Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (687) → Народное почитание давно признало святость преподобного Далмата

Народное почитание давно признало святость преподобного Далмата

№30 (687) / 6 августа ‘12

Основатель обители

Священный Синод включил в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского. Этот святой давно почитается не только в Курганской области – Он очень любим сибиряками и уральцами. Преподобный Далмат Исетский (1594–1697), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, был прославлен в лике местночтимых святых Курганской епархии в 2004 году.


Старец Далмат – основатель одного из старейших монастырей Зауралья. Сначала эта обитель называлась Успенской Исетской Пустынью, иногда Далматовскою Пустынью, а с начала XVIII в. за ней прочно закрепилось название Далматовский Успенский монастырь. Для урало-сибирского края это был редкий случай, когда в название обители вошло и имя ее основателя. Успенская Пустынь была первым русским поселением в долине реки Исети. Она сыграла значительную роль в хозяйственном освоении края, в духовном просвещении как русского, так и инородческого населения. Более века монастырь был надежным форпостом в обороне восточных рубежей России от кочевых племен. Далматовский монастырь был известен далеко за пределами края, будучи одним из самых крупных за Уральским хребтом.

И у истоков его величия и славы стоял строитель старец Далмат. Его мирское имя – Дмитрий Иванович Мокринский. Он происходил из рода детей боярских. «Не вельми богат, но, жительствуя без великия скудости», уже в зрелом возрасте Дмитрий Иванович оставил государеву службу и семью в Тобольске и принял постриг в Невьянском Спасобогоявленском монастыре под именем Далмата. В 1644 г. он покинул Невьянскую обитель и ушел в глухие места на р. Исети.

По совету жителя Киргинской слободы Семена Сосновского Далмат выбрал для уединения удобное в географическим отношении место – высокий обрывистый холм, так называемое Белое Городище, при слиянии рек Течи и Исети. Земли, на которых поселился Далмат в 1644 г., принадлежали татарскому мурзе Илигею и сдавались им в аренду для промыслов «ирбитцам и невьянцам Королевым и Шипицыным». Илигей дважды пытался вооруженным путем изгнать Далмата из своих владений. Трудно сказать, как старцу удалось удержать эти земли. Считалось, что успех Далмата был обеспечен его родством с Илигеем по материнской линии. Но сочинение архимандрита Исаака «Известие об основании Далматовского монастыря» сообщает, что этот факт не соответствует истине. Оно таким образом описывает этот эпизод: «...прииде той Илигей татарин к старцу Далмату во образе аки зверя и хотя ево убити. Старец же, видев ево тако ярящася и помыслив человечески, воспомянув апостола Павла: «В Риме бывша римлянам назвася» и протчая, также и старец Далмат причелся к нему, татарину, родом понеже по сестре ево: «А мати моя от сибирских татар от новокрещена родилася». И то слыша оный Илигей татарин и абие преста на малое время от убийства».

Второй раз Далмата спасло чудо – божественное прозрение татарского мурзы. По дороге к пещере Далмата Илигея настигла ночь, и во сне ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руках повелевала татарскому мурзе не только не трогать старца, в том числе и злым словом, но и отдать ему вотчину. Илигея охватил ужас и во искупление своих грехов он передал Далмату владения на Белом Городище весной 1646 г. Таким образом, монастырская легенда представляла передачу земельных угодий основателю монастыря как добровольное пожалование. Скорее всего, Далмат договорился с Илигеем об аренде этой земли за более высокую плату, чем предыдущие арендаторы Королевы и Шипицыны.

Как долго продолжалась выплата оброка и как инокам удалось стать безраздельными хозяевами угодий на р. Исети, источники не сообщают. Спустя 5 лет, в 1651 г., старцы обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Б. Б. Шереметьеву с просьбой о пожаловании им этих земель. Вскоре по указу царя были установлены границы монастырской вотчины. Получив царскую жалованную грамоту, монастырь стал законным владельцем земельных угодий на Исети.

