Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (693) → Или любишь, или убиваешь

Или любишь, или убиваешь

№36 (693) / 17 сентября ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

О совести

Обратимся к заключительным словам третьей главы Первого соборного Послания Иоанна Богослова:

«Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиной.

И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердце наше, если сердце наше и осуждает нас; потому что Бог больше сердца нашего и знает все.

Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним».

«Сердце наше осуждает нас», – говорит апостол Иоанн, и говорит он о совести. Совесть – это глас Божий, энергия Божия, присутствие Божие внутри каждого человека, в глубинах, в недрах, в истоках сердца человеческого. Там присутствует совесть, чтобы различать сами намерения наших мыслей, истоки наших чувств, истоки наших вдохновений, и там уже все нам указывает, откуда берется наш помысел: от Бога или от лукавого. Совесть различает и отсеивает истинность от лжи. Бог для того и не оставляет человека, чтобы его совесть освящала его, помогала ему управить жизнь среди зла, в которое погружен мир.

Апостол Павел говорит, что не так трудно найти Бога – Он не так далек от нас: Он в недрах, глубинах, самой сокровенной бездне нашего сердца, чтобы научить нас делать добро. И если человек не следует Богу, его совесть начинает возмущаться, начинает стыдить – что ты сделал, зачем? Когда сердце лишается мира, поднимаются в волнах помыслов возмущение, муть – гнилостные испарения, о которых мы никогда и не подозревали в своем сердце. И они означают: что-то мы делаем неправильно. Если эта волна захлестывает так, что мы не можем сдержаться и начинаем говорить, кричать, творить безумства, не сдерживая сами себя, совершать, с точки зрения здравого смысла, вещи возмутительные – значит, наша совесть против нас; а если она возмущается и осуждает наш образ жизни, то насколько же возмущен нами Бог!

А если сердце наше не осуждает нас, если в нем мир, тишина, если все оно пропитано нежностью по отношению к самому бытию, к каждому его дню, это значит, что мы в мире с Богом, Он принимает нас и благосклонен к нам. Это значит, что наше сердце соединено с Богом, и мы в Нем, а Он в нас.

По сердцу нашему мы можем определить наше духовное состояние. Сердце – тот орган, инструмент, который помогает управлять нашим бытием. Если мы сделали что-то недолжное, сердце тут же смущается. Тишина, ясность уходят. Нас смутили. Есть такое хорошее церковное слово. В нас возникает некий мрак. Человек в мрачном духе, с мрачным видом, с мрачным лицом – это человек, не несущий в себе Бога; его покрыла пелена мрака, и мрака отнюдь не Божественного.

Но разобраться с сигналами своего сердца, своей совести человеку, привыкшему жить в круговерти, порой очень сложно. Часто в обществе учат обращать внимание на то, как реагируют на поступки другие люди, но не учат реагировать на сигналы собственного сердца – учат жить не по сердцу, а по тому, что считается правильным или неправильным в этом мире.

Но человек должен сверять свою жизнь с Богом. Он может прожить жизнь, никогда не сталкиваясь с реальным явлением Бога, но он может всю жизнь прожить перед Лицом Бога и умереть во свете, сразу уйдя в Божий запредельный свет, если он чутко прислушивался и всматривался в собственное сердце. Блюди самого себя, бди над собой: «Бдите», – говорит Господь засыпающим апостолам в Гефсиманском саду.

Когда мы удаляемся от Бога, это легко узнать и на примере обычной семейной жизни. Ребенок что-то сделал не так, отец сразу реагирует: он не бьет малыша, не кричит на него, просто строго посмотрит или скажет одну суровую фразу. Но внимательный ребенок сразу все понимает: он на время лишился расположения отца! Конфликта не возникло, только преддверие некоторой напряженности. Но ребенок понял, что так нельзя, и тут же исправляется, бежит примириться с отцом.

То же происходит и с человеческим сердцем. Через него мы ощущаем свое единство с Богом – или наоборот. Если в сердце мир и дерзновение, то, как говорит апостол Иоанн Богослов, мы получим все, что захотим: Он – Отец, Он щедр, Он не может нам отказать. Великое чудо иметь такое дерзновение, и, если мы не сможем нашей молитвой остановить девятый вал или воскресить мертвого, то и это нам подскажет наше собственное сердце, тихонько шепнув: «это не твоя мера, не дерзай то, что выше твоих сил, относись ко всему со смиренномудрием».

Сердце подсказывает – проси, и ты будешь услышан. И человек просит, и получает просимое, как однажды произошло с праведным Иоанном Кронштадским. Когда он молился, будучи приглашенным к больному человеку для облегчения скорби, вдруг сердце ему шепнуло: молись о выздоровлении. И он молился, и был услышан. Бог, живущий в сердце отца Иоанна, сказал, что это его мера. И он, живя внимательно к движениям своего сердца, никогда не делал того, что могло разрушить его единение с Богом.

Всякий человек, имеющий дерзновение в молитве, должен, в первую очередь, направлять свое молитвенное дерзновение не на себя, а на ближнего. Богу угодно, чтобы мы искали Царства Божия, а все, что нам надо, Он и так даст. Он внимает и нашим молитвам о комфортном существовании, – но подлинное дерзновение начинается, когда человек молится за другого. Не надо думать, что это удел только совершенных святых: это заповедь – молиться друг за друга, такая молитва должна быть всегда. Если человек приобрел дерзновение, то молитва за другого поможет ему еще более утвердиться в этом дерзновении. Его молитва станет шире, сильнее. А если он еще не имеет дерзновения, но как немощный будет только шептать «Господи, помоги этому человеку», то постепенно приобретет чаемое дерзновение: каждый, кто молится за другого, получает милость от Бога, являя себя человеком, ищущим любви к другому. А как мы видели, это и приближает нас к Богу.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
По святым местам

В обители преподобного Сергия, игумена земли Русской

Наталия Шустова, Екатеринбург

Наше августовское паломничество из Екатеринбурга по святым местам началось рано утром. Большой путь автобусом – более 1700 км до подмосковного города Сергиева Посада – мы преодолели с остановками примерно за 30 часов. По пути готовились к встрече – читали житие, тропарь, акафист, молитвы преподобному Сергию Радонежскому.

 
Читаем Ветхий Завет

Избранничество посылает Господь

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О чудесах Моисей, хотя и воспитывался в доме фараона, надеялся и мечтал, что он так мудр, физически силен и знает все сложности и хитрости египетской политики, – он сможет возглавить борьбу своего народа

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс