Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
О соединении с Богом
В книге Второзаконие есть удивительные слова, актуальные и для нашего времени: если народ не будет слушать Бога, то земля запустеет, пшеница перестанет давать плод, виноградники – виноград, придут враги, дети будут рождаться больными, немощными, процветет грех, будут разрушаться семьи, государство.
Мы, как люди верующие, сохраняющие связь с христианскими традициями прошедших поколений и до сих пор называющие себя народом-богоносцем, считающие страну нашу Богом хранимой, должны понимать, что причина всех болезней нашего обществам не в политике и не в экономике. Мы перестаем слушать Бога, заботиться об исполнении Его заповедей, все меньше и меньше верим в их силу, забываем, что исполнение или забвение той или иной заповеди есть жизнь или смерть для наших семьи, народа, государства.
Как и сказано во Второзаконии, заповедь дана либо к жизни, либо к смерти. Исполняя ее, мы получаем жизнь; если не исполняем – умирает все. Мы забываем о своем завете с Богом, который каждый из нас заключил в день Крещения. Может быть, подходя к купели, мы не понимали, в чем состоит христианский закон, но, тем не менее, мы пришли и своими словами отреклись от сатаны и всех дел его, мы сочетались со Христом, сказав: «Верую в Него, как в Царя и Бога» – сделали то, что израильский народ на горе Синай, вступили в завет с Богом. И если мы будем исполнять завет, то государство, семьи наши, все процветет; не будем исполнять – естественно, все будет разрушаться.
В Книге Второзаконие есть чрезвычайно важный отрывок, который имеет прямое мессианское, фундаментальное значение. Пророк Моисей, уходя к Богу от своего народа, говорит: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, его слушайте», и дальше говорит: «Кто не послушает этого пророка, душа его истребится из народа», то есть он не наследует жизни вечной. Это мессианское пророчество о Пришествии в мир Иисуса Христа – «пророка, подобного мне», как говорит пророк Моисей.
Действительно, Христос, придя, совершает то же, что Моисей, только в значительно более превосходной степени, – Он спасает народ от рабства, от смерти через Свое Воскресение, Он дарует ему Закон – как и Моисей, Он создает Церковь – как создал Церковь и Моисей, Он заключает с Богом Завет – как заключил Моисей. Моисей заключил Завет на крови убитых животных, а Христос заключает этот Завет на Собственной Крови. Дело же, которое совершает Христос, то самое по сути, что и дело Моисея.
Когда первые христиане, апостолы начинают ходить по городам и весям и проповедуют среди иудеев, произнося проповеди в еврейских синагогах, они эти слова Моисея вспоминают и говорят: «Вот, Он сделал то же самое, что Моисей, о Нем говорил Моисей». И против этих свидетельств, как говорил об этом апостол Павел, возражать иудеям было нечего. Глубочайший смысл этих слов не столько в том, чтобы, увидев Христа, евреи вспомнили слова пророка Моисея и пошли за Ним. Смысл в том, чтобы они после свершенного Иисусом Христом поняли, что весь Ветхий Завет свидетельствует о Нем. Если они не поймут и не примут этого, то только по упорству своих злых сердец. У них нет оправдания, нет права сказать: «мы не знали, мы не поняли». Настолько все очевидно, что не согласиться с этим можно только по злой воле, а не по незнанию.
Последние слова Моисея «Его слушайте» не случайны, – именно их произносит Бог, когда Христос крестится в Иордане или трем ученикам на горе Преображения: «Его слушайте». Все правоверные иудеи должны были в синагогах слушать чтение Закона, а Второзаконие читалось чаще других книг Священного Писания, так как в нем, как мы бы сейчас сказали, конспективно изложена суть иудейского Закона, Завета Бога с человеком. Конечно, все взрослые мужчины эти слова знали очень хорошо. «Его слушайте» – это Тот, о Ком говорил Моисей. Собственно говоря, и апостолы потому и пришли: слова в их сердце сразу отозвались, и они принесли плод того, что уверовали в это свидетельство.
Теперь вернемся к Иисусу Навину, который стал станом напротив города Иерихона. Нам важен вопрос завоевания Земли Обетованной, он имеет очень серьезные исторические, в первую очередь, последствия.
Бог повелевает израильскому народу не просто завоевать эту землю, а уничтожить весь живущий на этой земле народ. Конечно, в нашей либеральной, гуманистической (не христианской гуманистической, а именно материалистической гуманистической) традиции, сформировавшейся в эпоху Возрождения, это бесчеловечно... Все-таки европейскому гуманизму сердца наши принадлежат на самом деле гораздо больше, чем благовестию Библии.
Но для Ветхого Завета это свидетельство краеугольный камень – грех есть смерть, а смерть заразна, она убивает одним прикосновением, поэтому надо относиться ко греху бдительно. Поэтому Господу и приходится уничтожить народ, исчерпавший свои возможности хоть как-то исправить свою жизнь пред Лицом Бога. Но это полбеды – эти развращенные люди могут заразить и израильский народ развратом и идолопоклонством. А Бог с великим долготерпением вел израильский народ через пустыню, его должно сохранить! Именно поэтому Бог повелевает уничтожить всю заразу.
Сравните: говоря о больных такими инфекционными заболеваниями, как чума, холера, тиф, мы отдаем себе отчет, что их надо изолировать, чтобы другие не заразились. На таком уровне мы это понимаем, но для пророков Ветхого Завета грех – такая же инфекционная болезнь, только гораздо более опасная, потому что приводит к смерти народа. Израильский народ эту миссию не выполнил. Не выполнил по понятным человеческим причинам – он изголодавшимся пришел в богатую землю. Израильтяне, с радостью увидев цветущие поля, луга, виноградники, дома, города, построенные много тысяч лет назад, процветающие и богатые, конечно, забыли о необходимости уничтожения врага. Попечение о земном богатстве отвлекло народ от духовной трезвости.
Мы должны бороться с грехом, пока его не искореним, а мир всегда противоречит этой бескомпромиссной борьбе.
О совпадении воли человека и Бога Хотелось бы остановиться на слове апостола о молитве.«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
В старинном городе Екабпилсе, в прошлом именуемом Якобштадт, пребывала драгоценная святыня латвийской земли – чудесно обретенная чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая по месту нахождения Якобштадтской. Икона эта, единственная прославленная чудотворная в Латвии
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.