Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наш гость – представитель Элладской Православной Церкви митрополит Месогийский и Лавреотикийский Николай.
– Владыка, это Ваш первый визит в Россию?
– Если я не ошибаюсь, это уже десятый мой визит в Россию. Я обычно бываю в Москве, в Нижнем Новгороде, в Арзамасе, в Дивееве. И ни разу не был в Санкт-Петербурге.
– Вы видите, как меняется Россия, как меняются русские люди?
– Да, я вижу динамику. Более того, я вижу настоящее чудо: как люди меняются, как они вспоминают о своем прошлом. Это чудесное превращение. Каждое мое посещение Москвы это всегда приятный сюрприз. Я всегда удивляюсь тому, как этот народ, который перенес столько страданий, за такой короткий срок, всего лишь двадцатилетие, возродился из пепла. Здесь можно ощутить силу и ощутить душевный подъем, который присутствует во всех сферах деятельности в настоящее время.
– Если сравнить русских людей и жителей Греции, можно ли говорить, кто более религиозен?
– Для каждого человека всегда очень важно извлекать уроки из жизни. Вот и я каждый раз, приезжая сюда, получаю очень хорошие уроки, которые потом плодотворно влияют на мою жизнь. Думаю, что верующие в России обладают большой силой, в то время как верующие Греции, наверное, получили более длительное воспитание, что объясняется нашей долгой православной традицией.
Хочу сказать, что в России вера, основанная на возродившейся вновь традиции, это чудесный феномен, который показывает нам уникальность не только России, но всего Православия в целом. Это исключительная в своем роде духовная революция в истории человечества.
– Владыка, нам со стороны кажется, что Европа все больше секуляризируется. Насколько эта тенденция свойственна Греции?
– Да, такая проблема в Греции стоит очень остро, потому что глобализация, как бульдозер, сметает все на своем пути, все выравнивает. Если посмотреть на роль греческого народа в этом разравнивании всего – к сожалению, сложно не увидеть, что, наверное, греческий народ в силу несдержанности своих чувств, какой-то истерики, сыграл здесь главенствующую роль, и нас это, конечно, очень беспокоит.
К сожалению, в последние годы происходит все большее стирание особенностей национальных, греческих, особенностей религиозных. Это происходит в рамках общеевропейской уравниловки.
Я с радостью наблюдаю в России уважение к национальной истории, к традиции и к вере. Однако, к сожалению, глобализация – очень заразная болезнь, и в скором времени ею заразится и ваша прекрасная страна. Нужно, однако, делать выводы. Не зря Бисмарк говорил, что «только глупцы учатся на своих ошибках, умные учатся на ошибках других».
Я верю в межправославные связи, и если бы наши две страны, наши два народа могли объединиться во имя единого Христа, думаю, что это было бы в исторической перспективе единственной в своем роде революцией, которая могла бы остановить уничтожающую мир глобализацию.
– Владыка, в отличие от России, в Греции Православие – государственная религия. Чувствуете ли вы какую-то, может быть, агрессию со стороны Европейского Союза, руководства Европейского Союза, в отношении такой ситуации, ведь это уникальная для Евросоюза ситуация?
– Нужно сказать, что феномен государственной религии ничего хорошего в себе не несет, это само по себе плохо. Если Европейский Союз вмешается и разрушит эту практику, то это принесет только благо. Из государственной религии Православие должно стать тем, чем оно было изначально, то есть религией, которую человек чувствует в себе, религией народа, которая сама по себе существует, отдельно от государства.
С другой стороны, сейчас предпринимаются попытки разрушить Церковь вообще, и, может быть, в рамках этих попыток уничтожение института государственной религии в Греции становится одним из первых шагов. И если это воспринимать как разрушение Церкви, это очень негативная вещь, этого не должно быть.
Вообще, такая ситуация сформировалась под влиянием двух важных факторов. Первый, это то, что греки верили, что освобождение Греции произошло с помощью Господа. Второй – во время революции Церковь отдала все свое имущество, чтобы поддержать государство и через него поддержать свой народ.
Было бы очень хорошо, если бы государство не платило зарплату священникам, но тогда государство должно было бы возместить Церкви все то, что Церковь отдала ему. И Церковь могла бы действовать самостоятельно. Однако это все понять европейцам очень сложно, и поэтому Европа не должна указывать нам, что делать.
Нужно не забывать, что в 1833 году, после освобождения, Греческая Церковь отдала 96% своего имущества греческому государству. Если бы сейчас у Церкви было хотя бы 10% от того, что тогда она отдала государству, мы бы полностью расплатились с внешним долгом Греции.
– Владыка, Вы долгое время провели на Афоне. Я хотел бы, чтобы Вы рассказали об этом, но прежде скажите, как Вы оцениваете попытки Евросоюза влиять на ситуацию на Афоне? В числе требований, мы знаем, и то, что женщины должны быть допущены на Афон.
– Я три года только прожил на Афоне, хотя потом 14 лет жил на афонском подворье в Афинах. Слава Богу, Господь мне дал возможность пожить и общежительной жизнью, и аскетической, отшельнической жизнью, так что я хорошо представляю традиции афонские.
Если бы Европейский Союз не оказывал экономическую поддержку Афону, особенно в сфере строительства комплексов, которые возведены сейчас на Афоне, то Афон сейчас представлял бы из себя развалины. С другой стороны, Европейский Союз никак не может понять, что Афон действует как мистическое, тайное прибежище православных, а не как музей, и хочет Афону придать статус музея. Мы же знаем, что нет ни одного музея, куда бы не пускали женщин. Однако они должны понять, что если Афон потеряет свою духовную составляющую, то он вообще перестанет быть Афоном. Мы знаем, что Господь, Который в нас, сильнее, чем все внешние силы, которые на нас нападают. И в нынешнее тяжелое время, мы, святогорцы, должны делать все возможное, чтобы с помощью Божией одержать победу над темными силами, которые извне на нас нападают. Надеюсь, что это уникальное духовное сокровище – Афон никогда не потеряет свою силу.
– Владыка, расскажите, пожалуйста, о своем пути жизненном.
– С радостью раскрою свое сердце и расскажу вам о себе. Действительно, моя жизнь полна, может быть, не приключений, а поиска. Господь управил так, что начало своей сознательной жизни я провел в научном поиске, и это дало потом очень много для моей последующей жизни. Я занимался физикой, потом астрофизикой, потом инженерией, потом взял уроки медицинского искусства и попытался сочетать все эти науки, используя методы современной математики, чтобы исследовать, прежде всего, особенности функционирования сердца и сосудов.
После этого интересного научного поиска со мной вдруг случилось что-то удивительное, я поставил перед собой конкретную цель и все свои силы отдал для ее достижения. Хорошо помню, как 1 февраля 1984 года я понял, что достиг своей цели и увидел, что она оказалась гораздо больше, чем я ожидал. Я тогда думал, что когда наступит этот момент, я буду самым счастливым человеком в мире, полностью удовлетворенным телесно и духовно, внутренне.
Но когда я достиг своей цели, то увидел, что очень счастлив и удовлетворен, но не до конца. Это можно сравнить со стаканом воды, который я бы хотел допить до конца, а в нем все равно что-то оставалось. Тогда я подумал: либо Господь есть, и все ради Него, либо Господа нет, и тогда здесь наша сказка заканчивается. И решил попробовать, хотя бы ненадолго, из монаха-ученого стать монахом Божиим. 24 февраля 1984 года я был полностью уверен в своем решении. Если бы сейчас мне сказали: хочешь стать президентом России, ректором самого большого университета, самым богатым человеком в мире, патриархом, я не знаю где, или приходским священником на сельском кладбище, я бы выбрал последнее. Без всякого сомнения, угол в самой последней маленькой пещерке на Афоне стоит гораздо больше, чем все дворцы Москвы и Кремля; вся наука мира, собранная многими поколениями людей, это мелкая капля по сравнению со знанием Бога. И я славлю Господа за то, что Он дал мне возможность от университетов мирских обратиться к университетам Господним.
– Расскажите о Вашей жизни на Афоне.
– На Афоне я имел счастье шесть лет прожить бок о бок со старцем Паисием. Знаете, когда я жил в Америке, у меня было пять учителей – профессоров, которые получили Нобелевскую премию, но я не могу их даже сравнивать со старцем Паисием, у которого было всего три класса начального образования. Эти люди, получившие премии и занимавшиеся наукой, были как люди гораздо более бедными, чем старец Паисий, у которого не было ничего.
Могу вам рассказать что-то из личного опыта. Мудрый человек – не тот, кто получил множество дипломов, не тот, кто очень умен в простом понимании этого слова, не тот, кто хочет показать свои знания. Мудрый человек – это смиренный человек, которому через смирение приходит благодать Господа, и эта благодать выходит через него в мир, иногда даже без его активного участия. Я это наблюдал собственными глазами. Когда я приехал на Афон и познакомился со старцем Паисием, я у него спросил, что мне читать и как молиться, ответ меня поразил.
На первый вопрос он ответил: «Не читай ничего». Понимаете, я был ученым, человеком, который очень любил и уважал книги, доверял книгам, и такой совет! На второй вопрос он ответил: «Молись, но только не молись за своих родственников».
Таким образом, получается, что он оставил меня без двух важных для меня вещей тогда – без любви к моим близким, к родственникам, и без радости чтения книг. Вы можете представить себе человека, который получал премии, которому все аплодировали, который чувствовал свою важность, значимость, и которому все постоянно об этом говорили? И вот этого человека поставили перед маленьким старичком без образования, и перед ним он почувствовал свою полную ничтожность. Этот жизненный опыт сложно получить, я не хотел от него отступать, потому что чувствовал себя ничтожным. Это и было как раз то чувство, то, чего мне не хватало в том стакане с водой, который я никак не мог допить до конца.
Когда я все то время не молился за своих родителей, братьев и сестер, мне старец сказал: «Ты оставь их на попечение Господу, Он их не оставит, не волнуйся», вот тогда я понял, что весь мир – это одна большая семья, что все люди для меня братья. Сейчас я приехал в Россию и совершенно не чувствую себя здесь чужим, я чувствую себя братом всех людей, которые находятся здесь.
– Ваши научные исследования помогли Вам, когда Вы возглавили Комиссию по биоэтике Элладской Православной Церкви? Если можно, немножечко об этом расскажите: для России это очень острая, тема, как и для всего мира. Как Вам видится сейчас ситуация? Чем занимается Ваша комиссия?
– Мое научное прошлое позволяет мне и сейчас активно следить за развитием науки, ведь есть интернет. Я всегда знаю, на каком уровне сегодня находится физика, технологии, и соединяю научные знания с духовным поиском и благодатью Господа, которую Он дает, чтобы мне действовать дальше. В Священном Писании написано, что Господь дал людям науку, чтобы они могли славить Его, прославлять Его, изучая Его творения. Могу сказать, что научный опыт, научные навыки помогают нам найти Господа во всех Его творениях, во всех проявлениях Его жизни на земле. Однако чтобы Его прославить этого недостаточно, прославить Его может только глубоко верующий человек, а чтобы достичь большой духовности, нужно очень большое смирение.
Когда мы начали заниматься вопросами биоэтики в Греции, перед нами встали такие очень важные проблемы, как трансплантация органов, клинической смерти, репродукции, эвтаназии.
Современные научные достижения предоставляют широкий круг возможностей для человека, но получается, что мы пытаемся нашим собственным современным языком написать православную антропологию и как-то затронуть святость человеческого тела. Василий Великий писал о шестидневном творении мира, Григорий Нисский писал о сотворении человека, а представьте себе, о чем могли бы написать современные богословы, пользуясь достижениями нынешней науки, это были бы совершенно потрясающие вещи. Действительно, сейчас языком науки можно доказывать существование Бога: есть распространенное мнение, что наука опровергает существование Бога, но на помощь нам приходит православное восприятие, и тогда научные достижения доказывают нам присутствие Бога. Вы знаете, в IV веке от Рождества Христова отцы-каппадокийцы использовали греческий язык, чтобы на этом доступном всем языке объяснить остальным народам Православие. В наш век мы должны пользоваться языком науки, чтобы объяснить Православие всем остальным народам.
– Владыка, в России больше десяти лет проводится конференция «Наука. Философия. Религия» – самые острые вопросы обсуждают представители научных кругов, философы и богословы. Несколько лет назад эта конференция была посвящена как раз вопросам развития биомедицинских технологий, и ученые-генетики прямо заявляли, что только юридические запреты мешают достичь успеха в клонировании человека, и обсуждали вопросы, что это будет за существо. Ваш взгляд на это – как Вам кажется, насколько близки ученые к тому, чтобы провести такой эксперимент?
– Сразу хочу выразить свои сомнения, что возможно клонирование человека. Насколько мне известно, далеко не всех животных можно клонировать, а человек – очень сложное существо, чтобы его воспроизвести человеческими силами.
Но, допустим, сделали клон человека, что же это будет? У этого существа будет отсутствовать очень важная вещь – вера: веру клонировать нельзя, вера – это то, что дается Господом Богом.
Сейчас наука достигла таких вершин, что очень многие болезни человеческие излечиваются. Однако одновременно с этим совершенно невообразимо и неконтролируемо увеличивается число душевных болезней – я сейчас говорю не о духовных болезнях, а именно о болезнях психического характера.
Поскольку я физик, то хотел бы завершить нашу беседу физическим примером. Это принцип неопределенности Гейзенберга – если мы легко можем определить скорость предмета, который движется в пространстве, мы обязательно будем затрудняться в том, чтобы найти его правильное положение в этом пространстве. С клонированием человека происходит точно такая же вещь, – если мы клонируем человека с максимальной биологической точностью, это значит, что мы очень много допускаем неточностей в его психологическом реконструировании, в создании его духовной составляющей.
– Владыка, спасибо огромное за беседу. Надеюсь, это не последняя наша встреча.
3 января – память святой мученицы Иулиании Сия славная девица-мученица родилась в Никомидии, в языческой семье. Услышав от кого-то евангельскую проповедь, она всем сердцем обратилась ко Христу и начала строго жить по заповедям Божиим. Некоторый сенатор Елевсий был ее обручником. Дабы отвратить его от себя, Иулиания сказала ему, что не пойдет за него замуж, пока он не станет епархом их города.
У нас в гостях протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Знамение времени– Батюшка, мы сегодня приехали с Вами со службы, посвященной священномученику Владимиру (Медведюку), который пострадал в 1937 году.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.