Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (700) → Священник Димитрий Беженарь: Ребенок учится тому, что видит у себя в дому

Священник Димитрий Беженарь: Ребенок учится тому, что видит у себя в дому

№43 (700) / 12 ноября ‘12

Беседовал Александр СергиенкоБеседы с батюшкой

Ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик храма в честь Ахтырской Иконы Божией Матери села Ахтырка, кандидат богословия священник Димитрий Беженарь.


– Тема нашей беседы – воспитание детей и ошибки, которые мы совершаем.

Главное – воспитать нравственную личность

– Одна из главных проблем, с которой сталкивается каждая православная семья, – воспитание нравственной личности в современном, очень непростом мире. Хочется рассказать об одном интересном диалоге, свидетелем которого я был недавно. Один господин, весьма почтенного возраста, из тех, кто воцерковился в конце 80-х – начале 90-х годов, много читал церковной православной литературы (видимо, без системы, потому что у него сумбур в голове), обвинял Православную Церковь, что «сейчас в Церкви одна из главных проблем – чрезмерное благочестие», обвинял духовенство, что, мол, призывают людей поститься, но не объясняют для чего нужен пост. Люди постятся, но, с точки зрения этого господина, не знают, для чего, молятся, но не понимают, что такое молитва. И от этого в них возвышается гордыня, чувство высокого мнения о себе, теряется душевная нищета, смирение. И когда его спросил собеседник: «Как вы определили, что именно это является серьезной проблемой современного церковного общества?», как и следовало ожидать, никакого здравого, членораздельного ответа не прозвучало.

Дорогие друзья, хочется ваше внимание вот на что обратить: среди проблем, существующих в современном обществе, на которые Святая Церковь всегда реагирует голосом Священноначалия, проблемы чрезмерного благочестия нет.

В ежегодных обращениях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к клирикам и монашеству города Москвы подводятся итоги предыдущего церковного года, обнародуются перспективы на будущее. Посмотрите и документы, решения Архиерейских Соборов последних лет, и на работу межсоборного присутствия, на сайты православные, где какие-то проблемы, в том числе светское общество, обсуждают. Везде мы видим, что среди проблем, которые стоят перед общественностью, – религиозная безграмотность; это реальная проблема, почему Священноначалие и употребляет столько усилий, чтобы повышать грамотность православных христиан.

А проблемы чрезмерного благочестия, слава Богу, нет. Выпады же отдельных граждан лишь свидетельствуют, что они плод своего страстного воображения выдают за реальность. К сожалению, с такими людьми тоже приходится общаться, и особенно по миссионерской работе, пытаться отвечать на их выпады в адрес Церкви. А среди реальных проблем современной церковной жизни, несомненно, одна из главнейших – как нам научиться воспитать нравственную личность, как нашим детям привить духовный иммунитет, чтобы они через непростые годы переходного возраста прошли, не запачкавшись нравственно, или, по крайней мере, с минимальными потерями для своей души.

Все крайности от врага

– И, конечно, самое опасное – ошибки самих родителей или совершенно неправильное поведение по отношению к своим детям.

– Да, можно условно обозначить две основные ошибки, которые совершают вообще все родители, а не только верующие. Первая – чрезмерная ласка, которая ошибочно называется любовью, хотя любви здесь нет, а есть потакание страстям ребенка. Худший вариант, если ребенок в семье только один, все внимание к нему, и он действительно вырастает эгоистом. Но даже если несколько детей в семье, то последний, как правило, которому больше всего внимания и родителей, и старших детей, тоже может вырасти с эгоистическими наклонностями.

И такой эгоист, как правило, в жизни сталкивается с очень большими проблемами. Весь мир окружающий не будет к нему относиться так же, и он обязательно будет это воспринимать с обидой, будет на всех обижаться, думать, что его недооценили, и так далее.

Родители, чрезмерно потакающие ребенку, обрекают его на то, что он будет в жизни одинок, у него не будет настоящих друзей, настоящей поддержки, и он будет в состоянии мысленной перманентной войны со всем миром постоянно находиться.

Вторая ошибка – чрезмерная строгость. Это другая крайность (очень мудро говорит старец Паисий, что все крайности от врага). Ребенок растет как бы в условиях полицейского участка, каждый его шаг, каждая мысль жестко контролируются родителями (причем родители могут искренне считать, что это они делают для блага ребенка). Ребенок в такой семье вырастает слабовольным, забитым, безынициативным, и эта внутренняя подавленность, не побоюсь этого слова – тюремное детство, впоследствии может вылиться в два направления – или агрессия в адрес всех остальных, или человек на всю жизнь так и останется слабовольным, безынициативным. Это несчастные люди, которые недополучили любви.