К этому времени первые насельники Далматовой пустыни построили на Белом Городище деревянную часовню и кельи. Но им было суждено простоять недолго. Как сообщают документы, «в то лето (1651 г.) по всей Исети никто из русских людей не живал нигде, и пришли на них (т.е. жителей монастыря) ратию калмыцкие люди, и часовню и кельи у старцев и трудников пожгли и побили, а иных в полон побрали, только осталась на пожаре в пепле икона Пресвятые Богородицы невредима, и старец Далмат сохранен бысть». С тех пор икона Успения Пресвятой Богородицы считается защитницей и покровительницей Далматовского монастыря – она была принесена на Белое Городище Далматом из Невьянского монастыря. Вновь вокруг Далмата собрались сподвижники, и монастырь возродился. Были построены церковь в честь Успения Богородицы, кельи, монастырские службы, ограда с башнями.

В 1662–1664 гг. пустынь опять подверглась опустошительным нападениям башкирских кочевых племен и внуков последнего сибирского хана Кучума. Но после каждого разорения обитель вновь отстраивалась. Старец Далмат пережил тяжелые годины бедствий и испытаний. Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожен до основания и дважды он снова возводил его из груды пепла и развалин.

Далмат, не искавший по своему смирению суетной славы и власти, до самой смерти остался лишь простым старцем-иноком, несмотря на то, что ему, как основателю, устроителю и руководителю монастыря, по праву принадлежало и настоятельство в нем. Но хотя официально монастырем управляли другие старцы (так, в 1667 г. игуменом монастыря был назначен сын Далмата Исаак), авторитет Далмата был велик, его слово было решающим. Он всегда был сторонником строгого соблюдения религиозных канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. В таком же духе он наставлял и монастырскую братию.

Умер Далмат 25 июня 1697 г. в возрасте 103 лет. Следовательно, год его рождения – 1594 г. Он был похоронен в монастыре на месте самой первой церкви, когда-то сожженной кочевниками. Еще загодя Далмат выдолбил себе из большого дерева гроб, который долгие годы хранился в сарае. Для захоронения был сооружен кирпичный склеп, в 1707 г. над ним была построена деревянная усыпальница или часовня.

Усыпальница Далмата была главной святыней монастыря. За ней следили, восстанавливали после пожаров, подновляли, украшали. Гробница была расписана сюжетами и стихами о первоначальной истории монастыря и иноческом подвиге ее основателя.

Братия монастыря бережно хранила память о «начальном» старце, его вещи стали своеобразными символами торжества Православной веры. Это шишак и кольчуга, подаренные Далмату мурзой Илигеем в знак примирения, келейная мантия и клобук. После смерти архимандрита Исаака в усыпальнице появились его посох, мантия и клобук, а сам он был погребен в придельной церкви во имя Преподобного Димитрия Прилуцкого.

Год от года все больше людей приходило в монастырь, чтобы помолиться в усыпальнице Далмата, взять воды из родника на Белом Городище. Народная память хранила рассказы о выздоровлении страдавших недугом после молитвы в часовне Далмата, а вода из родника считалась целебной. Далмата стали считать покровителем воинов, и перед отправкой в армию молодые люди обязательно приходили к его гробнице, надевали на себя кольчугу и шишак, как бы получая оберег. Народное почитание давно признало святость преподобного Далмата.

В 1871 г. на могиле инока Далмата был построен новый каменный храм Всех Скорбящих Радость. Алтарь и собственно храм находились в середине здания и были окружены различными помещениями: с востока – для ризницы и церковной утвари, с юга – «для бесприютных и страждущих духовных лиц», с севера – для престарелой немощной монашествующей братии.

В 1896 г. над могилой преподобного Далмата, в память исполнявшегося 250-летия существования Далматовской обители, вместо деревянной часовни была возведена каменная усыпальница. В новой усыпальнице была воссоздана прежняя обстановка. Изнутри ее стены были украшены живописью с эпизодами жития старца Далмата. Так же, как и в деревянной часовне, за гробницей стоял больших размеров крест-распятие с предстоящими, «все лица живописи старинной». На северной стене усыпальницы были размещены портреты Далмата и его сына архимандрита Исаака. По утверждению Г. Плотникова, эти портреты были написаны масляными красками с натуры.

 
Православное образование

Православный институт для православных студентов

Беседовала Анастасия Титова

О том, чему и как обучают в Миссионерском институте, мы беседуем с его ректором – доктором филологических наук профессором Наталией Александровной Дьячковой

 
Божии пути

Неслучайная встреча

Матушка Наталия Зыкова

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее.Мф. 10, 25 Служба была праздничная – рождество Иоанна Крестителя, и Иоанно-Предтеченский собор Екатеринбурга, освященный жарким июльским солнцем, в этот день выглядел особо торжественно.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс