Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Двадцать лет назад, в 1992 году, Патриарх Алексий II подписал Томос о даровании Латвийской Православной Церкви самостоятельности и самоуправляемости. История Православия на латвийской земле насчитывает 900 лет. Здесь проходил торговый путь из варяг в греки – от проезжающих купцов местные племена впервые узнали о христианстве.
Митрополит Рижский и всея Латвии Александр рассказывает:
– Тогда-то латышские племена познакомились с православными христианами. Купцы плавали по Западной Двине, в некоторых местах останавливались, ставили палатки, ставили иногда крест или маленькую часовню. Их сопровождали местные кормчие, которые хорошо знали берега Двины. Тогда латыши впервые узнали Православие, которое приходило в Латвию не с агрессивной целью.
Был и другой путь познания христианской веры. По соседству с латышами располагалось одно из славянских племен – кривичи. Ими было образовано Полоцкое княжество, где уже с X века была епископская кафедра. «Русский» по-латышски значит «кривич»...
Православие закрепилось в Вентспилсе, это город в вассальном княжестве Полоцка. Сегодня в Вентспилсе осталось только городище на берегу Двины – русское княжество было разорено в XIII веке немецкими рыцарями.
Немецкими крестоносцами христианство насаждалось в Прибалтике огнем и мечом. В 1199 году папа Иннокентий III призвал всех католиков защитить Церковь в Ливонии от язычников и приравнял крестоносцев в Прибалтике к римским паломникам.
Рассказывает протоиерей Олег Пелевин, настоятель храма Архангела Михаила, г. Рига:
– В одном из походов в Эстонию принимал участие саксонский герцог. Когда он взъехал на холм и увидел внизу эстонское ополчение, то спросил: «Это враги Христа?». Ему ответили: да, это они. И рыцари устремились на эстонское ополчение.
В течение нескольких столетий папы обосновывали свои права на территорию Прибалтики тем, что Пресвятая Дева была объявлена ее покровительницей. Постепенно были окатоличены или истреблены десятки народов, населявших берега Балтийского моря.
А в середине XVII столетия здесь шла война, в которой принимали участие несколько государств, в том числе Россия, Польша и Швеция. Однажды один из драгун отряда, воевавшего на стороне Швеции, Яков Гудынский (судя по фамилии, поляк и, как известно из документов исторических, католик по вероисповеданию) пикой поддел небольшую дощечку, которая плыла по реке. Когда он вышел на берег, то заметил, что по копью стекает кровь. Но раны на нем не было. Кровь истекала от дощечки. Это была не просто дощечка, а небольшая православная икона Пресвятой Богородицы. Потрясенный этим чудом, Гудынский совершенно переменился. Он решил оставить свою прежнюю жизнь солдата удачи. С этой иконой он отправился в расположенное совсем близко местечко и принес икону в монастырь и остался сам здесь. Он принял Православную веру и стал одним из насельников маленькой обители.
Почитание чудотворного Якобштадского образа Богородицы было всенародным. В царское время икону ежегодно носили из Якобштадта в Ригу и Митаву. Во время Первой мировой войны икона была утрачена. Список был создан, по благословению Патриарха Алексия II, в 2008 году. Сразу после освящения образа икона начала мироточить.
Рассказывает митрополит Александр:
– Когда Латвия вошла в состав Российской империи, российское государство способствовало возрождению Православия в Латвии. С первой четверти XIX века и особенно в середине XIX века огромное количество латышей принимало Православие. Обусловлено это было тем, что лютеранские пастыри были все в основном немцы, богослужение велось непонятное. Пастыри были немцы, относились жестоко к крестьянам. Бароны были немцами, которые также презирали латышских крестьян. Налоги, повинности, подати всевозможные были непосильные. Крестьяне латышские были доведены до нищеты.
Поэтому когда латыши увидели православное богослужение, православных Архипастырей и пастырей, они толпами приходили в Ригу в Архиерейский дом и просили хлеба, и Владыка их кормил.
Одна из главных святынь Латвийской Православной Церкви – Рижский Свято-Троицкий Сергиев монастырь. Он был основан в 1891 году. Первое, что сделали основательницы обители, сестры Екатерина и Наталья Мансуровы, открыли богадельню и приют для девочек. Помощь обездоленным по-прежнему остается одним из главных дел Рижской обители.
Рассказывает монахиня Пафнутия (Чернова):
– Мы продолжаем кормить бедных. У нас сейчас их около 200 человек каждый день появляется. К сожалению, территория нашей обители сейчас не такая, какая была изначально. Наш монастырь очень небольшой. Места, чтобы мы могли людей комфортно расположить и покормить, нет. Мы им только выдаем еду, и они едят уже там, где могут.
У многих из тех, кто приходит на бесплатную раздачу пищи, нет гражданства страны, где они живут почти всю свою жизнь.
…Монастырский собор Пресвятой Троицы был построен в 1907 году. Он рассчитан на полторы тысячи человек. Другой храм обители – деревянная церковь Преподобного Сергия – небольшая. Но она пользуется большой любовью рижан, так как хранит многие святыни.
– Наш монастырь, – продолжает монахиня, – именуется так же, как Троице-Сергиева Лавра, – Рижский Свято-Троицкий Сергиев женский монастырь. Икона была, как благословение, прислана из Лавры. Здесь довольно крупная частица мощей преподобного Сергия. Есть частица мощей апостола Матфея. Это большая редкость. А вот икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» Афонского письма. Ее почитание возникло в народе в XX –XXI веке. Она вся увешана приношениями, дарами. Все утверждают, что она действительно Скоропослушница.
В годы гонений Свято-Троицкий Сергиев монастырь не был закрыт. Традиции монашеской жизни прерваны здесь не были. И когда пришло время возрождения женского монашества в России, Рижская обитель сыграла очень важную роль.
Рассказывает монахиня Пафнутия (Чернова):
– Монастырей было очень мало действующих в России. И Святейший Патриарх Алексий обратился в Пюхтицу и в наш монастырь. Из нашего монастыря было приглашено 19 сестер. Если мы с вами поедем по святым местам, то по дороге в Троице-Сергиеву Лавру, в Хотьково, есть матушка игумения Олимпиада – это наша сестра. Если поедем к преподобному Серафиму, то там матушка – тоже наша сестра. Как у преподобного Сергия было много учеников, так и наша обитель разослала своих учениц по стране.
Когда в нашей жизни случается какая-то скорбь, нам кажется, что на всей земле так страдаем только мы; но многие и многие люди уже проходили через то же самое и с Божией помощью преодолевали свои беды и печали.
Вопрос – ответ: «Бывает так, что у меня за день набирается множество дел. Если я каждый раз перед началом дела буду читать даже короткое молитвенное правило, то я весь день буду непрерывно молиться, и у меня времени не останется на дела, и половины не сделаю. Как мне быть?»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.