Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (706) → Когда Господь слышит наши молитвы

Когда Господь слышит наши молитвы

№1 (706) / 1 января ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Мы заканчиваем беседы по Первому соборному Посланию апостола Иоанна Богослова. Рассмотрим окончание пятой главы.

Начнем с ее 10 стиха: «Верующий в Сына Божиего имеет свидетельство в себе самом, неверующий Богу представляет его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал в Сыне Своем. Свидетельство это состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его, имеющий Сына Божия имеет жизнь, не имеющий Сына Божия – не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим, во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную».

Вроде бы все просто. Много раз мы останавливались на моменте начала духовной жизни человека, критерии ее подлинности в Боге. Мы говорили: чтобы жить в Боге, надо родиться от Бога, от воды и Духа, то есть иметь в себе Святой Дух; только тогда и начинается духовная жизнь. Все это известно. Мы обратим внимание на другое: иметь в себе Сына – значит быть свидетелем. Свидетельство в том и состоит, что в человеке живет Сын Божий и он сам становится сыном Божиим. То есть пребыванием в человеке Сына Божия человек свидетельствует о Боге и свидетельствуется от Бога.

Свидетельство – это то, что ясно, его можно показать, оно не требует доказательств. Смысл в том, что жизнь в человеке Сына Божия есть некоторый очевидный, по крайней мере для самого человека, момент. Только при развитии духовной жизни жизнь Бога в человеке становится очевидна и для окружающих. Это мы видим в святых людях. То, что Серафим Саровский святой, не надо было никому доказывать. И вопросы, в частности, связанные с канонизацией преподобного, возникали как раз среди тех людей, которые лично Серафима Саровского не знали – им нужны были какие-то свидетельства, а людям, знавшим батюшку лично, не надо было никаких свидетельств, что он свят. Все было совершенно очевидным.

Большая часть людей, уверовавших во Христа, не достигает той степени причастности к Богу, какую мы видим в таких дивных святых, как Иоанн Кронштадтский, Серафим Саровский, Сергий Радонежский. Но для самого человека причастность к Богу должна быть очевидной, иначе чем же должен познаваться Бог, живущий в нем? Если человек крестился, но сам в себе ничего нового не ощущает, то вполне уместно задать вопрос: «А действительно ли с тобой что-то произошло, когда ты крестился, действительно что-то изменилось в твоей жизни, когда ты уверовал во Христа?». И если человек, пожимая плечами, скажет: «Да я не знаю, а вроде бы ничего», то очевидно: ничего с ним не произошло, ничем Бог в этом человеке Сам о Себе не свидетельствует.

Ведь даже влюбленный чувствует изменения в собственном бытии, или потерявший близкого чувствует, как ранена душа его. А здесь человек становится единым с Богом, в нем рождается новая жизнь, по сути дела, в нем рождается сын Божий – это действие, превосходящее все известные на земле переживания, не может пройти незамеченным. Бог, живущий в человеке, не может Себя не проявить. Человек может это почувствовать, может знать в себе самом, что в нем струится иная жизнь, хотя это может быть и не очевидным другим.

Да, это не полнота святости, как у Серафима Саровского, и, может быть, никогда она достигнута и не будет. Свидетельства о таких изменениях – ключевая тема всех посланий апостола Павла: человек уверовавший пребывает в борьбе, в нем есть ветхий человек и новый, и внутри себя самого он постоянно ведет борьбу с ветхим человеком, чувствует, что новый человек предъявляет свои права на жизнь. Но ветхий человек (его привычки, страсти, обычаи, по которым он живет по закону мира сего) тоже сопротивляется. И всякий рожденный от Бога, рожденный в Боге, в ком действительно родился сын Божий, включается в эту борьбу и так как раз и познает, что в нем живет нечто новое, действует некий иной закон, который не от размышления в нем появился, а именно в таинстве Крещения, через его веру, через благодать, которую человек получил.

Получается, что закон ветхий и закон Христов в человеке начинают бороться, и сама эта борьба, человеком осознаваемая, и есть знак того, что в нем действительно живет Бог и он живет в Боге. И как бы ни были скудны плоды этой борьбы, как бы ни был немощен человек, но пока он ведет эту борьбу, он имеет надежду, не дает умереть в себе Сыну Божию, исчезнуть в себе благодати, которую получил, обратившись ко Христу. И если сохранит эту веру в час своей смерти, он имеет надежду – по слову апостола Павла, веру я сохранил, и за это готовится мне венец правды.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Наследие

Боже, Царя храни!

К 180-летию создания государственного гимна Российской Империи Гимн был исполнен 25 декабря (ст. ст.)1833 г., в день Рождества Христова и годовщины изгнания войск Наполеона из России, во всех залах Зимнего дворца в Санкт-Петербурге при освящении знамен и в присутствии высоких воинских чинов.

 
Паломничество

Рождество Христово на Афоне

Сергей Коваленко

Записки паломника О каждом из нас есть у Бога Промысел. Только Его святая воля наполняет нашу жизнь смыслом. Кажется, все идет размеренно и предсказуемо, но вот наступает день, когда происходит то, что обычно называется чудом. Я понял это, ступив на землю своих далеких предков.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс