Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (699) → Архимандрит Иоанн (Коган): Чудо Воскресения происходит только при встрече со Христом

Архимандрит Иоанн (Коган): Чудо Воскресения происходит только при встрече со Христом

№42 (699) / 5 ноября ‘12

Беседовал Александр СергиенкоБеседы с батюшкой

В гостях у телеканала «Союз» руководитель Фонда святой Великомученицы Екатерины архимандрит Иоанн (Коган)


– У нас в гостях руководитель фонда Святой Великомученицы Екатерины архимандрит Иоанн (Коган). Мы поговорим о дарованном нам Богом, о жизни, о любви, и за основу возьмем вашу книгу, которая называется «Из плена к Свету, или Исповедь одного человека».

– Мне бы хотелось поделиться с нашими телезрителями тем опытом, который мне дарован Богом, поскольку я из светского мира пришел ко Христу и искренне желаю понять смысл жизни и освободиться от того болезненного чувства потерянности в этом мире, которое в советские годы в большинстве своем переживала творческая интеллигенция, ведь общество предложило тогда идеалы, которыми ни в коем случае не может удовлетвориться человек.

Счастье, которое человек должен получить на земле, мы вокруг себя не находили. Сама жизнь показывала, что люди в основном удовлетворены материальным. Но Бог сотворил человека и даровал его бессмертной душе разум, поэтому человек имеет потребность искать Того, Кого мы некогда потеряли в Адаме, – Бога.

Я родился в советской стране, где марксистско-ленинская идеология определяла жизнь человека от рождения до самого последнего мига. Души людей, которые мучились в этом обществе, ощущали, что мы имеем потребность в бессмертии. Александр Сергеевич Пушкин в свое время написал: «Весь я не умру – душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит». Он понимал, что душа человека на самом деле имеет определенное призвание, потому что Сам Бог открыл человечеству, что мы сотворены как бессмертные духи. Вот этого мы и не знали, вот этому нас не научили в советское время – мы не слышали ничего о том, что мир сотворен Творцом, что Бог дал нравственные категории жизни и смерти, что Бог призвал человечество, чтобы с Ним примириться.

Поскольку же я не был крещен, то с возрастом стал испытывать болезненные несовершенства. Все доброе, хорошее, светлое, что было в наших душах, нас подвигало служить Родине, чему-то прекрасному. Для меня позже это стало желанием творчества, потому что я в четырнадцать лет стал писать стихи.

И вот болезненное состояние проявления греха стало мучительным, но это страдание, оказывается, необходимо человеку, чтобы искать выход. Тогда безбожное общество не могло предложить человеку прийти в храм и раскаяться, если не крещен – креститься и исцелиться от этого закона греха.

Но человек-то хочет жить в свете, душа ищет свет, как цветок солнце, ищет то, что ему помогает быть жизнерадостным. Поэтому глубокое уныние или грусть, которая свойственна поэтам, выражалась, так или иначе, в стихах. Она преследовала меня до того момента, когда я встретился с любовью Божией.

– Слушаем звонок из Владимира.

– Грехи наших предков, которые совершались из поколения в поколение, падут на наш род до четвертого или до седьмого колена, как это написано у святых отцов?

– Господь говорит в Писании, что Бог за грехи отцов наказывает до третьего, четвертого поколения. Советский период семидесятилетнего рабства безбожия как раз и предполагает эти три или четыре колена. А когда род благочестивый, Господь может на многие роды благословить за одного праведника, но может наказывать до ста поколений.

Как бы ни был тяжек грех родовой, человек, попав в лоно Церкви, встречается там с любовью Божией, которая зовет к покаянию в личных грехах, и воспринимает те средства, которые предлагает Святая Церковь в борьбе с грехом: пост, молитву, искреннее исповедование грехов и помыслов, участие в таинствах. С помощью этих средств человек сможет преодолеть все. Надо только прибегать к помощи тех святых, которые ту или иную страсть побеждали, утвердились в победе и стали особыми покровителями людей в борьбе с этими страстями.

– Московская область на связи.

– Моя сестра увлекается оккультизмом уже двадцать лет. Так и идет по этой дорожке, убеждена в своей правоте. Я устала биться. Что нам делать?

– Дорогая сестрица, мы вам скажем, что делать. Одна замечательная умная старушка-гречанка родителям, которые болезнуют, что происходит с их детьми, сказала такую фразу: «Когда ребенок маленький, надо с ним говорить о Боге; когда он вырос, надо с Богом говорить о ребенке». Поскольку ваша сестра, к сожалению, попала в такое чудовищное обольщение, вам я посоветую молиться и ничего ей не говорить. То есть вы ее предоставьте Богу – Господь ее любит больше, чем мы с вами, и если вы будете искренне молиться, приносить за нее милостыню, молиться тем святым, которые имеют дерзновения, то можно и помочь. Если вы сами утверждены в христианском благочестии и долго подвизаетесь в Церкви, готовы взять на себя подвиг, можно посоветовать в понедельник с рассуждением взять пост, вам вместе, родным людям, и читать каждый день Архангелу Михаилу акафист и просить, чтобы он отогнал демонов, которые ввели в помрачение вашу сестру, и просветил ее светом благодати Божией. Можно помолиться Богородице и святым, которые имеют дерзновение. Но я говорю про Архангела Михаила потому, что здесь совершенно очевидно, что она попала именно под власть духа-обольстителя. Если человек в прелести ума, как говорят святые отцы, то очень трудно увидеть эту прелесть. Если мы больны той или иной страстью души, то ум со стороны может это увидеть, а от прелести ума может исцелить Господь.

Поэтому я вас направляю к тому, чтобы обратиться к милости Божией через тех, кто может помочь. И спокойно, не переживая, не нервничая, предать ее Богу; исцеление может длиться не год и не два. Мы с моим братом двенадцать лет молились, пока Господь Промыслом Своим не освятил маму мою, она закончила жизнь монахиней, и отца, который крестился и покаялся. Опыт людей, которые искренне молятся и болезнуют за человека, показывает, что нужен срок, который в очах Божиих необходим для привлечения этого человека к истине.

– Есть звонок – Белгородская область на связи.

– Отец Иоанн, я согласен, что в советское время была идеология такая, что люди предыдущих поколений являлись удобрением для будущих. Сейчас вроде храмы кругом, но гонка за материальным достатком – прямо эпидемия, все только об этом и думают. Когда спросишь, зачем тебе столько, ответ: стараюсь для детей. Еще хуже стало, чем раньше было.

– Еще Пушкин сказал замечательные слова: « и всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». К сожалению, человек немощен и искушается плотскими страстями. Любимый ученик Иисуса Христа Иоанн Богослов, сказал: «Не любите ни мир, ни того, что в мире». Что такое мир? Мир – это похоть плоти, похоть очей и желание самоутверждения. У Пушкина есть еще прекрасные слова: «Мы все глядим в Наполеоны; / Двуногих тварей миллионы / Для нас орудие одно». Идеология этого мира родилась в недрах протестантизма, когда было предложено ложное счастье на земле – чем ты богаче, тем ближе к Богу, чем ты богаче, тем счастливей. Деньги дают власть, возможность удовлетворить все свои похоти, и когда предложено: «бери от жизни все», тогда человек, покупаясь ложной приманкой, попадает в немощное состояние, ему приятно быть в состоянии, когда у него все есть.

А слово Божие говорит: если течет богатство, не прилагай к нему сердца – надо быть в правильном духовном состоянии. Если человек вкусил духовные блага, он никогда не соблазнится ни красотой женщины, ни миллионами, ни всеми радостями мира сего, будет это реально почитать за прах: Божественная любовь и дары Святого Духа, которые дарованы человеку в Церкви, бесконечно возвышеннее и вожделеннее всякого земного блага. Наша страна, к сожалению, попала из огня да в полымя. В советское время, которое было наказанием за богоборчество (об этом говорил святой Иоанн Кронштадтский незадолго до революции: «Если не покается русский народ, то Господь отнимет царя, отнимет веру и попустит власть таким безбожникам, что зальют землю морем крови»), мы шестьдесятью миллионами жизней заплатили за этот чудовищный эксперимент рая на земле без Бога, без Его света, без Его любви, в борьбе с Богом. Народ, который назывался богоносцем, народ, для которого идеалом была святость, а не сытая жизнь, стал попирать свои святыни и пришел к гражданской и богоборческой войне. Атеизм – это богоборчество, бескровное богоборчество. И вместо того, чтобы после перестройки обратиться к святыням, люди вновь соблазнились ложными идеалами. Но такая жвачка надоедает человеку, приводит к разочарованию. Человек есть существо нравственное, вечным Богом сотворенное, он не может удовлетвориться ни деньгами, ни женщинами, ни властью.

Нам нужно понять, что это есть результат обезбоживания людей, результат их помраченности, это предсказало Слово Божие, что путь к истине будет в поношении. Мы видим чудовищное отступление народов христианских от веры, благочестия, святости. Сейчас во всех православных странах мы видим сохранение «малого стада», про которое Христос сказал: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец Мой благоволил даровать вам Царствие Небесное». Надо, по милости Божией, примкнув к этому спасительному стаду, взойти на церковный корабль и безбедственно совершать плавание на этом корабле, который ведет нас к спасительному брегу благодати Божией. Если человек любит мир, в нем нет любви Отчей, то есть Отца Небесного. Такие люди лишены богообщения и встречи с этой Любовью. И не надо осуждать их, потому что и мы держимся благодатью Божией; если от нас отойдет благодать, мы тоже можем соблазниться приманками этого мира.

– Возможно ли спасение, если человек к Причастию готовится недолжным образом?

– Мы все дети Божии. Господь всех, кто к Нему покаявшись пришел, любит Своей Божественной любовью. Это любовь высшая, это любовь бесконечная. Она движет нас ответить на любовь любовью. Если мы чувствуем любовь к Богу, мы будем стараться поступить так, чтобы не оскорбить Его любовь, поэтому здесь можно так поставить вопрос: насколько мы больше любим Бога, настолько мы тщательнее будем проводить всю свою жизнь и, в частности, готовиться к Причащению. Потому что апостол нам говорит: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе». То есть надо испытывать нашу совесть, если нас обличает в том или ином грехе, надо искренне раскаяться, пройти канон, пережить, покаянную какую-то лепту внести и Божию милость испросить.

Всякая страсть требует врачевания. Плотская страсть, которая может завладеть человеком, может исцелиться в сорокадневном посте и в глубоком покаянии. Есть более глубокие грехи. Блуд, по учению апостолов и Правилу Василия Великого, когда-то в Древней Церкви наказывался семилетним запрещением приступлений к Святой Чаше. Это были очень строгие каноны, которые человека подвигали к плачу греха. Поэтому, если человек покаялся в тех или иных грехах, прошел епитимью очищения и имеет благословение духовника причащаться в определенные периоды, он должен тщательно готовиться, потому что это начало премудрости – страх Господень. Если нами движет страх, то человек и будет проверять свою совесть и, соответственно, тщательно стараться – и соблюдать воздержание языка и помыслов, и пост, и обязательно прочитает правило ко святому Причащению, которое уготовляет душу к тому, чтобы с дерзновением приступать к Святой Чаше.

Но основа – искренняя любовь к Создателю, Спасителю. Потому что Бог заплатил Своей Кровью за нас, страдал за нас.

В своей книге я привожу один удивительный пример. Мне в 1990 году, когда Патриарх меня благословил поехать за границу, довелось быть на Святой Земле и впервые, когда взошел на гору Голгофу, Господь меня удостоил видеть совершенно невероятную вещь – в течение нескольких секунд я увидел живого Христа на Кресте, увидел, как исходили волны от Креста. То есть мне было дано пережить то, что видели люди две тысячи лет назад, стоя у места казни. Это совершенно невероятно, я два дня не мог избавиться от священного шока. Я увидел живым на Кресте страдающего Христа! Мне реально Духом Святым было дано пережить распятие Богочеловека за нас, услышать тот возглас, тот вопль, который в Евангелии звучит так: «Боже, Боже, зачем Ты меня оставил!»

Мы, так или иначе, повинны перед Спасителем – своими грехами, теплохладностью, неискренним покаянием сами распинаем нашего Спасителя и Бога. Поэтому все отцы проводили всю жизнь в плаче, все мужи, которые стяжали святость, проводили жизнь в покаянии. Живя в этом мире, мы часто теряем внутреннюю связь с нашим Спасителем. Христианину нужно сокрушение о греховности, оно должно сопровождать человека всегда и везде, пока он не примирится с Богом. Мы должны помнить, какой Жертвой нас Господь примирил с Небесным Отцом! И на эту Жертву мы должны ответить своей жертвой – то есть всем, чему нас учит Святая Церковь; соблюдать посты – их надо соблюдать, как бы ни было это трудно, даже если человек болен, надо страдать, потому что Господь говорит: «дай кровь – прими Дух». Господь излил Кровь и даровал нам Дух.

Мы не хотим часто даже чуть-чуть подвигнуть себя, пострадать ради нас самих же, ради того, чтобы Бог нам простил грехи; мы ищем более легкого пути, поэтому Христос начертал нам путь жизни, Он хочет, чтобы мы шли тем путем, который называется путь крестный. Вот это очень важно каждому из нас.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 13.00 (в записи), 22.00 (прямой эфир). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Событие

Архиерейская литургия в честь образа Богоматери «Вратарница» совершена на Ганиной Яме

26 октября Церковь праздновала принесение (1648 г.) Иверской иконы Божией Матери в Москву. В этот день митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл возглавил Божественную литургию в монастыре Святых Царственных Страстотерпцев

 
Архипастырь

Переход через пустыню, или Как пережить период духовной сухости

(Окончание. Начало в № 41) Беседу митрополита Афанасия Лимассольского «Переход через пустыню, или Как пережить период духовной сухости» перевели с греческого языка сестры Ново-Тихвинской обители, несущие послушание в греко-славянском кабинете.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс