Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наш гость – настоятель храма в честь Иваново-Вознесенских Святых города Иваново иеромонах Макарий (Маркиш).
– Сегодня мы поговорим о миссионерской деятельности. Батюшка, какое миссионерство бывает?
– Согласно «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», миссия может быть внутренняя и внешняя. Внутренняя направлена на наших сограждан, людей, которые уже близки к Церкви или стремятся к ней. Внешняя направлена на другие народы.
Миссия может быть общественная и личная. Практически любой православный христианин участвует в миссии личной – общается со своими близкими, знакомыми, друзьями, сослуживцами, помогая им укрепить, восстановить свое общение с Церковью, со Христом. Миссия общественная – это то, что мы сейчас с вами делаем: обращаемся к многочисленной аудитории, направляя людей на пробуждение и укрепление их веры.
– Может ли обычный человек, не священник, стать миссионером?
– Ответ крайне прост: надо слово «может» заменить на слова «должен, обязан». Это следует из Евангельского слова, из слов Христа и из практики всей церковной жизни: каждый христианин проповедует Христа (даже если он не особо разговорчив и контактен) просто своим примером, своей жизнью, или, не дай Бог, может быть антимиссионером – отталкивать людей от Христа, от Церкви опять-таки личным примером. Так что волей-неволей мы все – миссионеры.
– Отличаются ли общение с воцерковленными людьми и невоцерковленными?
– Мы не допускаем никаких обобщений. «Концепция миссионерской деятельности» проводит такие различия: каково отношение человека к церковной жизни, насколько его эмоциональный настрой, уровень знания близки к христианству или далеки от него. Личные интересы, личные особенности, такие, как возраст, пол, национальность, сфера интересов, очень сильно влияют на направление общения.
– Как иначе можно определить миссионерство?
– Проповедь для пробуждения веры – это определение церковное. Можно добавить – проповедь для пробуждения и развития веры. Уже в конце XIX века Русской Церкви стало ясно, что необходима внутренняя миссия.
– Какие методы миссионерской работы Вы считаете наиболее эффективными?
– Это тоже зависит от вида миссии, от конкретной сферы деятельности. Личная беседа очень важна, ее ничем не заменить. Может быть работа в средствах массовой информации – на телевидении, радио, в интернете, в газетах, журналах, в общественных организациях, даже в организациях, связанных с государственной властью. Священник не может быть вовлечен в политику, но мирянин может, и православный мирянин, который избран в органы местного самоуправления или даже в общероссийский законодательный орган, осуществляет там православную миссию своим присутствием, своим действием, своим словом.
– Есть стереотип, что средства массовой информации это априори некое зло?
– К сожалению, предрассудки в нашей жизни присутствуют, и одна из наших задач – противодействовать предрассудкам, освобождать от них сознание людей. В XV век в Европе, в XVI веке в России печатное слово было объявлено злом, и невежественная толпа громила типографии. И Гуттенберг страдал от этого, и Иоанн Федоров – безумцы и невежды находились всегда.
– Это относится и к интернету?
– Разумеется.
– В обществе есть праздники, напрямую не связанные с православной традицией. Насколько целесообразно праздники православные, христианские делать модными?
– Однозначный ответ вряд ли удастся дать. Я позволю себе вспомнить о празднике 8 марта. Он существовал при советской власти, возник в среде совершенно антицерковной, история его связана тесно с разрушением нашей страны в начале XX века. Я сам как-то, помню, писал заметку, что 8 марта – праздник нехристианский, неполезный. А потом услышал в одной из лекций уважаемого мной профессора Андрея Борисовича Зубова интересную ремарку (его лекция, видимо, прозвучала накануне этого дня): «Надо быть очень жестоким человеком, чтобы лишить наш народ этого замечательного праздника». Мне это попало в сердце, потому что, несмотря на все свои нехристианские и нерусские корни, за десятилетия советской и постсоветской жизни этот праздник приобрел очень положительные, я даже скажу, христианские черты – уважение к женщине, к женской природе, матери, семье, любви; такой феномен удивительный.
Мы, верующие люди, должны быть зоркими здесь, внимательными, чтобы не допустить религиозной индифферентности, но и не переть против рожна. Например, Хэллоуин представляет собой смесь коммерции и оккультизма, или праздник святого Валентина, к которому святой отношения не имеет никакого, – тоже смесь коммерции и какого-то сексуального нечестия. Вот против этих вещей надо очень четко держать оборону...
Новый год у нас выпадает на Рождественский пост, и мы, православные, его в это время не празднуем; вы – свободные люди, хотите, празднуйте, хотите – нет. Но в целом новогодний праздник за годы советской власти приобрел черты, которые следует сохранять и приветствовать.
– Важны ли для людей развлечения, праздники?
– Важно, чтобы время приобрело структуру, чтобы каждый день имел свой смысл. Как мы знаем, в Церкви каждый день праздники. Если откроете церковный календарь, то увидите, что каждый день совершается память тех или иных святых, Пасха раз в году совершается, Рождество раз в году, но осознание, что время – это не поток, которой неизвестно откуда берется и уходит в никуда, а некая последовательность даров Божиих, которыми Господь освящает наш жизненный путь, очень существенно: человек должен осознавать особенность тех дней, в которых он живет.
– В миссионерской деятельности все средства хороши?
– Добрые хороши. Дурные средства миссионерской деятельности превращают ее в прозелитизм. Прозелитизм – попытка миссионерской работы непригодными средствами, которые человека не приближают к Церкви, а отдаляют. Это обман, подкуп, всякого рода псевдохристианская активность. Подкупы, к сожалению, бывали в истории православной миссии. Протестантские миссионеры китайцам давали вознаграждение, когда те принимали Крещение. Китайцы быстро поняли, что это можно повторить, приходили креститься по два, три раза. У нас на Руси, в Поволжье похожие неприятности бывали в XVIII веке.
– Какие сложности ожидают новоначальных?
– Серьезная тема, коротко и не скажешь. Начать нужно с того, что христианская жизнь – это подвиг. Человека, не начавшего еще христианскую жизнь, можно уподобить человеку, который во время войны находится в тылу. Потом он осознает, что должен взять на себя эту борьбу. И выходит на линию огня, из мирного жителя превращается в солдата, солдата духовной брани – «не против плоти и крови, а против властей и миродержителей века сего». И вот эта брань становится реальной для человека.
– Когда появляются в жизни какие-то неприятности, сложно сказать: «Слава Богу!»?
– Да, сложно. Но надо эту славу увидеть. Чтобы так сказать, надо увидеть некий смысл в проишедшем, что оно мне несет. Если я сломал ногу, то почему я ее сломал, чему я учусь, какие новые возможности для меня открываются в моем христианском подвиге?
– А не начнет ли человек мудровать и искать истину там, где ее нет?
– Для этого и существуют Церковь, православное просвещение, проповедь. Да, есть иногда самодеятельные мыслители в кавычках, но в современных условиях информационного богатства этому сравнительно легко противодействовать, если человек хочет этому противодействовать.
Мне, как священнику, приходится отвечать на эти вопросы.
– Мы приходим еще к одному логическому выводу: необходимо духовное руководство?
– Общее духовное руководство – это руководство Церкви, это бытие человека в Церкви. А лет так триста тому назад, когда люди были неграмотны и каналов информации между Церковью в целом и конкретным верующим (но малограмотным) попросту не было, не было и этого уровня духовного руководства: любое духовное руководство человек мог получить только у приходского священника. А в наши дни не так, об этом ясно говорит определение Синода от декабря 1998 года.
Есть возможность соотносить частное духовное руководство с духовным руководством всей Церкви. Синодальное определение напоминает, что если вы видите противоречия между тем, что говорит ваш священник, и тем, что вы находите в церковных документах, то предпочтение следует отдавать последнему. Наличие общецерковного руководства духовного дает большие основания для оптимизма, особенно когда человек либо не получает местного духовного руководства, либо оно несовершенно.
Наша задача – помочь этому делу. Вот закончился фестиваль «Вера и слово», где Святейший Патриарх Кирилл выступил, а затем ответил на несколько вопросов участников фестиваля. И я подумал: как это здорово, что люди видят Святейшего по телевизору, слышат его ответы на очень острые, актуальные вопросы и получают огромнейшей важности заряд, особенно те, кто далеки еще от Церкви, к которым обращена наша внутренняя миссия.
– Люди, только знакомящиеся с Православием, нередко говорят, что слышали о какой-то радости, которую должны испытывать христиане, но где она, радость? Прихожане зачастую мрачны и грустны во время богослужений.