Наказание – не кара, а вразумление

– Есть звонок – Московская область на связи.

– Владимир, Московская область. Я в свое время читал Ветхий Завет, у Соломона есть такие слова «кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына». То есть воспитание допускает наказание ребенка. Но не служит ли искушением для ребенка поощрение, особенно когда он имеет возможность бывать в алтаре?

– Премудрый Соломон сказал о воспитании сына: «кто любит, тот с детства наказывает его». Наказание, славянское слово, означает не месть, не проявление безумной власти, жестокости, не желание насладиться страданием беспомощного существа, наказание – это научение, вразумление. Вторая часть вашего вопроса касается очень актуальной темы, сугубо церковных семей. Мне рассказал один священник, он сам из семьи священника и сейчас служит в Московской епархии, что в детстве его отец, настоятель храма, своих детей всегда благословлял стоять среди молящихся на общих основаниях. Все встали на коленочки – и они должны встать, все делают поклон – и они должны. У него с детства проявились хорошие слуховые данные, голос, и он в принципе мог бы уже петь на клиросе. Отец же, пожилой мудрый протоиерей, говорил: «Сынок, ты стой в храме и научись молиться, как простые верующие люди, в доме Божием ты не хозяин».

Мой совет: никогда не надо спешить вести ребенка ни в алтарь (он еще не до конца понимает, что это за место и как себя здесь надо вести), ни на клирос. В свое время он все успеет – и петь, и помогать в алтаре, и может быть иподиаконом, и любую другую церковную работу делать. Главное, чтобы фундамент у него был: чтобы он научился чувствовать себя со страхом Божиим и благоговением.

– Следующий звонок – из Нижегородской области.

– Батюшка, пять лет назад у меня умерла сестра, у нее остался девятилетний сын; и я, и его отец (он, правда, болен) его воспитываем. Но года два назад отец ему купил компьютер, и мой племянник сидит за ним неотрывно. И вот, наконец, компьютер сломался, я даже обрадовалась. А мальчик сейчас его у меня просит. Я недавно смотрела передачу вашу, и там сказали, что компьютер – это отрава. Я против, и племянник на меня сердится. Не знаю, что делать.

– Такая проблема не только у вас, ведь компьютер стал неотъемлемой частью жизни современных людей. Сам компьютер не может быть отравой, это творение рук человеческих, человеческого ума и таланта – все зависит от того, как его использовать.

На компьютере сколько православной литературы набирается, сколько сайтов интересных, обогащающих с нравственной точки зрения, в интернете.

Для ребенка, который еще не умеет распределять свои силы и время, долгое сидение у компьютера опасно во всех отношениях, в том числе в физическом (об этом специалисты уже много говорили, в частности, из центра реабилитации пострадавших от наркомании, лудомании имени Святого Праведного Иоанна Кронштадтского Крутицкого подворья, отец Анатолий (Берестов)). Вы можете почитать и ознакомиться с тем, насколько вреден не столько компьютер, а неблагоразумное использование его.

Самый лучший вариант, который можно посоветовать, – если бы ребенок вообще до определенного возраста не знал, что существует интернет; отдаю себе отчет, что мои слова покажутся очень категоричными. И лучше, чтобы ребенок до определенного возраста не знал, что существует светское телевидение. Сейчас много православных дисков, мультфильмов, старых советских фильмов, которые хоть с каким-то смыслом. Смотреть DVD – это лучший вариант, когда родители дозированно дают информацию и заботятся, чтобы этой информацией ребенка не перегрузить. Дай Бог вам мудрости и терпения, чтобы найти слова и объяснить ребенку вредоносность чрезмерно долгого сидения у компьютера.

Не потерять благоговения

– Слушаем звонок из Нижнего Новгорода.

– Мне очень нравится книга «На земле мы только учимся жить» протоиерея Валентина Бирюкова, но там есть такой момент: мы говорим слово «спасибо», а это большой грех – нужно говорить «спаси Бог», то есть, недоговаривая один звук, мы делаем большой грех.

– Могу поделиться своим маленьким опытом. В тех школах общеобразовательных, куда есть возможность ходить, особенно в первых– четвертых классах, мы разбираем этимологию слов, и в том числе прямо пишем на доске слово «спасибо». Так и пишем – «спаси Бог», чтобы детки знали. Можно сказать «спаси Бог» или «спаси Господи», или «благодарю» – людям, которые не веруют в Бога. Везде, где есть возможность, надо детей учить, объяснять эти вещи.

