Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Владыка, от всего телеканала поздравляем с годовщиной Архиерейской хиротонии и желаем Вам легкой борьбы с искушениями.
– За тот год, что Вы возглавляете епархию, произошли ли какие-то серьезные изменения ее жизни?
– За год мы открыли восемь отделов, в том числе социальный, и создали сестричество милосердия. Первые сестры милосердия уже полноценно работают. Сейчас еще открыли отделы – молодежный, образовательный, катехизаторский, архитектурно-строительный, церковно-археологический, организовали в епархии небольшой музей «Царские дни». Оказалось, что это первый в истории Киргизии музей русской культуры и вообще духовный музей, церковный.
Есть у нас и отдел по работе с правоохранительными органами, с военными, с управлением исполнения наказаний. 30 % заключенных 15-ти тюрем, расположенных на территории епархии, – русскоязычные. Было не так просто туда попасть, чтобы людей окормлять. Сейчас уже мы начали договариваться с властями, чтобы нас пускали туда, определили священников, которые будут закреплены за каждой тюрьмой.
Встречались мы с президентом Киргизии, два раза я был на приеме у него. Он очень лояльно относится к представителям религиозных конфессий. В Кыргызстане две традиционные – ислам и Православие. Христианство в Кыргызстане присутствует с I века. 140 лет существовала Туркестанская епархия. Так что у нас взаимоотношения хорошие с государственными органами и с исламскими религиозными деятелями.
Есть, конечно, и проблемы. Главная – епархию в ее нынешнем виде юридически не регистрируют. Есть закон в Кыргызстане, где определено, что руководитель любой конфессии должен быть гражданином Кыргызстана. Сотрудники Комитета по делам религии при президенте нашли у нас в уставе, что Святейший Патриарх и Синод являются руководящим органом Церкви. Я им объяснил, что у нас Церковь, а не частное предприятие, а у Церкви есть глава. В иерархическом порядке все должно быть правильно.
Юридически не вижу никаких проблем (республиканские законы я уже изучил), препятствия чисто на человеческом уровне; видимо, не пришло еще время. Закон Киргизской Республики определяет, чтобы развитие тех конфессий, что веками существуют в Киргизии, поддерживалось. Но, видимо, дело еще вот в чем. Раньше была зарегистрирована епархия как Ташкентская Среднеазиатская. И сейчас чиновники говорят: «Регистрируйте вашу как миссию», а миссия регистрируется только на год и очень тяжело. А я говорю: «Вот интересно, по всему Кыргызстану православные, уже не один век стоят церкви по всему Кыргызстану, а мы с этого дня должны считаться миссией?». К тому же есть закон 2008 года, в котором говорится, что на те религиозные организации, которые были зарегистрированы до издания этого закона, он не распространяется. Перерегистрируйте название епархии, и все. Но нет, название не хотят регистрировать.
Мы сделали устав новый, Святейший Патриарх проверил, все в законном порядке, канонически все правильно, но – «нет», и все.
Я встречался по этому поводу и с премьер-министром, и с людьми, которые понимают в этом деле, они все в недоумении: как так, Русская Православная Церковь всегда была у нас авторитетна, всегда мы сотрудничали, народ доволен, никто против нас ничего не имеет… Ни с того ни с сего – проблема на ровном месте.
Киргизы к Православию очень хорошо относятся, с почтением.
– Владыка, начало положено. Как Вы считаете, что сейчас самое главное?
– Самое главное, чтобы мы служили Богу и людям, чтобы они не забывали – Бог есть, и мы должны в этой жизни что-то сделать для совершенствования нашей души, чтобы она стала способна воспринимать благодать Божию.
