Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (705) → Молитвы Святителя Николая Сербского

Молитвы Святителя Николая Сербского

№48 (705) / 17 декабря ‘12

Крещеный мир

Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Святитель Николай (Велимирович) родился в селе Лелич, близ сербского городка Валево, 5 января 1881 года по новому стилю. После окончания богословско-педагогической школы некоторое время преподавал. В 1904 году уехал продолжать образование в Швейцарию и Англию. Защитил докторскую степень по философии и богословию в Берне. В 1909 году принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. В течение нескольких лет преподавал в Белградской Духовной академии философию, психологию, логику, историю и иностранные языки.

Во время Первой мировой войны читал лекции в Америке и Англии, сбор от которых пошел в помощь соотечественникам, чем оказал поддержку своей родине. В 1919 году хиротонисан в епископа Жичского, а в 1920 – и в Охридского, где он и служил до 1934 года. Затем вернулся в Жичу, в которой находился до 1941 года. В начале Второй мировой войны вместе с Патриархом Гавриилом был заточен немцами в монастыре Раковица, затем переведен в Войлицу и наконец в концлагерь Дахау. Пережил страшные мучения. Но Господь сохранил его и после освобождения Николай Велимирович перебрался в Америку, где занимался просветительской и богословской деятельностью.

Отошел ко Господу 18 марта 1956 года в Пенсильвании. Погребен был в Либертсвилле. 12 мая 1991 года его святые мощи были перенесены в родной Лелич.


(из книги «Молитвы на озере»)

Господи Воскресителю, пробуди спящих песней Твоей

Бог мой – Бог Воскреситель, воскрешает мертвых с утра до ночи и с ночи до утра. Что утро похоронит, воскресит Господь вечером, и то, что вечер похоронит, утром воскресит.

Что более достойно Бога живого, если не воскрешение мертвых в жизнь?

Пусть другие верят богам, что препираются и судятся с людьми. Я же буду держаться Бога, мертвых воскрешающего.

Пусть другие верят в бога, не внемлющего живым, его зовущим. Я же буду поклоняться Богу, склонившему ухо Свое над умершими, чтобы слышать, не вопиет ли кто о воскресении и Воскрешающем.

Могильщики хоронят и молчат – Господь воскрешает и возглашает.

Мать хоронит дочь – Господь воскрешает: Господь милостивее матери.

Отец сына хоронит – Господь освобождает из плена смертного: Господь милостивее отца.

Брат брата хоронит – Господь воскрешает: Господь милостивее брата.

Нет у Господа ни слез, ни улыбки для умерших. Все сердце Его воскресению отдано.

Мир оплакивает своих на кладбищах– Господь песнью ищет Своих и воскрешает.

Воскреси, Господи, дух мой, чтобы воскреснуть и телу моему, вселися в дух мой, чтобы и тело мое стало храмом Твоим.

Вопрошают ближние мои с тревогой: воскреснет ли тело сие наше?

Если отреклись вы от себя и не для себя живете, тогда тело ваше – храм Бога Вышнего, тогда Воскрешающий в вас, и воскресение ваше совершается.

Воскреситель мой, а не смерть воскрешает, ибо смерть никогда не имела жизни. Ты еси Воскреситель, Ты еси Воскресший, ибо Ты – жизнь.

Только то семя воскресает, в котором Ты сокрыт, и лишь то в нем, что от Тебя.

Лишь тот дух Ты оживишь, который и ныне живет не миром, но Тобою.

Лишь то тело сохранишь, которое исполнилось Духом Святым уже в этом веке.

Лишь то воскресит Господь в гробах, что от Него.

Никто из мертвых не воскресит – только Господь, и не восставит никто – только Господь.

Ибо Он – во святых Своих. Воистину, Он – и в живых Своих, и во гробах, и над гробами.

Господи, единственное воспоминание мое

Избави мя, Господи, от всех воспоминаний, от всех, кроме одного. Ибо от воспоминаний делаюсь старым и немощным. Воспоминания убивают мое сегодня. Они душат мой день сегодняшний днем прошедшим и ослабляют надежду мою на будущее, легионы воспоминаний шепчут мне на ухо: будет только то, что было.

А я не хочу, чтобы было только то, что уже было. Я не хочу, и Ты, Господи, не хочешь, чтобы будущее было повторением прошлого. Пусть будет небывалое, будет то, чего свет не видел еще. Слишком драгоценно солнце, чтобы освещать бесконечные повторения.

Проторенные дороги соблазняют путника. Долго земное ходило по земле. Наскучили земле ходоки, из колена в колено, во все времена одни и те же. Избави мя, Господи, от всех воспоминаний, от всех, кроме одного.

Воспоминание единственное сохрани и освежи во мне. Сохрани и освежи в сердце моем воспоминание о той славе, в которой я ходил, когда был с Тобою и в Тебе, прежде времени и обмана его.

Когда и я был соразмерно троичен во святом единстве, подобно Тебе в вечности.

Когда и моя душа была в согласии с разумом и жизнью.

Когда и моя душа была девственной утробой, разум мой – девственной мудростью, а жизнь – духовной силой и святостью.

Когда и я был свет, и не было тьмы во мне.

Когда и я был блаженство и мир, и не было во мне муки сомнений.

Когда я знал Тебя, как и Ты знаешь меня, и не был смешан с тьмою.

Когда и я не имел ни границ, ни ближнего, ни деления на «я» и «ты».

Сие воспоминание не отнимай у меня, обнови его, Родителю мой.

Хотя открывает оно пропасть, по дну которой я влачусь, уничиженный и униженный.

Хотя и разлучает меня оно с друзьями и радостями земными. И сметает все преграды между Вчера, Сегодня и Завтра.

Хотя отчуждает меня от самого себя и делает безумцем в очах спутников моих.

Воистину, немило мне ни с кем, кроме Тебя, немило ни одно воспоминание, кроме воспоминания о Тебе.

Милостивый Родителю мой, избавь меня от всех воспоминаний, кроме одного.

Не плачь, дитя, вот придет Господь и все управит

Знаешь ли, дитя мое, отчего закрываются небеса, когда поля жаждут дождя, и открываются, когда поля не желают дождя?

От преступлений человеческих смутилась природа и отступила от законов своих.

Знаешь ли, дитя мое, отчего нивы, зачав весной плоды обильные, летом родят пустые колосья?

Оттого, что дщери человеческие возненавидели плод утробы своей и убивают его в расцвете.

Знаешь ли, дитя мое, отчего пересыхают источники, а плоды земные не имеют больше той сладости, которую имели?

От греха человеческого, через который немощь в природу вошла.

Знаешь ли, дитя мое, отчего народ, побеждающий врагов, терпит поражение от собственных раздоров и ест хлеб, горький от слез и злобы?

Оттого, что, победив врагов внешних, не победил их в себе.

Знаешь ли, дитя мое, отчего мать детей своих питает, и насытить не может?

Оттого, что, вскармливая их грудью своей, не песнь любви поет, а песнь ненависти к соседу.

Знаешь ли, дитя мое, отчего люди стали уродливы и лишились красоты предков своих?

Оттого, что презрели образ Божий, что изнутри, в душе, творит красоту лица, и личину земную предпочли.

Знаешь ли, дитя мое, отчего умножились болезни и моры страшные?

Оттого, что вообразили люди здоровье не даром Божиим, но данью, которую должна им природа. А то, что с мукой отъемлется, с двойными муками приходится защищать.

Знаешь ли, дитя мое, отчего люди воюют за землю, не стыдясь уподобления кротам?

Оттого, что земля проросла в сердцах, и глаза их только то видят, что растет в сердце. И оттого, что грех сделал их слишком немощными для борьбы за небо.

Не плачь, дитя мое, скоро придет Господь и все управит.

Господи, есть ли дни?

Человек, есть ли среди прожитых тобой дней те, что хотел бы ты вернуть? Дни эти манили тебя, как манит нежное прикосновение шелка, но, соблазнив тебя, превращались в паутину. Словно чаша, полная меда, встречали они тебя, но обращались в зловоние, полные обмана и греха.

Смотри, как лужи при лунном свете напоминают чистые зеркала, а дни твоей беззаботности – прозрачные стекла. Но когда скользил ты из одного дня в другой, обманчивые стекла разбивались, как тонкий лед, и ты брел по воде и грязи.

Может ли называться днем время, ограниченное, словно вратами, утром и вечером?

Господи, свете мой, об одном лишь дне тоскует душа моя, истерзанная обманом: о дне, который не закрывается вратами вечера.

О дне Твоем, который был и моим днем, когда я был одно с Тобою.

Человек, печалишься ли ты о минувшем счастье твоей жизни? Вспомни былые сладости прошлого: какая из них принесла тебе больше горечи? И вот, с досадой отворачиваешься ты от вчерашнего счастья.

Даны тебе лишь мгновения счастья, чтобы опечалить тебя воспоминанием о том ушедшем истинном счастье, когда ты был под покровом Источника счастья. Даны тебе столетия скорби, чтобы пробудить тебя и вырвать из плена царства лжи.

Господи, Господи, счастье мое единственное, готовишь ли Ты прибежище измученному страннику Своему?

Господи, вечная юность души моей, омоешь Ты очи мои, и засияют они светом, ярче солнечного.

Господи, бережно собираешь Ты слезы праведников и, как дождем, мир ими освежаешь.

 

В других номерах:

№19 (724) / 20 мая ‘13

Крещеный мир

Православие – главное для русского человека

Андрей Полушин

№23 (728) / 17 июня ‘13

Крещеный мир

Хранят веру православную

Андрей Полушин

№21 (726) / 3 июня ‘13

Крещеный мир

Их объединило Православие

Андрей Полушин

 
Паломничество

Верхотурье глазами Прокудина-Горского

31 декабря – празднование святому праведному Симеону Верхотурскому Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 г., по всей вероятности, в городе Муроме, Владимирской губернии. Учился в Технологическом институте в Петербурге, получил, вероятно, химическое образование.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс