Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее,
а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее.
Мф. 10, 25
Служба была праздничная – рождество Иоанна Крестителя, и Иоанно-Предтеченский собор Екатеринбурга, освященный жарким июльским солнцем, в этот день выглядел особо торжественно. Колокольный звон радостно возвещал миру, что сегодня праздник в честь того, кто предрек приход в этот мир Спасителя, теперь Он с нами, а значит, ничего не страшно, даже смерть.
Рядом с храмом на скамеечке, около кладбищенской ограды, сидел дедушка – подстриженные ежиком седые волосы, худой, болезненного вида и с палочкой. Он всматривался в лица проходящих мимо людей, словно хотел чем-то поделиться.
«Что ж, – подумала я, – старые люди всегда тянутся к общению».
Присела рядом, мы разговорились, и как-то так вышло, что беседа привела нас обоих к временам Великой Отечественной войны. Я родилась после Победы, но мои родители Виктор Михайлович и Валентина Яковлевна Тороповы прошли всю войну, оставив после своего ухода светлую память о себе и фронтовые истории.
Иван Андреевич Кочев (так звали дедушку) воевал на передовой в составе Первого Белорусского фронта всего два месяца и, попав в плен, вместе с другими военнопленными был помещен в концлагерь возле города Райхенбах, что в Германии. Согласитесь: быть узником концлагеря в течение четырех лет и остаться в живых – случай редкий. Конечно, не один Иван Андреевич пережил кошмар плена, но его рассказ был о том, как Господь спасает преданных Ему, как промыслительно и поучительно произошло все в его жизни. Надо отметить, что о лагерной жизни Иван Андреевич ничего не рассказывал, только короткие фразы: «Больно, голодно, одежду ни разу не меняли…».
Проводить домой Ивана Андреевича я не успела: отлучилась ненадолго, а он уже, смотрю, быстрой походкой подходит к воротам – вот тебе и болезненный вид!
Вернувшись домой, я достала офицерский атлас своего мужа и нашла на карте Германии небольшой город – Райхенбах. С немецкого языка его название переводится как «богатый, щедрый, изобильный ручей». Вспоминается рассказ английского писателя Конан Дойла, где Шерлок Холмс встречается со злодеем Мориарти у водопада с тем же названием.
«Как это печально, – подумала я, – что красота Божия творения может стать местом человеческих злодеяний, местом уничтожения людей: Райхенбах, окруженный зелеными дубравами, цветущими лугами и изобильными, щедрыми ручьями, и …лагерь смерти!».
Правда, смерти, по словам Ивана Андреевича, можно было избежать. Однажды в лагерь прибыли представители власовской армии с предложением вступить в ее ряды и воевать на стороне гитлеровской Германии. Предлагался сытный паек, обмундирование и…жизнь. «Господи! – подумал тогда Иван Андреевич. – Если останусь жив, всегда буду приходить к Тебе, в Твой храм».
Вскоре всех, кто отказался сохранить себе жизнь ценой предательства, отправили в Польшу, в город Бытом, для работы в шахте, и среди них военнопленного Ивана Андреевича Кочева. Восемьсот метров под землей, голодный паек, короткий сон и побои. Однажды один из военнопленных поляков-шахтеров что-то приказал Кочеву, а тот не понял, в ответ – удар в лицо и слова (чисто, по-русски): «Дьявольское отродье!». «Как же я разозлился, – вспоминает Иван Андреевич. – Сел на бревно, закрыл лицо руками и подумал: «Работать не буду, пусть убивают, но не позволю, чтобы меня так называли!».
Как часто в жизни мы слышим эти и подобные им слова, которые, шутя или со злом, произносят люди. А здесь? Здесь готовность умереть, оставаясь рабом Божиим, не приняв имени врага рода человеческого.
И вот что произошло: подошел немецкий охранник и вместо расстрела на месте за отказ от работы велел подняться наверх. Там Ивана Андреевича определили на более легкую трудовую повинность, где он смог ночью спать и питаться уже не отбросами. За сорок дней он сумел восстановить силы. Кажется, невероятно, нелогично, быть не может! Но на самом деле все закономерно: на готовность умереть с именем Христа Господь мгновенно отвечает, являя Свою любовь и разрушая целый ряд закономерностей человеческого суда, утверждая Свой Суд, Божий, Свою милость.
Проявляли милосердие к пленным и люди, помня о заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя». Как в Евангельской притче о добром самарянине, омыли раны, перевязали, накормили… Это случилось в Чехословакии, уже в 1945 году. Колонна пленных, оставшихся в живых после работы в шахте, сопровождаемая немецким конвоем, пересекала границы Чехословакии. Местные жители запретили расстреливать ослабленных людей на своей территории, потребовали положить раненых на подводы, поставили на улицах длинные столы, накрытые белоснежными скатертями. Каждому пленному – отдельный прибор и… много еды. Грязных, изможденных, их встречали как самых дорогих гостей.
Думали ли они тогда, что вскоре попадут опять в лагерь – уже в советский...
Как же разнится отношение к пленным у человека-христианина и у Верховного главнокомандующего, для которого все они – изменники и враги Отечества...
А Бог по-прежнему не оставлял Ивана Андреевича: его, единственного, оставили служить в Германии.
Так Господь сохранил преданного Своего раба – Иоанна, чтобы он исполнил данный Ему обет.
С 1948 года Иван Андреевич Кочев – прихожанин Иоанно-Предтеченского храма. Сейчас ему 92 года. Два года назад, поздравляя его с юбилейной датой, я привезла подаренную от любимого храма икону Иоанна Крестителя и запись программы «Литературный квартал» канала «Союз», подготовленной к празднованию Дня Победы, где среди прочих рассказов о войне есть и история жизни Ивана Андреевича.
В погожие дни в сквере, около своего дома, на скамеечке, сидит дедушка, который, как все пожилые люди, любит поговорить с прохожими. Вот только речь его всегда об одном: « А я верую в Бога. И всегда и везде буду свидетельствовать, что Бог есть!»А если кто-то пытается возразить, Иван Андреевич спрашивает: «А откуда же тогда все это: солнце, звезды, птицы, мы, люди? То-то же!».
И это ли не открытое служение Тому, Кто за верность и преданность, за готовность умереть даровал рабу Своему Иоанну долгую жизнь, чтобы нести в мир радостную весть о Спасителе, которую во времена Христовы другой Иоанн – славный Пророк, Предтеча и Креститель Господень – принес людям?
Священный Синод включил в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского. Этот святой давно почитается не только в Курганской области – Он очень любим сибиряками и уральцами.
В гостях у программы «Верую! Из жизни знаменитых современников» телеканала «Союз» народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин – У вас в кабинете много икон. В частности, над нами висит икона Георгия Победоносца – это, видимо, Ваш Небесный покровитель... Вам их дарят?
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.