Но уж не знаю, грех ли это, если мы просто «спасибо» говорим, ведь беда, что дети сейчас даже «спасибо» не говорят.

– Бывает, что и в христианских семьях дети теряют благоговение. Как вовремя это заметить и исправить?

– Да, потеря благоговения – одна из больших проблем именно христианских семей, и, надеюсь, меня простят собратья – священники, она и в семьях священников весьма и весьма актуальна. Я был свидетелем, когда мальчик семи–восьми лет идет с отцом по Лавре и, на священников и монахов показывая пальцем, говорит: «Вон Игнатий идет, Панкратий идет, Архип идет, Моисей идет». Он не говорит «отец Моисей» или «отец Архип», а так панибратски, неблагоговейно показывая рукой. Тут не надо быть прозорливым, чтобы догадаться, что взрослый в его присутствии тоже неблагоговейно, неуважительно высказывается о даже, может быть, знакомых священнослужителях. Не напрасно говорит народная мудрость, что ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Например, сами родители проявляют неблагоговение, неуважение к священному сану, к вещественным святыням, иконам. Достаточно посмотреть на свой иконный уголок – давно ли там протиралась пыль? Если там пыль, если неблагоговение проявляют взрослые, то и у детей тоже будет неблагоговение.

Поэтому, конечно, надо начинать с самих себя.

Сейчас эта дискуссия очень актуальна. Тщетно, дорогие друзья, думать, что люди неверующие, нецерковные будут с благоговением, с уважением относиться к нашим христианским святыням, если мы сами с неуважением, неблагоговением к ним относимся.

Вспоминаю, когда в 1992 году мы поступали в Московскую Духовную школу, уже изменилось отношение государства к Церкви. Семинаристы все были бывшие комсомольцы, бывшие пионеры, октябрята, но когда попали в Лавру, у нас было чувство благодарности Богу. Я не могу сказать, было ли это у всех, но то, что у многих было чувство трепета, благоговения при встрече с кем-то из священноиноков, факт. Мы на них смотрели как на людей высшего порядка. Может быть, это и покажется сейчас кому-то наивным, но я с теплотой вспоминаю эти годы, именно христианское благоговейное ко всему отношение. Искренне желаю, чтобы современные семинаристы имели хоть чуточку такого же благоговения.

– Есть звонок из Москвы.

– Мой ребенок учится в третьем классе, и в школе активно используются интернет-технологии. Мне кажется, что это лишнее. Может быть, перевести ее в школу православную, чтобы ребенок получал развитие и интеллектуальное, и духовное?

– Хороший вопрос. Но я повторю мысль о том, что компьютерные технологии стали неотъемлемой частью современной жизни, и время вспять не повернуть, поэтому мы не можем строить иллюзий, что, допустим, наши дети нового поколения будут жить в условиях каменного века. В правильном направлении или нет идет мир, это одному Богу известно. Мы можем только предположения делать, что будет, когда мир уходит от Бога.

Но не от технических средств опасность для человеческой души, а от злоупотребления ими. Это как ножик в руках – известный пример, его многие подвижники веры приводят: нож в руках хозяйки может нарезать хлеб, и этот же нож в руках бандита может лишить кого-то жизни. Поэтому можно только посоветовать: всеми силами старайтесь заполнить жизнь ребенка своим вниманием и помните, что праздность – корень всех зол. Надо стараться, чтобы у ребенка максимально день был занят творческими играми, общением с нормальными людьми, чтением хорошей литературы. В советское время наша страна была одной из самых читающих в мире, а сейчас старшеклассники умеют только заполнять какие-то тесты, а спросишь, что вы читали, какие произведения Пушкина вы знаете, они не могут назвать.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 13.00 (в записи), 22.00 (прямой эфир). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Архипастырь

Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим: «Каждый православный должен ответить на вызовы, которые ему бросает дьявол»

Беседовал Александр Сергиенко

Тема беседы – искушения современного христианина. Все должно быть гармонично– Владыка, разве искушения современного христианина отличаются от искушений в Средние века или в другую эпоху?

 
Встреча

Священник Феодор Конюхов: «В экспедициях очень не хватает звона православных колоколов...»

Путешественник с мировым именем побывал в Екатеринбурге. Он приехал по приглашению на православный фестиваль «Димитриев день», но в насыщенном расписании батюшки нашлось время для посещения урочища Ганина яма и Уральского горного университета.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс