидели всей семьей за чаем, вдруг вошли с ружьями трое товарищей, потребовали папу. Прощаясь, папа крестился, благословил нас. А утром, только взойти солнцу, папу повели на бугорок к реке и там расстреляли. Уже потом сообщили нам, что им в руки попалось письмо к чехам с просьбой скорее прийти, спасти людей от большевиков. Письмо было написано неопределенным почерком, но кому писать в деревне, как не попу? Папу нашего и взяли по подозрению. Рассматривать дело основательно времени не было, чехи ожидались со дня на день, его и поспешили кончить. Могу заверить, однако, что в написании злоумышленного послания папа не виноват».

Как письмо попало в руки исполкома, не было ли оно написано специально с целью развязать вражду? Тем более что задача развязывания классовой вражды инициировалась прямыми указами «сверху».

Убийство священномученика Иоанна Будрина произошло в селе Верхний Яр Шадринского уезда еще до начала боевых действий.

В это время местные советы использовали любые средства для укрепления своей власти. В июне 1918 года после выступления белочехов в некоторых волостях Шадринского уезда начали выносить постановления о недоверии к советской власти и о ее свержении. 19 июня уездный военкомат и оперативный штаб разослали приказ по волостным советам об организации обороны от вторжения белочехов, и выступления против советской власти жестко подавлялись. 22 июня на заседании исполкома Шадринского уездного совета председатель исполкома упомянул, что волостей, свергнувших власть советов, насчитывается уже 10. На съезде было принято, что всякий, пытавшийся свергнуть советскую власть, объявляется врагом народа; с таковым производить расправу на месте.

Июль – время начала боевых действий в Зауралье. Первое крупное столкновение произошло в Далматове между сводным русско-чешским отрядом из состава армии временного Сибирского правительства, выступившим из Шадринска, и красноармейским 4-м пехотным полком, занявшим оборону в Далматове. К этому времени со стороны Каменского завода и Екатеринбурга в подкрепление красному полку начали стягиваться войсковые отряды. Подтянувшись к Катаевску 13 июля, они организовали там первый рабоче-крестьянский полк, получивший впоследствии название полк «Красных орлов».

Священник Иоанн Будрин был убит за день до этого официального постановления – точно так же, как до официального объявления красного террора в 18-м году, была убита большая часть духовенства.

Дату гибели священномученика Алексия Меркурьева удалось восстановить по косвенным данным, из метрических книг, – 9 июля.

Записи о смерти отца Алексия в метриках села Корюковского не имелось, но из материалов следственной комиссии Колчака выясняется следующее: «По имеющимся у нас сведениям, в июле в селе Корюковском, в период временного пребывания там большевиков, на глазах прихожан, дочери и сына, был расстрелян священник отец Алексий Меркурьев, который был впоследствии предан земле у катаевской Богоявленской церкви». Через 2 недели после смерти отца Алексия, 26 июля 1918 года по приказу Ленина, в прифронтовой полосе были созданы чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией.

9 или ночью на 10 июля были убиты священнослужители Далматовского села Владимир Сергеев и Александр Сидоров. Мы уже рассказывали, что поводом к убийству послужил колокольный звон, прозвучавший во время подготовки к бою. Он был воспринят как некий сигнал белогвардейцам. Дочь настоятеля далматовской церкви Григория Черемухина вспоминала, что арест клира церкви готовился заранее, о чем крестьяне предупредили одного из священников. Двое священников пошли в церковь готовиться к смерти, а ее отец пошел в монастырь на Исповедь к духовнику. Тот закрыл его в своей келье, чем спас от смерти – двоих священников взяли из церкви.

Частым и очень распространенным среди большевиков был обычай расправляться с неугодными во время отступлений. Накануне отступления были убиты священномученики Колчеданские Стефан Луканин с диаконом Нестором Гудзовским и Георгием Бегмой, накануне отступления был убит в лесу близ станции Синарской каменский священномученик Василий Победоносцев.

Во время гражданской войны в Зауралье погибли 8 священнослужителей. Формальная причина убийства – контрреволюционная деятельность. Истинная же заключалась в том, что все они были носителями и исповедниками нерушимых идеалов, которые проповедовал на земле Христос.


Смотрите программу «Собор Екатеринбургских святых» на телеканале «Союз»: среда 05.00, 10.30, 17.30, суббота 02.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Беседы с батюшкой

Игумен Мелхиседек: «Сеющий доброе пожнет доброе»

Александр Сергиенко

Продолжение. Начало в № 10 (715) Настоятель подворья Оптиной Свято-Введенской Пустыни при храме Святых Апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Москва) игумен Мелхиседек: «Сеющий доброе пожнет доброе»

 
Церковь и армия

Особенности пастырского служения в войсках обсудили в Екатеринбурге

С 25 февраля по 2 марта в Екатеринбурге прошел Учебно-методический сбор должностных лиц по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской ФедерацииЗавершился очередной сбор штатного военного духовенства и сотрудников органов по работе с верующими военнослужащими

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс