Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
О сути жертвы
Начнем с самого главного вопроса (который задают все, кто хоть что-то знает об израильском богослужении, богослужении ветхозаветной церкви): о жертве – зачем совершается жертва, зачем убивать несчастных животных – ягнят, телят, зачем убивать голубей, как это было, когда Дева Мария принесла в храм Своего Новорожденного Сына (это праздник Сретения Господня) и принесла в жертву двух голубей? Каков смысл этой жертвы?
В определенном смысле мы про это уже говорили, вспоминая историю Каина и Авеля. Мы должны понять одну важную вещь – Богу жертва не нужна: нет ничего, что бы мы не получили от Него. Все, что мы имеем, все, что можем принести Богу в дар, есть дар Божий – Он не нуждается в нашей жертве, и, кроме того, как это хорошо сказано в 49 псалме, Он Сам Духом Святым свидетельствует: разве Я вкушаю мясо козлов или овнов, разве Я пью кровь ягнят? Но если Он не нуждается в этой жертве, если она Ему ничего не может дать, зачем мы совершаем жертвоприношение, тем более такое кровавое?
И первое, о чем надо задуматься: смерть любого жертвенного животного в израильском народе – это прообраз крестной Жертвы Спасителя. Каждый агнец, телец или козленок символизировал собой Небесного Агнца, Который взял на Себя грех всего мира. Но зачем же нужно было убивать столько животных? Закономерный вопрос. И здесь мы приступаем к важнейшей и очень болезненной теме.
Смысл Жертвы Христовой, как и жертвы козлят и ягнят – без пролития крови не бывает прощения грехов. Если человек согрешил, он может очистить грех только с помощью крови. В Ветхом Завете человек, который совершал жертвоприношение, действительно получал какое-то очищение, достаточно ощутимую – по его вере – толику прощения, но совесть его не очищалась, сердце его не изменялось, поэтому победить грех, в нем живший, он не мог.
В этом кардинальное отличие жертвы животных от Жертвы, которую совершил Иисус Христос, потому что Его Кровь таинственно действует на нас.
По идее, если бы мы, причащаясь, вкушали Кровь Христову достойно, то совершали бы Литургию достойно, как это делали святые, и получили бы силу не грешить, и совесть наша ощутимо очистилась бы от последствий совершенных грехов.
Итак, жертвы животных не могли очистить совесть человека от мертвых дел.
И возникает вопрос – если кровь жертвенных животных не могла очистить душу человека от последствий греха, если человек каким был грешником, таким и оставался, зачем все это?
Тут важно понимать, что все древние народы считали: без пролития крови не бывает прощения. На самом деле, смысл в том, что за свой грех человек должен был умереть сам. И действительно, речь о жертвоприношениях идет только когда человек согрешает по неведению, не смертным грехом – был ряд грехов, и этот список достаточно велик, за которые человек никакой жертвой не мог бы отмыться, он должен был быть убит.
В частности, смерти предавали человека, который злословил отца или мать, прекословил своим родителям. Или того, как это было при захвате Палестины, кто взял себе в шатер то, что ему не принадлежало, – это было проклятым имуществом, он взял себе, и за это был умерщвлен. И за многое другое грозила смерть. За прелюбодеяние, например.
Древний человек жил категориями, которые сейчас нам кажутся не очень гуманными, но он глубоко чувствовал, что грех – это и есть смерть; если ты согрешил, ты должен умереть.
Особенно это понимание проявляется в ритме богослужения и жертвоприношения, которые совершаются в израильской церкви.
Сейчас мы относимся ко греху достаточно легкомысленно, и в том числе потому, что не чувствуем его тяжесть, не чувствуем цену греха. Мы понимаем, что за все наши грехи заплатил Спаситель мира Иисус Христос, но нас это не трогает, мы какими были, такими и остаемся (иногда кощунствуем: приду, исповедуюсь, батюшка простит, и я причащусь).
Мы не чувствуем, что цена нашего греха – это наша собственная смерть. Мы вспоминаем на Страстной Седмице, как страдал Господь наш Иисус Христос, как Его истязали, как Он умер на Кресте, – в нашем богослужении достаточно натуралистично это показывается. Но до глубины нашего сознания это не доходит. А ведь когда мы вспоминаем Его страдания, по идее, должны бы понимать, что – это нас должны были бить и истязать, это наше тело должно было быть прибито на кресте, причем без всякой надежды на милость и воскресение из мертвых. Это мы должны были умереть – за каждый наш грех надлежит смерть.
От реальной смерти за каждый совершенный грех Господь избавил нас Своей смертью. Но мы перестали ценить, что Он для нас сделал. И мы продолжаем ходить, продолжаем жить, продолжаем даже получать милости Божии – на нас светит солнце, над нами мирное небо, у нас живы родители, есть дом, пища, тепло, дети бегут нам навстречу, у нас есть семья, дорогие люди, друзья. Мы грешим и не чувствуем, что на самом деле за каждый наш грех придется отвечать.
О способности человека изменяться Мы продолжаем вчитываться в Первое соборное Послание апостола Иоанна Богослова. Продолжим исследование отрывка четвертой главы этого Послания.
Дорогая м. В. и все сестры! Мир вам и благословение. Знаю, что у вас скорбь, что малодушествуете. Надо сознать из дел, что слишком в нас еще слаба вера и надежда на Господа, несмотря на все уверения Его, что Он ни на минуту не оставляет верующих в Него без помощи и охраны, и что Он есть путь и истина, и жизнь
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.