Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (687) → «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек»

«И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек»

№30 (687) / 6 августа ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

О призывающей благодати

Конечно, можно поспорить, что отторжение от мира – не только в действии на человека благодати Святого Духа. Об этом и говорит апостол Иоанн Богослов, пытаясь определить, что же такое мир. Однажды человеку приходится осмысливать – не просто интуитивно и инстинктивно почувствовать, а именно осмыслить, – «что есть мир?» и особенно «где граница этого мира? Где находится то, с чем по-настоящему я должен бороться? Где то, что никак не совместимо с моим стремлением к Богу, и то, что отнюдь не мешает моему стремлению к Нему?» Апостол свидетельствует: «все, что в мире – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская».

Похоть плоти – это все, что возбуждает нашу плоть: все наше сладострастие, невоздержание, всякое стремление к чувственности, удовольствию, когда мы стремимся исполнить все свои радостные, сладостные, чувственные, вожделенные желания. Это и есть похоть плоти. И не надо большого труда и философской подготовки, чтобы понять, что ею пронизано в этом мире все, ею он отравлен не сегодня и не вчера, а очень давно – то есть всегда: «Блюдите, како опасно ходите», – говорит апостол Павел, и апостол Петр вторит ему: «Диавол ходит вокруг, ища, кого бы поглотить» – на самом деле через эту страсть, искаженность, отравленность мира человек становится уязвимым, в любой момент его может поразить та или иная страсть.

Дальше апостол Иоанн Богослов говорит о похоти очей. Это то, что наш народный язык определяет как «видит око, да зуб неймет». Это вожделение очей, это жажда обладания, причем не только вещами, но и кем-то живым – хочется, чтобы то, что ты сейчас видишь, обязательно принадлежало тебе. Как говорит один наблюдательный человек, «ничто так не портит собственную новую машину, как новая машина соседа – сразу кажется, что в своей машине что-то не то выбрал… Как сделать, чтобы все машины в мире были мои?! Тогда бы я, наверно, успокоился». А похоть может принимать самые уродливые формы – какая похоть может быть в ночлежке? А там, может быть, отравлено все. Какая похоть может быть у больного раком? Оказывается, может. Люди, которые исследовали этот вопрос, оставили просто кричащие свидетельства об этой реальности жизни – достаточно почитать книгу «Семейный вопрос в России» Василия Васильевича Розанова, который писал, ориентируясь на газетные заметки, решения правительства, Синода, сводки милицейских протоколов: он дает страшную картину российской действительности в ее абсолютной отравленности и искаженности, просто смрадной кишащей гнилостной ямы (но не нужно думать, что такой была только Россия, такова была и остается любая часть мира: то, что отравляет мир, всегда есть в любой его точке).

Не нужно думать, что желать можно только богатства. Можно желать обладания вещами и совершенно невзрачными: Ф.М. Достоевский описывает эпизод убийства одним крестьянином другого только за то, что у первого были часы, которые второй мог купить в любом магазине, но ему захотелось обладать этими часами именно сейчас… Можно завидовать, что у соседа на его машине стоят не такие зеркала или фары, как у меня, или сидения у него иные, и надо, чтобы обязательно у меня были бы такие же. Всему чему угодно можно завидовать, всем чем угодно можно желать обладать. И даже человек, совершенно потерявший человеческий облик, находящийся где-то в приютах или ночлежных домах, не перестает завидовать, хотя, казалось бы, и завидовать нечему – он готов порой убить только потому, что у другого есть то, чего нет у него.

И последняя характеристика мира, о которой говорит Иоанн Богослов, – гордость житейская: желание выделиться, показать себя, собственное «я», самоутвердиться – абсолютно неважно, за счет кого и как, главное, чтобы меня заметили; показать хотя бы самому себе, что «я не такой, как все». Именно эта жажда приводит к власти, ею отравлена политика любого государства в любое время, ею пропитаны человеческие амбиции, в ней – вся наша борьба за «социальный статус». Это, в конечном счете, и есть гордость житейская. Мир разлагается не только от похоти плоти, но и от похоти очей и гордости житейской. Все страсти человеческие, все искажение первоначального замысла о мире действует всегда во всех точках земного шара, во всех исторических моментах. Именно это видение мира дает основание апостолу Иоанну Богослову в пятой главе своего Послания сказать, что мир лежит во зле – любое наше движение, совершенно любое, не может быть чистым, не может носить чистоты по определению: все мы, принадлежащие этому миру, лежим во зле вместе с ним. Любое вспыхивающее в нас движение, даже если оно влечет нас к небу (благотворительность, молитва, милосердие), так или иначе отравлено.

Поэтому не надо удивляться историям, которые мы читаем в патериках, пугаться, когда мы слышим какие-либо сказания, исторические зарисовки про византийских императоров, патриархов или епископов – или вдруг, неожиданно, про великих почитаемых людей: мы узнаем, что они, будучи великими и уважаемыми, были отягощены какими-то нелепыми гнусными страстишками. Это не должно удивлять, потому что человек в этом мире ничего чистого родить и не может. Мир сотворен Богом, но в мире существует яд, поскольку человек живет не с Богом; беда и ложь этого мира не в нем самом лежат, но в человеческом сердце.

В этом принципиальное свидетельство Иоанна Богослова: от мира нельзя отгородиться, мир тебя обязательно настигнет – и за стенами монастыря, и в глубокой землянке в дремучем лесу, и на необитаемом острове: где угодно, хоть на космическом корабле, тебя настигнут страсти. Человеку от них не убежать: граница мира проходит через человеческое сердце. Только в себе самом человек может воздвигнуть брань против этого мира и страстей, которыми он поражен. Корень страстей – не в вещах, которые находятся в мире, а в человеческом сердце, которое к ним прикасается. Бороться со злом нужно путем переустройства не мира, а собственного сердца.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Интервью

Юрий Соломин: Всегда решаешь сам

Елена Козенкова

В гостях у программы «Верую! Из жизни знаменитых современников» телеканала «Союз» народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин – У вас в кабинете много икон. В частности, над нами висит икона Георгия Победоносца – это, видимо, Ваш Небесный покровитель... Вам их дарят?

 
Читаем Ветхий Завет

12 сыновей – кто из них достоин благословения?

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О потомках Иакова Сегодня мы будем говорить о потомстве патриарха Иакова. У него родились 12 сыновей и одна дочь. Когда патриарх Иаков состарился, возник вопрос: кому из двенадцати передать благословение

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс