Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (716) → Митрополит Волынский и Луцкий Нифонт: «Верующее сердце должно искать Господа в простоте»

Митрополит Волынский и Луцкий Нифонт: «Верующее сердце должно искать Господа в простоте»

№11 (716) / 11 марта ‘13

Александр СергиенкоАрхипастырь

Луцкое Евангелие – драгоценная святыня

– Сегодня у нас в студии уникальная книга – факсимильное издание Луцкого Евангелия XIV века; Владыка привез это издание в Россию. Владыка, расскажите историю создания Луцкого Евангелия.

– Дорогие братья и сестры, мне очень и очень лестно беседовать сегодня с вами. Город Луцк – это Украина, Волынская область. В древнем нашем Луческе – так он называется в истории – немало зданий XIV века, а то и более ранней постройки. Например, Покровский храм, где я служу, датируется XIII–XIV веками. Храм стоит на реке Стырь, и, поскольку места болотистые, его фундамент уходит в глубину на 14 м. На другом берегу реки Стырь когда-то было поселение Красное, где распологался Спасский Красносельский монастырь. Там в XIV веке и создали этот шедевр – рукописное Евангелие, это единственный экземпляр во всем мире от руки написан – восхитительно, чисто, красиво, без единой помарки.

Евангелие написано в порядке зачал, которые читаются в богослужении за целый год в едином круге, начиная с первого дня Пасхи. Тот, кто писал его, видимо, был свят душой: с большой любовью, терпением и смирением, буква за буквой он выводил эти строки. Писано на пергаменте, потому и сохранилось. И, милостью Божией, мы нашли это Евангелие. Оригинал его сейчас хранится в Москве, в главной библиотеке России.

За последние 20 лет в Украине произошли серьезные исторические изменения, о чем вы знаете: у нас были захвачены Свято-Троицкий собор и епархиальные помещения и шесть зданий Волынской Духовной семинарии. Когда я был переведен с Хмельницкой кафедры на Волынскую, оказалось, что нет ни храма, ни здания Епархиального управления, ни помещений семинарии. Нам дали здание Покровской церкви, о которой я вспоминал и где я сейчас живу, двухэтажное небольшое здание, где сейчас размещается Епархиальное управление Волынской епархии Украинской Православной Церкви, которая живет под главенством Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. Здания семинарии нам не вернули, с трудом передали строение доминиканского монастыря, там сейчас размещается наша духовная семинария, где учится 120 человек на сегодняшний день. Вместо Свято-Троицкого собора нам дали землю, где мы сейчас возводим большой храм Всех Святых Земли Волынской.

Когда искали место для храма, обратили внимание на очень красивый холм, где был Красносельский монастырь Спасов, но там уже были размещены воинские части. Мы просили администрацию, чтобы выделили кусочек земли для строительства храма, конечно, нас никто не слышал тогда. Но милостью Божией как-то открыли, что там когда-то было написано Евангелие. Стали искать – и нашли.

Достоверно неизвестен путь Евангелия с XIV века до центральной библиотеки России. В XIV–XVI века были набеги татар, турок, мусульман, латышей, поляков и других иноверцев, которые уничтожали православные святыни, но Божиим провидением это Евангелие из рук в руки из века в век переходило и оказалось в Москве. В 2010 году я здесь был на Архиерейском Соборе на праздновании интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и вместе с представителем нашей епархии отцом Онуфрием мы направились в центральную библиотеку Москвы. Там любезно нас встретили, мы обговорили вопрос, как бы они нам помогли подготовить факсимильное издание Евангелия. Нам помогли бесплатно, что могли – сделали, только просили 30 или 20 экземпляров Евангелия подарить библиотеке.

Я имел честь побывать в библиотеке, поблагодарить директора и сотрудников за хранение древних рукописей. Хранителей библиотек и раритетов древности или хранители икон в музеях я называю врачами – они лечат древние святыни нашего народа, поддерживают, чтобы они жили. И Луцкое Евангелие живет уже шесть столетий.