По понедельникам и вторникам я встречаюсь с руководителями всех отделов, определяем задачи на неделю, обсуждаем, что сделано. С социального отдела я тоже спрашиваю, что они принимают от людей. Дело в том, что у нас принято вещи принимать от людей – каждое воскресенье и по большим праздникам раздаем их нуждающимся. Есть пять или шесть заведений, с которыми социальный отдел и сестричество регулярно работают. Ведется работа на дому – есть престарелые прихожане, им надо помочь: где-то наколоть дров, где-то подкрасить, где-то убрать, сестры даже едут и подстригают стариков, моют, помогают готовить. Двенадцать человек закончили курсы медсестер, мы недавно им официально, красиво, в церкви вручили «корочки» об окончании курсов. Будем сейчас искать в городе больницы, где можно палаты иметь свои, как в Екатеринбурге – мы оттуда берем пример, ведь екатеринбургскому сестричеству десять лет, а мы только начинаем.
Скоро будет у нас машина специальная, реанимационная, которая будет курсировать по городу и бедным помогать – раны обрабатывать, медицинскую консультацию давать, по возможности – устраивать на лечение, потому что в этом году два человека умерло. Поздно их нашли... Один целый месяц возле епархии ходил, и все думали, что он пьяный, никто близко не подходил к нему. А потом из нашего паломнического отдела одна женщина увидела поближе его, прибежала и говорит: «Слушайте, да он гниет, у него прямо с рук и с ног черви падают». И мы договорились (платно – так, может, никто не взялся бы), отвезли его в больницу, спасли человека. Когда начали с ним общаться, оказалось, что он воевал то ли в Афганистане, то ли в Чечне, офицер, что-то в семье случилось – и оказался на улице. Еще чуть-чуть бы – и заражение крови. И еще одного такого нашли… А двоих нашли уже настолько истощенных, что они не могли даже встать и не выжили, похоронили мы их тоже за свой счет.
– Формирование епархиальной общеобразовательной школы – это потребность самих прихожан?
– У нас очень большая потребность в школах. Русскоязычных школ очень мало. Есть школа на военной базе, но она только для детей офицеров, есть школа при университете, и еще где-то есть одна школа, где русские могут учиться.
Многие уехали в Россию, и в тех школах, где обучают на русском языке, в классах по одному – два человека русскоязычных. Да и плата за школы немаленькая – примерно 11500 сомов. А наша школа епархиальная берет 3500 сомов, половина учащихся платит 1500–2000, часть вообще бесплатно учится или дают, сколько могут. Мы их кормим, и все зарплаты за счет епархии в основном.
В данный момент у нас три общеобразовательные средние школы епархиальные, получили недавно лицензию на следующий этап – лицензия получается до 4-го класса, потом до 9-го, потом до 11-го. В Бишкеке в школе епархиальной чуть больше ста человек, в 2012 году очень много было желающих – не смогли принять больше, классы не вмещают. В Ново-Покровке, недалеко от Бишкека, вторая школа – там два класса, две аудитории, и пятый класс учится. Есть проект школы, есть разрешение на строительство – нет средств…
Приходы, которые епархии взносы дают, очень слабенькие экономически, хватает на полтора месяца платить зарплату служащим, рабочим в епархии – около ста человек работает. Еле-еле концы с концами сводим, поэтому строить школы и еще что-то пока нереально. Но постепенно архитектурный отдел потихоньку работает, в данный момент у нас достраивается три храма, начато строительство еще двух.
Когда я приехал в епархию, наши сотрудники получали 3500 тысячи сомов, а это 2000 рублей. Можете представить, месяц жить на 2000 рублей? Конечно, пришлось в три раза увеличить. Так что сейчас уже под миллион каждый месяц только на зарплату нужно.
Открыли в епархии пекарню к Пасхе. За две недели до Пасхи задумались, как печь куличи, успели все оборудование найти в России, привезти, собрать хорошую итальянскую мини-пекарню, за три дня до Пасхи все сделали и напекли столько куличей и сделали пасок, что хватило до дня Святой Троицы. Так что теперь своя выпечка есть, хлеб очень вкусный, с каждым днем все больше требуют, булочек вообще не хватает. Наши пекари всю ночь потрудятся, испекут много, а до вечера не хватает, потому что получается, видимо, хорошо и недорого, в магазине дороже намного.
– Владыка, Вы сказали, что большая часть прихожан – пожилые люди, а где молодежь?
– Нет работы и нет школ, поэтому молодежь в России. Не только русскоязычные – очень много киргизов в России.
В епархии мы начали часто проводить праздники, концерты. Организовали кружки, проводим огласительные беседы для всех, кто хочет креститься, венчаться, кто хочет верстаться в казаки.
Недавно провели большой войсковой круг казачества, где избрали атамана всего войска, а оно не только на территории Киргизии, но и в Казахстане еще. Были гости из Москвы, с Кубани, из Сибири, из Америки.
С казаками очень активизируется работа, потому что есть священники в епархии, которые занимаются казаками, их восемь человек по станицам. Сейчас постараемся казаков больше приблизить к Православию, потому что они очень хорошие люди, патриоты, но их надо воцерковить.
На первом войсковом круге мы подписали соглашение о сотрудничестве Русской Православной Церкви Бишкекско-Кыргызстанской епархии и Семиреченского казачьего войска, будем вместе служить народу Божию, Церкви Православной и Богу.
– За прошедший год больше стало прихожан?
– Я не знаю, сколько раньше ходило в собор, но люди говорят, что сейчас намного больше стало ходить; на приходах людей поменьше, конечно. Обращаются люди из сект. У нас есть такой отдел, ну не отдел, а секция по реабилитации от сект, там есть и батюшка – отец Артемий и еще матушка Мария, которая была как бы пресвитером у сектантов, типа настоятеля храма. Когда она увидела, что там не то, к нам пришла, говорит: «Владыка, вы не поверите, мы ползали по земле, такая была подавленность, что вешаться хотелось. Как бедные люди попадаются в эти сети! Я вижу, что Вы хотите что-то делать, можно я Вам буду помогать?». Я говорю: «Пожалуйста, а чем Вы занимаетесь, что Вы можете?». Ну она и рассказала, что была в секте, еле-еле вышла оттуда. Я и говорю: «Начинайте помогать людям, которые еще не вышли оттуда». Взяли духовником отца Артемия, который тоже эту тему хорошо изучил. В газете православной дали номер телефона – когда люди обращаются, они разговаривают с ними, воцерковляют и потом меня приглашают. Я, как епископ, совершаю чин перехода из секты в Православие.
– Что Вы можете сказать об общем уровне нравственности, требуется ли здесь какая-то определенная работа со стороны Церкви?
– Особой разницы с Россией нет. Если есть пьянство, то оно везде есть, если есть наркотики, то они везде есть, если есть курево, то оно везде есть. Нельзя сказать, что в Киргизии больше того или того. Кто хочет избавиться от пагубной привычки, приходит к нам.
Очень много помогают концерты, встречи, огласительные беседы. Относительно бесед все сначала против были, даже и священники: как, зачем так много? Я говорю: «Вы поймите, если человек крестится, ничего не зная о вере, он не останется в Церкви». – «У него нет времени ходить на беседы». – «Если нет времени ходить на беседы, у него разве будет время ходить в храм? Не будет. Зачем такой христианин, который не будет ходить в храм?».
Человек, который не ходит в храм, не может сохранить благодать Божию. Человек ходит в церковь чаще, берет эту благодать, постепенно учится ее сохранять, потом умножать, и вот получается Царство Небесное. Сейчас на беседы собирается летом 60 – 70 человек, пять раз в неделю эти беседы проводятся. Вечером уже закончились беседы, человек 20 – 15 остаются, спрашивают, расспрашивают, смотрим – восемь вечера, а они не уходят и все спрашивают, интересуются; значит, это надо.
По моей просьбе, с благословения нашего митрополита, главы Среднеазиатского округа Владыки Викентия, проводим выездные сессии семинарии – наши священники не могут ездить в Ташкент учиться, потому что очень сложные отношения между Узбекистаном и Кыргызстаном, больше трех дней нельзя находиться на территории Узбекистана без регистрации, а узбекские власти ее не дают.У нас есть батюшка, который 18 лет учится в семинарии, большинство батюшек уже протоиереи, а все учатся. Уже две выездные сессии провели, в первую поступило 12 человек на заочное и 2 человека на очное отделение, 10 человек, женщин, поучилось на катехизаторском отделении семинарии. Я в России взял книги по основам православной культуры, и с 2012 года в трех наших школах общеобразовательных начали этот предмет преподавать. Я издал циркуляр, чтобы преподаватели, которые учат детей Закону Божию и основам православной культуры, и директора школ обязательно поступили либо на катехизаторское отделение семинарии (там три года учатся), либо на годичные курсы.
Сейчас поступило предложение, чтобы светские предметы курса семинарии преподавать в Бишкеке. У нас много школ, есть славянский университет, профессора, доктора. Можно на месте преподавать такие предметы, как история Кыргызстана, история Средней Азии, информатика, экономика, языки – всего около восьми предметов.
Так что только вперед двигаемся, такой у нас стиль работы.
Не хватает, конечно, кадров – у нас 10 храмов, некоторые священники служат по двум храмам, а если нет постоянного священника – это очень плохо, народ уходит в секты или перестает ходить в храм. За этот год с большим трудом я нашел пять человек, из них трое диаконы, а двое уже священники. Пока ждем закончивших семинарию, народа в храме не будет. Если в России за год, может быть, по 50 человек, по 20 рукополагают, а для нас большой прогресс пятерых рукополагать.
– А будет ли развиваться монашество?
– Есть отец Ираклий, иеромонах, служит в женском монастыре духовником. Есть отец Никита на отдаленном приходе, где мирской священник не выживет. Есть отец Серафим – мой помощник и эконом епархии. Вот три монаха.
Конечно, у нас есть исторический монастырь на Иссык-Куле, Свято-Троицкий Иссык-Кульский монастырь, там мы провели две экспедиции по поиску захоронений монахов, собрано очень много материала про новомучеников.
31 октября 2012 года в единственном в Кыргызстане епархиальном историческом музее провели Свято-Антониевские православные чтения. Мероприятие приурочено было к официальному открытию церковно-археологического отдела во имя Святого Схиархиепископа Антония (Абашидзе) и посвящено празднованию первой годовщины создания епархии.
Владыка Антоний (Абашидзе) был управляющим Туркестанской епархии с 1906 по 1913 год. Это, можно сказать, самый активный архиерей, который был на кафедре Туркестанской. При нем и «Епархиальные ведомости» по указу Императора Николая II начали издаваться, он открыл народный дом, дом просвещения. Он стал покровителем нашего церковно-археологического отдела. А чтения провели еще и потому, что в 2012 году исполнилось 70 лет со дня блаженной его кончины. В те же дни он прославлен в лике святых Украинской Православной Церковью. Мы послужили ему первую службу в Бишкеке, была написана икона. На чтениях присутствовал российский посол Андрей Андреевич Крутько, он поддержал нас.
20 января – Собор Иоанна Крестителя Главная жизненная миссия Иоанна Крестителя была совершена в день Богоявления, поэтому Церковь посвятила его памяти следующий за ним день, именуя его Собором Иоанна Крестителя. В этот день вспоминают и события, связанные с десницей Предтечи.
В гостях у святого Симеона30–31 декабря 2012 года в духовной столице Урала состоялись торжества, посвященные празднованию прославления в лике святых чудотворца и угодника Божия праведного Симеона Верхотурского. Традиционно они прошли в Свято-Николаевском мужском монастыре Верхотурья, где пребывают честные мощи святого.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.