Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (690) → Игумен Никон (Воробьев): «Как жить сегодня. Письма о духовной жизни»

Игумен Никон (Воробьев): «Как жить сегодня. Письма о духовной жизни»

№33 (690) / 27 августа ‘12

Уроки Православия

Когда в нашей жизни случается какая-то скорбь, нам кажется, что на всей земле так страдаем только мы; но многие и многие люди уже проходили через то же самое и с Божией помощью преодолевали свои беды и печали. Предлагаем вниманию читателей письма игумена Никона (Воробьева, 1894–1963), в которых каждый из нас сможет найти совет и поучение для себя лично.


Письма студентам Московской духовной академии 15/IV–59

Мир тебе и спасение от Господа!

В Козельске у кинотеатра выставили на позорище изображение Вали, учащей своих детей молиться, с надписью: «Это жена работника Суходолова». Последствия этого неизвестны, однако настроение их унылое.

Родной, ты не унывай от слышания бранем. Так должно быть, так давно об это сказано и не может не осуществиться.

В Смоленске старичок вполне «мирской» человек, хотя и убежденный и, безусловно, православный. Сказывается старость во многом, и не исключена возможность какой-либо неожиданности.

У меня это время было очень тяжелое душевное состояние. Теперь стало вполне нормальное, но… «уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть» (Лермонтов).

Прости меня, родной, что я тебя заражаю унынием, может быть. У нас все благополучно пока, все здоровы и повеселели, так что тебе нет основания предаваться пессимизму. Приезжай при первой возможности.

Привет… Да хранит вас Господь и да наставит на путь правый и оградит от всякого зла внешнего и внутренного.

Екатерине и ее мужу Сергею, Маниловым 28/VI–50

Ты все пишешь о своих скорбях – настоящих и грядущих.

Что тебе сказать на это? Ответ дает Евангелие.

Богочеловек Свою скорбную жизнь окончил на Кресте после всяких издевательств и избиения.

Разбойник благоразумный (образ грешащих и кающихся) окончил после тюрьмы жизнь на кресте.

Разбойник погибший также перешел в вечную муку через мучения на кресте.

Это образ всего человечества.

Есть свои духовные законы в мире нравственном, как и в видимом мире.

Основной закон: многими скорбями подобает внити в Царствие Божие.

Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой и по мне грядет.

Слышишь? Кто хочет вслед за Христом достичь Царствия Божия, должен с большим и длительным мучительством подавлять в себе все дурные проявления нашего «ветхого человека» и терпеть всякие скорби и болезни.

Бесконечная премудрость Божия каждому человеку для его исцеления и очищения и спасения посылает свой крест в соответствии с его характером и свойствами, и силами.

Если мы без ропота несем свой крест, каемся в своих грехах, не оправдываем себя, то, подобно благоразумному разбойнику, войдем в Царствие Божие.

Если будем роптать, хулить людей и Бога – погибнем еще в больших мучениях, без надежды спасения, облегчающей скорби, как злой разбойник.

Выбор в наших руках. Надо быть и нам благоразумными. Крест неизбежен для всех.

Облегчим же его верой в Господа, борьбой с грехом, покаянием и прощением всем ближним, безропотным несением скорбей и молитвой ко Господу.

Любовь Божия хочет спасения нашего и не допускает скорбей сверх наших сил и без крайней нужды.

Скорби необходимы, но видеть их необходимость человек может только после значительного очищения себя покаянием и воздержанием от грехов и чтением Слова Божия.

Прости меня. Господь да укрепит тебя, благословит и оградит от всякого зла.

Екатерине и ее мужу Сергею, Маниловым

Как твое самочувствие? Не унываешь ли?

Не должны мы поддаваться унынию, ропоту за болезни свои и за скорби, ибо установлен Богом Закон, более твердый, чем небо и земля, Закон, что многими скорбями подобает внити в Царствие Божие.

А мы в настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верой в Бога и надеждой на Его милосердие.

Другими путями сейчас не умеет спасаться никто. Остался для нашего времени только один единственный путь: терпение скорбей.

Преп. Исаак Сирин пишет:

«Паче всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Богом скорби за Него и ради Его».

А всякая скорбь, которую мы принимаем без ропота, с мыслью благоразумного разбойника, именно: что за грехи, для спасения и очищения посылаются скорби, и, следовательно, «достойное по делам нашим приемлем», всякая скорбь при таком отношении к ней вменяется в скорбь ради Господа, крест наш личный преобразуется в Крест Христов, и мы через него спасаемся.

Аще со Христом спостраждем, то с Ним и спрославимся, – говорит ап. Павел.

В минуты скорби и уныния полезно помнить совет преп. Исаака Сирина:

«Содержи всегда в памяти тягчайшие скорби скорбящих и озлобленных (напр. в тюрьмах, ссылках и проч.), чтобы самому тебе воздать должное благодарение за малые и ничего не значащие скорби, какие у себя находишь, и быть в состоянии переносить их с радостию».

В скорбях, переносимых с радостью, с благодарностью к Господу, спасающему нас через страдания, скрыта радость духовная, радость восхождения духовного от силы в силу.

Чем больше человек прилагает своего труда для очищения себя от всякого греха, очищения мыслей, чувств, пожеланий греховных, даже пустых, чем больше понуждает себя к непрестанной, чистой, внимательной от всего сердца и со всяким благоговением молитве, тем слабее делаются скорби, тем легче их становится переносить, потому что цель, для которой нужны и посылаются скорби, достигается другим путем, путем своего труда, понуждения на делание заповедей, постоянного сокрушения сердечного за недостаточное исполнение их.

Это болезнование сердца и понуждение к добру могут заменить прочие средства и скорби.

Особенно надо следить за собой, чтобы быть мягким, добрым в отношении ближних своих.

«Наше спасение в ближнем», говорит преп. Пимен Великий.

Это значит, что если человек имеет правильное отношение к ближнему, т. е. исполняет святую заповедь: возлюби ближнего твоего, как самого себя, то через это обязательно будет в силах исполнять и все прочие заповеди, и главную из всех – заповедь любви к Богу.

Нельзя любить Бога, относясь плохо хотя бы к одному человеку. Это вполне понятно.

Любовь и неприязнь не могут быть в одной душе: или та, или другая.

Если будет любовь к ближним, то она породит и любовь к Богу.

Та и другая таинственны и далеко не то, что мы знаем из отношений «ветхого человека».

Только опыт покажет человеку глубину заповедей, по мере обновления души, через их исполнение.

Вот что написалось, когда я взялся за перо, чтобы что-либо написать тебе. Спасайся, не унывай, не ропщи, не обижай никого резким словом. Молись, всегда старайся иметь Бога пред собою.

 

В других номерах:

Читаем Ветхий Завет

Патриарх Иосиф – прообраз Христа

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О связи человека с Богом Иосиф продан в рабство язычникам своими братьями – Христос продан язычникам: Иуда Его продает за 30 сребренников, а попадает Христос к язычнику – Понтию Пилату, казнят Его язычники.Иосифа продали в рабство

 
Крещеный мир

Православие в Латвии

Андрей Полушин

Двадцать лет назад, в 1992 году, Патриарх Алексий II подписал Томос о даровании Латвийской Православной Церкви самостоятельности и самоуправляемости. История Православия на латвийской земле насчитывает 900 лет. Здесь проходил торговый путь из варяг в греки – от проезжающих купцов местные племена впервые узнали о христианстве.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс