Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Пастырем овцам словесно нареченный, горением духа Богу угодивый, сыном победы являйся» – в этих словах не просто образ, а жизнь удивительного уральского святого – священномученика Аркадия Николаевича Гаряева.
6 января 1878 года в семье священника Николая Алексеевича и его жены Марии Ивановны родился сын; в Крещении младенца нарекли Аркадием, что по-гречески означает «пастух» или по-славянски «пастырь». Семья отца Николая, как и большинство семей духовенства на Урале, была большой – семеро детей, Аркадий был старшим из сыновей, а значит, с детства привык отвечать за тех, кто рядом… Все детство будущего отца Аркадия прошло в красивом селении Северного Урала.
Первые семена веры были заложены отцом – священником и законоучителем о. Николаем Гаряевым, обладавшим, по свидетельству современников, незаурядным проповедническим и пастырским талантом, духовным лидером большого (более 8000 человек) Верхнетуринского прихода.
В августе 1887 года семья Гаряевых переехала в село Горнощитское, где отец получил должность настоятеля и благочинного, а через год, в 1888 году Аркадий был отдан отцом в Екатеринбургское Духовное училище.
По его окончании Аркадий поступает в Пермскую семинарию, но, проучившись менее полутора лет, покидает ее. Об истинных причинах ухода мы можем лишь догадываться: к концу XIX века Пермская семинария представляла собой рассадник революционных идей.
17 мая 1897 года, как значится в церковных документах, Аркадий Гаряев был, согласно своему прошению, определен на должность псаломщика Покровской церкви села Покровского Екатеринбургского уезда. 6 марта 1898 года перевелся в Троицкий храм Каменского завода, где уже несколько лет служил его отец и жила их семья. Примерно в это время Аркадий женился, супругу его звали Агриппина Евгеньевна. Долгое время у них не было детей, но в 1903 и в 1905 году у них родятся 2 сына – Михаил и Николай, третий сын (Сергий, родившийся в 1906 году) умрет во младенчестве. 10 апреля 1905 года в Вербное Воскресенье в Крестовой Архиерейской церкви города Екатеринбурга епископ Владимир Соколов рукоположил псаломщика Аркадия в сан диакона с оставлением на том же месте. В диаконском сане священномученик прослужил 2 года, 9 августа 1907 года был определен священником к церкви села Петропавловского (ныне город Североуральск).
Приехав на приход, священномученик нашел его в плачевном состоянии: отсутствие прихожан за богослужением, нравственные пороки, распущенность, беспробудное пьянство, невнимание прихожан к своему прекрасному старинному храму и самое главное – повальное распространение неверия.
Но молодой священник не разочаровывается, а начинает заниматься активной пастырской и миссионерской деятельностью: первое, что он сделал, – поставил на должный уровень преподавание Закона Божия в местной земской школе. Пастырь понимал, что чуткие детские души наиболее восприимчивы как ко всякому доброму воспитанию, так и к злу, царящему к обществе. Новый приход его был одним из самых больших в епархии; чтобы доехать до отдаленных северных деревень, нужно было совершить целый подвиг. Если священники, служившие до него на приходе, чаще всего ограничивались поездками в 2–3 близлежащих селения, то заботы отца Аркадия простирались и на самые отдаленные деревни его прихода.
В своей деятельности отец Аркадий подражал своему великому предшественнику святителю Стефану Пермскому, стараясь стать другом тех, кому собирался свидетельствовать о Христе: «18 – 19 января, 20 и 21 февраля я принимал у себя на квартире многих из инородцев вогул, остяков и архангельских зырян, которые приходили ко мне просто повидаться, а некоторые по делу. … Сколько мог, я старался каждого удовлетворить, обласкать и, смею думать, это направление я избрал вполне правильно, ибо прием, добродушие и ласка лучше мне послужат в деле моем, чем строгость, порицание и осуждение».
Противостояние священномученика разлагающим процессам в обществе выходит за рамки его прихода; ответом на антирелигиозную агрессию, льющуюся со страниц газет и журналов, стала литературная деятельность отца Аркадия. В 1908 – 1910 годах в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» публикуются стихи священника; из 13 стихов – 12 религиозного содержания, в одном из первых опубликованных стихов – молитва, где отец Аркадий обращается с горячей просьбой ко Христу: «Услыши нас в молитве за Россию, подай свой мир и тишину земле…».
В 1910 году епархиальное начальство назначает отца Аркадия священником Походной церкви для окормления разбросанных малых северных поселений и проповеди среди вогулов. Так начинается полноценное миссионерское служение священномученика Аркадия. В 1912 году, в связи с рядом неурожайных лет, Миссионерский комитет перестал выделять деньги на северную миссию; отец Аркадий был переведен на служение в соседний Никито-Ивдель, но и здесь продолжал окормлять и привечать в своем доме местное вогульское население.
В феврале 1914 года священномученик Аркадий был переведен к Свято-Николаевской церкви села Боровского (ныне это Катаевский район Курганской области). Жителей в селе было более полутора тысяч, все русские, православные, занимались хлебопашеством.
В Боровском отец Аркадий служит до 1918 года.
В июле 1918 года Катаевское село стало центром создания нового красноармейского полка – «Красных орлов». Дата образования полка – 13 июля, дата смерти священномученика – 14 июля. Одна из частей будущего полка – отряд мадьяр; именно на их совести лежит расправа над священномучеником. Наемники, привлекаемые в Красную армию хорошей платой, не связанные с русским народом верой и культурой, часто во время гражданской войны становились палачами духовенства, отличаясь особой жестокостью; то, на что не могли пойти даже отпетые уголовники из русских, с легкостью совершали иноземцы – китайцы, венгры, латыши.
В день своей мученической кончины отец Аркадий венчал два брака. Когда священник проводит пару вокруг аналоя, он поет песнопение, обращенное ко святым мученикам, пел его и священномученик Аркадий: «Святии мученицы, добре страдавше и венчавшиеся, молитеся ко Господу, помилуетеся душам нашим».
Колокольный звон после Венчания привлек внимание отряда красных мадьяр. Батюшку, видимо, забрали прямо из церкви и поволокли в штаб полка, который в то время располагался в лесу. Дойдя до лесных оврагов, стали издеваться над ним, приказали копать себе могилу, потом искололи штыками, а тело забросали землей и ветками. Это место в лесу у местных жителей до сих пор называется «поповскими ямами». Через некоторое время тело мученика было обнаружено прихожанками села, и при пришествии белых с почестями погребено за алтарем Свято-Николаевского храма.
В 2001 году с южной стороны склеп был раскопан, из стены вынут кирпич, и все увидели нетронутый временем гроб. У склепа, по многочисленным воспоминаниям очевидцев, ощущалось тонкое благоухание. В 2003 году состоялось прославление в лике святых священномученика Аркадия, а в 2009 году были написаны две службы святому мученику Аркадию, пастырю и миссионеру уральской земли.
В своей драме « Борис Годунов» А.С. Пушкин писал: «Романовы Отечества надежда» Были ли они надеждой тогда? Эту оценку можно дать спустя столетия.В этом году исполняется 400-летие воцарения Михаила Федоровича Романова. Династия правила чуть более трехсот лет. Сегодня в России монархии нет, но наш разговор – о Романовых
Вспоминается роман И.С. Тургенева. Ожидание, и все же самая кропотливая работа. В последние дни надо успеть все то, на что не хватило времени в пробежавшем месяце, годе. Осталось ровно неделя до первой службы в Максимилиановском храме-колокольне, больше известным екатеринбуржцам, как Большой Златоуст. На протяжении практически всего времени его строительства в храме проводились молебны.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.