– Замкнутый мы народ, у нас не принято публично выражать свою радость. Мы, русские, более сдержанные, чем южане или жители Соединенных Штатов, с которыми мне приходилось сталкиваться многократно. Да и советская эпоха наложила отпечаток.
В Церкви по сей день достаточно большой процент людей пожилого возраста, перенесших серьезные испытания в молодости. Все это и создает некий фон, характерный для нашей религиозной среды, который не вполне отвечает стереотипам, которые люди могут усвоить из книг, иногда даже от сектантов, которые ведут себя не так, как они считают нужным, а как им велят. Если им велят улыбаться, они улыбаются, если велят смеяться – смеются. Мы же ведем себя естественно, как подсказывает сердце.
– У многих есть знакомые, которые стоят перед выбором – стать христианином или не стать. Основной вопрос: зачем мне это нужно, зачем пойду в Церковь?
– Я бы по-другому задал этот вопрос – не зачем, а за Кем? И этот Кто – Христос. Мы идем ко Христу, идем – за Кем, а когда мы идем «зачем», то это все мостики, они у всех разные.
– Бывает, что человек с одним и тем же вопросом обращается к разным священникам. Правильно ли это?
– Казалось бы, хорошо – человек путешествует, узнает, читает, интересуется, но опасность есть. Сектантов в рясе сколько угодно – псевдоправославные, околоправославные... Это зараза, с которой приходилось Церкви бороться во все времена и приходится бороться сейчас.
– Что такое младостарчество?
– Я бы сказал – лжестарчество. Оно процветает. Тут принцип коммерческий: есть спрос – есть предложение. Пока есть люди наивные, невежественные, с эмоциональным или с психическим сдвигом, они и будут пищей, пушечным мясом для сектантов.
– Как определить, что перед тобой лжестарец?
– Самая простая характеристика – его отношение к Церкви: само слово «секта» означает нечто отсеченное, отделенное от Церкви. Если эта отделенность обнаруживается, если обнаруживается презрение, неприязнь, отсутствие интереса к общецерковной жизни, к церковному слову, Священноначалию, пренебрежение к архиерею, вот это типичные признаки сектанства.
– Преумножение капитала – для христианина это норма?
– Вы имеете в виду благосостояние?
– Да.
– Мы живем в свободном обществе, все люди разные, один ходит на работу, получает зарплату, и все прекрасно, другой – предприниматель, зарабатывает не в пример больше. Почему мы должны ему это запрещать? Если такой вопрос задать, то грамотный человек смолкнет и отойдет, а малограмотный начнет вопить про то, что «богатый не может войти в Царство Небесное». Это неправда, пускай перечитает Евангелие и увидит слова Спасителя: «Надеющемуся на богатство, уповающему на богатство трудно войти в Царство Небесное». В том контексте, в котором идет речь, богатство было признаком успеха не только материального, но и духовного, признаком Божией благодати. Спаситель объясняет, что людям вообще спасение невозможно, это подвиг Самого Спасителя, Который дарит людям спасение, его нужно только воспринять. И у богатого человека, как у любого другого, есть свои трудности, есть особенные задачи, которые надлежит решать, у бедного свои, у мужчины свои, у женщины свои, у русского свои, у татарина свои.
– Но ведь расслоение в обществе люди называют несправедливым, возникает и зависть, и непонимание, и даже уныние порой.
– В обществе существует зло, и сатана находит способы это зло увеличивать. Неравенство в обществе может быть, с одной стороны, поводом для смирения, терпения, для добрых отношений между людьми разных сословий, а может быть поводом для зависти, злобы, гнева, вплоть до социальных катастроф. Это вопрос не церковный, а государственный – как устроить государственную жизнь таким образом, чтобы это неравенство, расслоение не приводило к печальным результатам.
Гость телеканала «Союз» – епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим. Христиане должны протестовать против собственных грехов– Звонок из Ростова-на-Дону. – Добрый день, меня зовут Наталья. Скажите, пожалуйста, Владыка, что мне отвечать человеку, который говорит, что Евангелие написано людьми?
…допишите счастливый конец! Шестьдесят маленьких жителей села Дерябина очень хотят ходить в детский сад. Хотят этого и их родители, и воспитатели, но вот беда – сельский детский сад, хотя и большой, рассчитанный почти на сотню детей, настолько беден, что не может принять больше десяти ребятишек.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.