По Божией милости, с трудом большим мы собирали лепточку, по копеечке, более 200 прошений было написано в различные инстанции нашей Волынской области разным людям – и богатым, и бедным. Так немножко собрали денежек и нашли в Киеве издателей. Один человек, по фамилии Горобец, со своей супругой, пошли нам навстречу, нашли материал, подобный пергаменту, тиснение, и, слава Богу, с помощью российской центральной библиотеки (были переданы фотографии, слайды) в 2011 году это Евангелие вышло. Правда, небольшим тиражом – 1000 экземпляров. Но исполнились слова, которые сказал Христос: «Когда люди молчат – камни возопиют». Книга – это живое существо, это живое слово. Молчала эта книга долго, но через 600 лет снова говорит те же слова, которые почти 2000 лет назад произнес Христос на земле и адресовал их нам – верующим людям последующих столетий и тысячелетий.

Есть планы факсимильно издать и Луцкий Псалтирь, который также хранится (не у нас, не в нашем государстве) за границей. По Божией милости, продолжает жить Церковь Христова, и верующие люди находят себе утешение. Я думаю, что многих заинтересует это факсимильное издание Евангелия, особенно людей науки: как было написано, в книге есть слова из греческого языка и звучат иначе, чем в других рукописях. И самое главное, чем интересуются те, кто исследует это Евангелие, – приписки на полях, где есть свидетельство, что оно было сотворено на Волыни, в Луцке, в Спасском монастыре Красноселья на берегу реки Стырь.

– Да, тираж небольшой, однако даже такой тираж открывает большие возможности перед учеными.

– Я человек необразованный, простите, имею всего 8 классов средней сельской школы, но меня очень удивляет глубочайшее знание Священнописания людей ученых: с какой любовью и скрупулезностью они подходят к каждому слову, открывают такие таинственные вещи, о которых никто не знает. Я и в Луцке встречал таких людей, и в Москве, это поразительно для меня, и теперь мы имеем надежду, что и духовные школы, и другие учебные заведения – все, кто пожелает, смогут открыть для себя сокровище Евангельского вечно живого слова, которое было написано от руки. Кстати, Луцкое Евангелие старше Пересопницкого Евангелия почти на 200 лет, и люди науки с любовью будут изучать его и, конечно же, открывать то, что здесь найдут, для широкой публики.

Для верующего в Евангелии разночтений нет

– Владыка, у наших телезрителей очень много вопросов, связанных с Евангелием. Известно, что Евангелие написано не одним человеком. Каждый автор своими словами описывает Евангельские события. Насколько важно православному христианину понимать разночтения в Евангелиях?

– Мне кажется, для верующего человека в Евангелии разночтений нет. О жизни, Учении Иисуса Христа, Мессии и Спасителя мира, писали только четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов. Когда верующие читают главу за главой Евангелие, им открываются большие знания. Иногда бывает какое-то сомнение: у одного евангелиста говорится о двух слепцах, которых Христос исцелил, а у другого евангелиста об одном, – но это никак не меняет факта жизни Иисуса Христа. И верующие люди находят самые глубинные мысли, которые записаны были святыми евангелистами из уст Господа нашего Иисуса Христа. Я бы хотел обратить ваше внимание только на одну притчу – о блудном сыне. Как глубока, содержательна эта притча! Почти 20 столетий она звучит на многих языках мира и не теряет своей новизны... То, что сказал Христос почти 2000 лет тому назад, живо и актуально сегодня.

И верующие люди, читая страницы Евангелия, не ищут разногласий, разночтений – они ищут того, что успокаивает и облагораживает их святую душу.

Я о собственном опыте скажу. Когда в жизни еще юношеской, до армии и попозже, были трудные моменты, то искал тихий момент, ночь, открывал страницы Евангелия и внимательно читал – и разумом, и сердцем, и всеми чувствами – то, что говорил Христос. После такого чтения всегда приходил глубокий мир в сердце, в душу, и я с надеждой шел дальше.

Путь к спасению души надо начинать с чтения Евангелия

– Владыка, люди, которые только приходят к вере, часто затрудняются, с чего начать чтение Священного Писания – Ветхий Завет есть, Новый Завет…

– Да, многие интересуются, с чего начать. Книги Ветхого Завета – это глубинные книги, они делятся на пророческие, исторические, учительные, но тому, кто начинает свой путь к спасению души, лучше начинать с чтения Евангелия. В Новом Завете, особенно в посланиях апостола Павла, есть очень много ссылок на Ветхий Завет. Если взять Послание апостола Павла к Евреям, да и другие послания, апостол Павел просто разъясняет Ветхий Завет, как путеводитель ко Христу для миллионов людей. Пришел Христос, Спаситель, Мессия, совершилось Обетование Божие, совершилось спасение человечества через Кровь Господа нашего Иисуса Христа. И верующие люди, изучая Священное Писание, должны акцентировать внимание на изучении Нового Завета.

Евангелие открывает тайны всего бытия, и начинающим сперва нужно прочитать труды четырех евангелистов, потом помаленьку послания – и дальше можно читать и Ветхий Завет, начиная с Книги Бытие. Практически Книга Бытие – это история сотворения мира и жизни первых людей на планете Земля. Надо помнить: когда писалась Библия, не было видеокамер, историков, людей, которые сегодня каждое слово очень быстро рассылают во все информационные службы, художников, которые могли бы что-то зарисовать… Все это через столетия, тысячелетия передавалось из поколения в поколение, и только пророк Моисей, вождь еврейского народа, написал Книгу Бытие, описав, как был сотворен мир.

– Владыка, у нас звонок, Рязань на связи.

– В Евангелии от Марка, глава 4-я, написано: «Так что они своими глазами смотрят и не видят, своими ушами слышат и не разумеют, да обратятся и прощены будут им грехи». А если человек верит, но не понимает что-то в учении христианском, ему будут прощены грехи?

– Христос эти слова сказал почти 2000 лет назад тем людям, которые Его слушали. Мы живем с вами уже в XXI веке, среди нас тоже есть много таких, которые, открывая Евангелие, читают, но не понимают, глаза их смежились, уши их не слышат. Почему? Хотят ли они понять это или не хотят? Мы не знаем глубины их души. Но раз они не понимают, так, видимо, не хотят, ибо всякий, кто ищет – тот находит, кто просит – тому дают, кто стучится – тому открывают.

Верующее сердце должно искать Господа в простоте и услышать слова из уст Господа нашего Иисуса Христа: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие. Мало читать Евангелие, нужно свою жизнь изменить из греховной на святую – посвятить ее Господу; это не значит уйти в монастырь – надо переродиться, стать более чистым, справедливее проводить свою жизнь, руководствоваться любовью, смирением, терпением и послушанием, как показывает пример Господа нашего Иисуса Христа. И так будет, когда всякий с простым и добрым верующим сердцем откроет страницы Евангелия, будет читать, откроются его глаза, откроются его уши, а главное – откроется его христианское сердце. Человек же воспринимает все сердцем, и Святое Писание мы должны воспринимать сердцем, для этого нужно, чтобы сердце было у нас чисто. Еще пророк Давид просил Господа: «Сердце чисто созижди во мне, Боже!».

– Владыка, у нас вопрос из социальной сети, и задает его Степан из Украины: «Будет ли доступ к Луцкому Евангелию у мирян»?

– У мирян доступ к этому Евангелию уже есть. Оно есть в киоске возле нашей епархии. Но не думайте, что большой круг людей этим будет интересоваться, очень тяжело даже священнику это Евангелие прочитать – там нет ни точки, ни запятой, все идет одной строкой. Даже те строчки Евангелия, которые ты знаешь наизусть, здесь с трудом читаются. В этом Евангелии очень много сокращений: чтобы можно было больше уместить и описать то, что хотел рукописец.

(Продолжение в следующем номере)


Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»

 
Церковный календарь

И один в поле – воин, если с ним Господь

Протоиерей Евгений Попиченко

28 марта – память мученика Агапия и пострадавших с ним Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев Все они пострадали в Кесарии Палестинской в правление императора Диоклетиана. Все, кроме Агапия, были совсем молодыми людьми, но не стали еще христианами – водой они так никогда и не крестились

 
Прямая речь

Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан: «Пост – побуждение к внутренней работе»

Каждый раз, вступая на поприще поста, мы задаем себе вопрос: в чем суть поста? И нередко мы говорим в первую очередь о физической сущности. Действительно, это очень важно. Еще Адаму и Еве была дана заповедь воздержания – не вкушать от древа познания добра и зла.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс