Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (697) → Без благодатной помощи Божией со страстями не совладать

Без благодатной помощи Божией со страстями не совладать

№40 (697) / 22 октября ‘12

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
В Церкви Господь подает благодать обильно
Протоиерей Евгений Попиченко

31 октября – память святого апостола и евангелиста Луки

Святой родом из Антиохии, в молодости основательно изучил греческую философию, медицину и живопись. Когда Господь Иисус Христос совершал Свою миссию на земле, святой Лука пришел в Иерусалим, где увидел Спасителя, услышал Его Учение и был очевидцем Его святых деяний. Уверовав в Господа, святой Лука был причислен к семидесяти апостолам и послан на проповедь. Вместе с Клеопой лицезрел он Воскресшего Господа на пути в Эммаус. По сошествии Святого Духа на апостолов, Лука вернулся в Антиохию и стал там соработником апостола Павла, с которым вместе путешествовал в Рим, обращая в Христову веру иудеев и язычников.

По просьбе христиан, около 60-го года, написал он Евангелие. После мученической смерти великого апостола Павла святой Лука проповедовал слово Божие в Италии, Македонии, Далмации и других странах. Живописал икону Пресвятой Богородицы, причем не одну, а три, икону святых апостолов Петра и Павла, поэтому считается основателем христианской иконописи. Под старость посетил он Ливию и Верхний Египет, из Египта вернулся в Грецию, где, несмотря на преклонный возраст, продолжал с великим рвением свою апостольскую проповедь, обращая людей ко Христу. Святой Лука написал Евангелие и Книгу Деяний святых апостолов. Было ему уже восемьдесят четыре года, когда злобные идолопоклонники подвергли его истязаниям за Христа и повесили на маслине в Беотийских Фивах. Чудотворные мощи сего дивного святого были перенесены в Царьград в правление царя Констанция, сына Константина.

Мы не раз говорили о необходимых условиях победы над страстью; вспомним, что для этого нужно – желание человека, подкрепленное практическими действиями в борьбе с грехом, и благодатная помощь Божия, которую Господь подает смиренным, тем, кто сознает свою немощь и нуждается в помощи Отца Небесного.

Страсти – это духи злобы; прилепившись к человеку как пиявки, они постоянно питаются его энергией.

Господь сотворил человека, чтобы он славил Бога и всеми силами души возлюбил Творца.

Например, сила желания дана человеку, чтобы он жаждал праведности у Бога. Извратившись, человек стал все время удовлетворять свое самолюбие... Человеку была дана сила искать славу Божию, а он стал искать собственную славу, паразитируя на дарах Божиих. «Что есть в нас того, что мы не получили? А если получили, почему хвастаемся, как будто это наше?» Что такое человек? Нагой маленький комочек, родившийся от жены, с определенными задатками, вложенными в него Создателем через его родителей. Вырастает и начинает: «я, я, я».

Печаль дана человеку печалиться о своем несовершенстве и все время побуждать себя достигать совершенства в Боге. Печаль о Боге предваряет спасение души. Переключившись на этот мир, человек стал переживать: все не так, как ему хочется; он выражает это в ропоте, в противлении Отцу Небесному, а печаль мирская переходит в уныние и далее в отчаяние.

Человек поврежден; страстями, живущими в его душе, питаются демоны (именно поэтому страсть никогда не может быть удовлетворена).

Не бывает, что человек для себя решил: «лет пять попью, душу отведу, поживу для себя, а потом раз – и перестану». Это же безумие, потому что за пять лет пития в человеке эта страсть разрастается так, что просто бросить не получится. На какое-то время она может оставить человека, как наркомана муки: нашел, вколол и на пару часиков отвалился – бес получил свою дозу и ослабил немножечко хватку, чтобы возникла иллюзия некоторой свободы, а дозу надо увеличивать – прежнего кайфа уже не получается. Бес будет еще больше крутить внутри человеческой души и в теле, чтобы добиться своего. Потом передозировка – и душа оказывается в вечности в этих когтистых лапах.

А еще, бывает, бес, как модно сейчас говорить, «разводит» человека, создавая иллюзию его победы над собой. Это всегда случается, когда человек решается выступить на борьбу против страстей без помощи Божией, без Церкви, без опыта аскетической жизни.

Например, есть такая модная процедура – кодирование. Когда с человеком за определенную сумму производят определенную манипуляцию – гипноз или какие-то инъекции, дают установку: мол, выпьешь – умрешь. И человек живет под страхом смерти и думает: все нормально, страсть его оставила.

Ох, если бы все было так просто, если бы с дьяволом можно было совладать каким-то специальным химическим веществом – этот укол от зависти, тот – от жадности, от похоти... Так человек стал бы себе святым угодником Божиим. Да нет же. Бес не боится никаких «кодов», он может играть в поддавки, чтобы завладеть еще больше душой человека. Кто сталкивался, тот знает, во что превращается закодированный алкоголик – вот как с горы течет поток воды; если на его пути поставить плотину, не иссушить этот источник изнутри, а просто перегородить, то пути у него два – он копит силу и прорывает плотину, наверстывает с утроенной силой, или сила потока уходит в другие русла, дополняя ближайшие страсти.

Как это проявляется? Человек перестает пить, начинает жутко унывать, его ничто не радует, он или убивает свою жизнь в телевизоре и других пустых времяпрепровождениях, или начинает много есть, или становится невыносимо гневливым, или, что самое печальное и страшное, начинает высоко оценивать самого себя. Так, закодированные алкоголики смотрят с презрением на своих недавних собутыльников: я-то смог, а вы – слабаки. Вот такого человека обратить ко спасению очень сложно, а порой даже невозможно.

Подытожим. Всякая страсть – продукт духовного зла; преодолеть ее можно только с помощью Божией. Можно допустить, например, что кодирование – как костыль на время, затем человек, передохнув, взялся за свою душу и за обращение к Богу. В противном случае бес, как сказано в Евангелии, погуляет по безводным пустынным местам и затем с семью злейшими духами вернется на прежнее место, незанятое, выметенное, чистое. И бывает этому человеку последнее горше первого.

Будем же приобретать опыт внутри Церкви, проверенный годами и тысячелетиями. И лучше бы без экспериментов над собственной душой.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

В Церкви Господь подает благодать обильно

Протоиерей Евгений Попиченко

30 октября – память святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана Имена Косма и Дамиан носили разные канонизированные Церковью врачи – в святцах они упоминаются трижды, то есть их было три двоицы. Одни мирно упокоились 14 ноября, другие были побиты камнями в Риме 14 июля, сии же третьи происходили из Аравии, их и вспоминаем мы сегодня.

 
Слово

О колоколах и силе колокольного звона

Проповедь епископа Каменского и Алапаевского Сергия в день Фестиваля колокольного звона – Дорогие братья и сестры, мастера колокольного дела и звона! Я продолжу начатый мной разговор о силе колокольной. Здесь собрались выдающиеся звонари, колокольные мастера и только еще начинающие (как отрок Ваня, который усердно меня фотографирует).

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс