Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (701) → Через видение себя начинается богопознание

Через видение себя начинается богопознание

№44 (701) / 19 ноября ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

О способности человека изменяться

Очень важно понимать в контексте этих фундаментальных свидетельств апостола Иоанна Богослова о любви Бога к нам, что Бог любит нас. Иоанн Богослов подчеркивает: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». Не мы любим Бога, это Бог любит нас. Когда наше сердце, как нам кажется, тает от любви к Богу, на самом деле это любовь Божия касается нашего сердца, глубин нашего духа, созданных по образу Божию, и извлекает из нашего сердца, если оно к этому способно, сладостные переживания, порой – умиление. Наше сердце как воск тает именно от того, что теплые руки Бога прикасаются к нему.

Когда отец подходит к своему сыну и кладет руку ему на голову, сын трепещет не потому, что он любит отца, но оттого что отец любит его и ему очень хорошо с отцом, он чувствует защищенность, очень глубоко чувствует, как нужен ему отец, как он дорог ему. Но это еще не любовь сына к отцу, это только переживание близости, родства, единства. А за чувство подлинной любви сына к отцу еще придется побороться, очень многое вынести, чтобы, повзрослев, со всей силой и честностью сказать: «Я люблю своего отца». Нечто подобное переживает человек, когда к нему прикасается благодать Божия, когда он чувствует изливающуюся в него любовь.

Но есть сердца, не способные ничего чувствовать даже когда на них изливается любовь Божия. Например, апостол Иуда не мог ничего почувствовать, хотя Христос любил его так же, как всех остальных.

Важно понимать, что это Он Сам помогает нашему сердцу почувствовать, что Бог есть любовь. Умиление должно быть нашим постоянным переживанием, ощущение любви к Богу должно быть неотъемлемым нашим состоянием.

Христос в Евангелии сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши». Можно сказать по-другому – когда нас посещают искушения, какие-то скорби, когда мы не чувствуем в сердце, что нас Бог любит, мы должны, как говорят святые отцы, сохранять то же состояние, когда мы купались в лучах благодати Божией. Когда нам хорошо, то легко молиться и поститься, ходить в храм и делать добро, и сердце тает от каждого движения наших уст в молитве, от каждой копеечки, поданной нищему, от каждого доброго слова или ласковой улыбкой, которой мы одариваем случайных прохожих, от любви Божией. Это все происходит не потому, что мы такие хорошие; Бог, окутав нас Своей благодатью, показывает, как Он нас любит.

И вот вдруг – сердце сковано льдом, молиться не хочется, делать добро не хочется, все люди кажутся злыми, молитва бессмысленной… Но и в этом состоянии нужно сохранять верность тому, что было в период благодатных посещений, – продолжать молиться, поститься, продолжать делать добро, сколько хватит сил.

Состояния, когда ни на что нет сил, описаны в житиях святых: человек не то что молиться не может – имя Господа вспоминает с трудом. Но он должен напрягать все оставшиеся силы, чтобы сохранять верность Богу.

И вот эта волевая верность Богу, без испытывания каких-то благоговейных, сладостных, добрых чувств, и есть наши первые шаги, чтобы научиться любить Бога.

Иногда нас посещает скорбь, и надо научиться не роптать, надо сохранить убеждение, что Бог несомненно нас любит, и все, что Он делает с нами, есть благо: и скорбь, и болезнь, и потери, и пожар – все это проявления Его любви к нам.

Это очень трудно, но когда человек упорно отклоняет помысел, заставляющий его взроптать, и утверждает сердце в той мысли, что Бог всех любит, и его тоже, что никогда без воли Божией ничего не свершится с человеком, он приходит к пониманию: все, что делает Бог, есть благо.

Это очень трудно. Но этими шагами человек постепенно обретает способность доверять Богу во всех обстоятельствах жизни. А в доверии рождается любовь к Богу.

Из таких усилий человеческого сердца – не сладостных переживаний, а волевых усилий, терпения, труда, того, что называется словом «аскетика», у человека действительно мало-помалу проявляется способность любить Бога.

В любви Божией купаются все, Бог любит всех людей. Проблема в способности на эту любовь ответить. Чтобы действительно стать сыном, надо полюбить своего Отца, позволить любви прорасти в сердце. Способность к ней дана каждому человеку: на него изливается благодать Святого Духа, и Дух ищет объять наше сердце способностью любить Бога – непрестанно всей полнотой, всей жизнью, всей вечностью отвечать любовью на любовь Бога. Это и есть бесконечная радость, блаженство и счастье человека.

Если этого не случится, значит, слово, что Бог есть любовь, ничего не сделало с его сердцем – его не коснулась благодать Святого Духа, он прошел мимо Бога. В мире, где есть только Бог, ему будет скучно, он ничем не сможет насытить свою душу, свой дух, свое существо: единственной пищей того мира будет любовь Божия, любовь человека в ответ на любовь Божию, любовь человека к человеку.

В Царстве Божием есть только любовь. Если же человек не научился любить, не стал в ответ на это свидетельство сам весь любовью, то даже если его пустят в Царствие Небесное, он будет на самом деле несчастен: он-то любить не хочет, не может, не умеет. Он не стал любовью, и потому не сможет ни вместиться в это Царство, ни вместить его в себя. Именно об этом говорит Христос: «Царство Божие внутри вас есть».


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Опыт Царской Семьи

Дети – апостолы любви

Мария Заостровных

В Центральной православной библиотеке продолжаются вечера, посвященные Царской Семье. Недавно была прочитана лекция «Воспитание мальчиков на примере воспитания Цесаревича Алексия» – завуч церковно-приходской школы храма во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского

 
Читаем Ветхий Завет

Грех смывается только кровью

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О сути жертвы Ветхий человек приносил жертву за грех на своих собственных руках, он не просто должен был ее купить, как это было во времена Иисуса Христа – вот почему Он разгневался на тех, кто продавал во дворе храма скот

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс