Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (699) → Огненная любовь

Огненная любовь

№42 (699) / 5 ноября ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

О вечной жизни и о вечной смерти

Даже в этом отрывке говорится: «Любовь Божия открылась в том, что Он отдал за нас Сына Своего» – любовь Его проявляется в первую очередь тем, что Он отдает нам Своего Сына, то есть это любовь жертвенная, истощающая себя до совершенного отвержения за жизнь другого человека. Это огненная любовь. Как скажет об этом апостол Павел: «Бог наш есть огнь поядающий».

Конечно, любовь – это пламя; это все поэты написали, и в этом пламени сгорали их сердца. Насколько же больше, ярче пламень Божественной любви!

Но если что-то в нас неспособно ответить любовью на эту любовь, то для нас эта любовь будет поядающим огнем.

Это огонь – сжигающий, может быть, кого-то, огонь очищающий, исцеляющий. Но это огонь. Как он относится к человеку, зависит от того, с чем человек к нему приходит, что он от него ждет.

Сейчас представление о Боге, об этой Жертве, об огненности этой любви совсем другое. На уровне массового квазирелигиозного сознания складывается представление о добром дедушке – Боженьке на Небесах, который на все смотрит весело, снисходительно: «пусть люди делают что хотят, все равно я их всех прощу, все равно я их всех исцелю – куда его девать, сына-то заблудшего, все равно пойдет ко мне». И такое представление о Боге у очень многих людей не только на Западе, но и в странах, имеющих очень древнюю православную традицию. В современном понимании Христос действительно принимает все «человеческое» – все наши слабости, немощи, грехи, извращения.

Мы ушли от святоотеческого понимания, что Христос воспринял человеческое естество, но не человеческие грехи. Грех совершенно чужд Христу. Но мы давно перестали жить пониманием греха, это вытравляется из массового сознания, мы боимся произносить слова «грех», «ошибка», «неудача». Получается, никакого греха у человека и нет, есть ошибки – того он не знает, то не умеет, об этом забыл, этим увлекся. В принципе, все можно оправдать. Раз нет греха, то, действительно, вся человеческая немощь, с ее ночными клубами, публичными домами, массовыми акциями вандализма, криминальными разборками, местью, бытовым убийством, кучей всего смрадного и гнусного – тем, что раньше называлось грехом, – теперь называется человеческой естественностью.

Христос, в современном сознании, должен воспринять все это, и уже нет Его непорочности – стало быть, вера в Бога нас уже ни к чему не обязывает, Он такой же, как мы. Нам не к чему стремиться, Он никуда нас не ведет – оправдывает, покрывает, Он нас терпит.

Однако такое представление о Христе дает тайную надежду нашей совести, нашему испорченному религиозному чувству считать, что все в нашей жизни, в конце концов, устроится, повернется к лучшему, и проживем мы счастливо и достаточно долго. А после этого пойдем в какое-то такое же прекрасное, безграничное будущее. Такой религиозный оптимизм – это веяние времени. И совершенно не такое было представление у христиан первого времени, совершенно о другом свидетельствует апостол Иоанн Богослов, когда говорит свои знаменитые слова, что Бог есть любовь, что Он нас любит.

Высшее проявление этой любви – крестная смерть Его Сына, Кровь, пролитая Иисусом Христом на Кресте. Эта Кровь и есть наш ответ на любовь Божию.

Причаститесь. Если не причаститься, то мы будем считаться людьми, которые попирают эту Кровь, Жертву, которую принес Сын.

Получается, нам не нужна эта Жертва, а значит, не нужна и любовь. Что толку нам от того, что Он нас любит, если нам Его любовь не нужна? Что будет с нами, когда мы придем в мир, где нет ничего кроме этой любви, где все есть только Его любовь? Весь этот мир исчезнет, и в чем мы будем находить утешение, если перед нами, куда бы ни пошли, будет только Он? А мы привыкли презирать Его и гнушаться Его любовью, просто пользоваться тем, что Он ни на что не обращает внимания, как нам кажется. Но в том мире никаких материальных благ не будет, будет только Бог, все будет свидетельствовать только о Нем. Он будет говорить нам о любви и требовать взаимности через каждую вещь, через каждый природный объект, через каждое нечто, сотворенное в этом мире. И если мы не способны на эту любовь отвечать, то нам уготован огонь поядающий, ад. Потому что везде будет Тот, Кого мы не любим...

Надо причаститься. В этом мире не дано иной возможности уничтожить грех, живущий в человеке. Грех – это противление Божественной воле. Как бы мы ни оценивали некоторые свои поступки, каждый понимает, что живет-то он по своей воле, а не по Божией. Просто он хочет не считать это грехом, а оправдать. Для каждого человека очевидно, что это не Божия воля, а его собственная. Если он не испепелит в себе эту жажду жить по своей воле, что ему делать в мире, который живет только одной Божественной волей? Что ему делать там, если он не научился свою волю выправлять по воле Божией, не научился послушанию?

Тот мир превратится для него в непрестанную борьбу с Богом, непрестанное самоутверждение, совершенно бессмысленное и бесполезное, обреченное на катастрофы, ведь в вечности для его воли места не будет.

Причаститься надо и потому, что это единственный источник благодати Святого Духа. Это единственное, что соединяет нас с Богом. В том мире все будет наполнено Богом, и горе человеку, который окажется не с Богом: жизни вне Бога нет. Это будет вечная не-жизнь, которую Писание и святые отцы называют вечной смертью, второй смертью.

Так что Кровь Христова – жертва, которая есть выражение любви Бога к человеку, и краеугольный камень, который выстраивает правильное понимание и любви как явления жизни этого мира, и правильных отношений с Богом, и надежды на будущность. Только в истинной вере человек обретает надежду на спасение, причастность к Богу, потому что, по мысли Иоанна Богослова, кровь и дух тесно взаимосвязаны. То, что потом было выражено святыми отцами, – дай кровь и прими дух.

Только дар Святого Духа есть единственнная жизнь, то единственное, что спасает человека от смерти и воссоединяет его с Богом.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Конкурс

Конкурс «Великий Чудотворец»: чудеса продолжаются!

5 ноября в Ново-Тихвинском монастыре начался традиционный конкурс, посвященный святителю Николаю Чудотворцу* * *Диалог двух женщин, ненароком подслушанный: «Скажите, а Николай Угодник родом откуда?» – «Из Византии».

 
Читаем Ветхий Завет

Вступить в Завет с Богом

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Об умении ждать и терпеть Моисей умоляет Бога не уничтожать народ; его слова показывают глубочайшую любовь этого человека не только к Богу, но и к своему народу.И это очень важно понимать – на самом деле боль Моисея за народ неизбывна.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс