Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (700) → Через видение себя начинается богопознание

Через видение себя начинается богопознание

№43 (700) / 12 ноября ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

О способности человека изменяться

Мы продолжаем вчитываться в Первое соборное Послание апостола Иоанна Богослова. Продолжим исследование отрывка четвертой главы этого Послания. Ключевые слова его – свидетельство Иоанна Богослова, что Бог любит нас, что Бог есть любовь.

Вот этот отрывок полнее, чем цитировалось ранее: «Возлюбленные, будем любить друг друга, потому что любовь от Бога и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит – тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные, если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел, если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам Духа Своего и мы увидели свидетельством, что Отец послал Сына – Спасителя миру».

Мы закончили наше исследование утверждением, что достойный ответ на любовь Бога – Причащение Крови Сына Небесного Отца, посланного как раз Кровью Своей искупить человечество – очистить человечество Кровью Сына Своего, примирить человечество с Собою. И именно Причащение Святых Христовых Таин, святых Тела и Крови Христовых и утверждает нас в любви Божией и в любви к Богу, делает нас способными дать ответ Богу на Его любовь. Через Причастие Сыну Небесного Отца мы соединяемся с Ним, живем в Нем, поэтому и любовь Божия может жить в нас. Именно через Причастие Крови и Тела Христовых с нами происходит удивительное действие, и кто не причащается, тот не может познать себя.

А ведь именно видение себя таким, каков ты есть, делает возможным постепенное восхождение видеть Бога таким, какой Он есть. Другого пути нет, видение Бога и видение себя – это две стороны одной медали, два проявления одного и того же процесса. Кто видит Бога, поскольку Бог есть Свет, тот видит и самого себя, но видит только потому, что Бог открывает ему видение.

Стало быть, через видение самого себя начинается процесс богопознания, просвещения Богом.

Когда мы причащаемся Тела Христова и Христос через Причащение живет в нас, то видим, насколько далеки мы от заповеданного нам образа жизни, насколько не похожи на Единородного Сына Божия, по образу Которого каждый из нас создан. Никто не может познать этого несоответствия помимо Причащения Тела и Крови Иисуса Христа. Это таинство помогает человеку познать самого себя.

И только Причащение помогает нам бороться с грехом, то есть исправить увиденный в себе искаженный собственными руками образ Божий и, насколько это возможно, довести до совершенства нашу жизнь, взяв в пример жизнь Господа Иисуса Христа.

Поэтому святые отцы, в том числе наиболее близкие к нам святые преподобные Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский, так много писали о необходимости Причащения Тела и Крови Христовых.

Ответом на свидетельство, что Бог нас любит, что Бог есть любовь, будет наше стремление к совершенству, стремление уподобляться Богу, хоть сколько-нибудь быть способными вместить Его любовь – быть лучше, чем мы есть сейчас, хоть сколько-нибудь улучшать себя в ответ на эту любовь: это очень естественное желание человека. Любой ребенок, да и взрослый, когда его любят, стремится стать лучше, измениться под лучами любви родителей, ближних, супругов. Он знает, что его и так любят, но здравость проявляется в стремлении стать достойным этой любви. Именно способность изменяться в ответ на любовь и есть критерий здравости человеческой души.

Бывает так, что человека любят, а он думает: «Ну и ладно, зачем что-то делать? Меня и так любят», то есть воспринимает любовь другого человека как слабость и попустительство и живет всецело угождая самому себе, пренебрегая этой любовью. Таких людей называют неблагодарными.

Неблагодарность человеческого сердца есть свидетельство глубокой болезни души, ее неспособности изменяться к лучшему.

Это состояние человеческой души самое печальное: фактически человек сам себя обрекает на ад – видя только себя, он не способен любить. А если человек не способен любить, то просто физически не сможет жить в мире, где каждый любит всех, каждый любит каждого, все любят каждого – где все объято единой любовью.

Апостол Иоанн Богослов говорит, что человек, которого любит Бог и который способен вместить эту любовь, получает Дух Святой.

Но из сего Послания апостола Иоанна Богослова, не говоря о посланиях других апостолов, мы видим, что дух, данный человеку, и мир – явления противоположные, взаимоисключающие: нельзя быть в духе и любить мир. Нельзя любить Бога и любить мир. Так что ответ на любовь Божию предполагает и то, что человек начинает постепенно видеть мир, лежащий во зле, и отстраняться от него – стремится уходить из него, прежде всего, своей волей, то есть не принимая сердцем, умом и волей законов мира, воинствующего против нас.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Христианская позиция

Хочешь узнать себя – начни помогать другим

Ирина Свистунова

Добровольческая служба во имя Свт. Иоанна Милостивого при Ново-Тихвинском монастыре существует несколько лет. Основные направления деятельности те же, что и в других социальных центрах: сбор и распределение вещей, уход за престарелыми и инвалидами, помощь детям-«отказничкам»...

 
Читаем Ветхий Завет

Грех смывается только кровью

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О сути жертвы Начнем с самого главного вопроса (который задают все, кто хоть что-то знает об израильском богослужении, богослужении ветхозаветной церкви): о жертве – зачем совершается жертва, зачем убивать несчастных животных

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс