Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«О достойном причащении. Приготовление к принятию Христовых Таин»
«Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь». Эту молитву мы слышим на каждой Литургии перед Причастием, когда со сложенными на груди руками готовимся подойти к Святой Чаше. Мы какое-то время постились, накануне были на вечерней службе, более или менее внимательно прочитали все, что полагается перед Причастием; перед крестом и Евангелием перечислили свои дурные дела, слова и, может, даже мысли. Действительно ли мы готовы к принятию Святых Христовых Таин? Как правильно приготовиться к Причастию? Что значит достойно причаститься – во исцеление души и тела, или недостойно – в суд или во осуждение? Каким должно быть поведение христианина после Причастия? Книга, вышедшая в свет в издательстве «Даниловский благовестник», – «О достойном Причащении. Приготовление к принятию Христовых Таин», – об этом.
Здесь собраны наставления и поучения святых отцов и современных пастырей о таинстве святого Причащения и его необходимости для каждого человека. Так, по словам епископа Варнавы (Беляева), эта необходимость вытекает непосредственно из слов Спасителя и основывается на словах святых отцов, их разъясняющих. О насущной потребности для верующего христианина причащаться говорит следующий, небезызвестный в старчестве, ответ беса одному пустыннику, спросившему, что для того страшно в христианском роде (Владыка отмечает: хотя для христиан свидетельство бесов и не имеет значения, поскольку «боги» неверующих во Христа людей суть демоны, но свидетельства их о Господе не утаены от нас и самим Евангелием. Поэтому епископ Варнава и приводит подобное свидетельство): «Три случая в вашей жизни, – отвечал демон пустыннику, – грозны и невыносимы для меня: таинство Крещения, где я совершенно теряю свою силу и право над вами; крест, который мучит меня, гонит и уничтожает, и, наконец, – Причащение. Последнее, – продолжал бес, – страшнее мне самой геенны: оно то же для меня, что солнце для тьмы; я не могу не только приблизиться к достойно причащающемуся, но даже страшусь взглянуть на него. Впрочем, – прибавил злой дух, – все это как ни убийственно для меня в своем существе, но благодарю людей: они своею невнимательностью и порочными навыками сами уничтожают и отгоняют от себя силу благодати таинств; поэтому я только на время отступаю от них. Они сами дают мне случаи овладевать ими и царствовать в преступном их сердце».
Далее Владыка Варнава говорит, что «необходимость и обязательность для христиан причащаться – и как можно чаще – подтверждается и подчеркивается правилами святых апостолов, их учениками – мужами апостольскими, Соборными постановлениями. Таковы правило 9 св. апостолов и правило II Антиохийского Поместного Собора, предписывающие неукоснительно всем верным, не находящимся под епитимией, оставаться в церкви до конца службы и причащаться Святых Таин. Никто не может в Церкви Христовой обойтись без Причащения. Оно необходимо не только людям грешным, немощным, расслабленным и борющимся со грехом, но и победившим страсти, ставшим выше своей природы». Пример тому мы видим в житии преподобной Марии Египетской.
Примеры благоговейного поведения христианина перед и после принятия Святых Таин взяты из книги Николая Евграфовича Пестова «Современная практика нравственного богословия». «День Причащения – пишет Н.Е.Пестов, – это особый день христианской души, когда она особым таинственным образом соединяется со Христом». И если «обычно для приема наиболее почетных гостей весь дом чистится и приводится в порядок и все обычные дела оставляются», так и дни Причащения следует проводить как великие праздники, посвящая их, насколько возможно, уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению. Духовный писатель приводит высказывания святых отцов и современных ему проповедников, которые говорят об этом. В частности, старец Алексий Зосимовский указывает на необходимость особенно оберегать себя первые два часа после Причащения: в это время враг человеческий всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню и она перестала бы освящать человека. Она может оскорбляться и зрением, и неосторожным словом, и слухом, и многословием, и осуждением. Старец рекомендует в день Причащения больше молчать. А святой преподобный Нил Сорский после Причащения Святых Таин имел обыкновение некоторое время проводить в глубоком молчании и сосредоточении в самом себе и другим советовал то же, говоря, что «нужно дать в тишине и молчании удобство Святым Таинам воздействовать спасительно и целебно на душу, болящую грехами».
Еще Николай Евграфович советует православным христианам соблюдать духовный режим. Всем известно, что продуманный, правильный, медицински обоснованный и строгий режим жизни благоприятно влияет на здоровье тела человека, на его трудоспособность и долголетие. По мнению Н.Е.Пестова, совершенно аналогично влияет на душу и на самочувствие христианина тщательно продуманный, правильный, основанный на опыте Церкви духовный режим. Счастлив тот христианин, который постоянно будет заботиться о своей душе и выработает распорядок, который соответствует его положению в обществе, духовному возрасту, здоровью и обстановке жизни. Конечно, для каждого христианина в миру у этого режима будут свои особенности. Однако общие положения остаются для всех одинаковы в соответствии с основами христианской жизни: «как струны в инструменте постоянно надо подтягивать, – говорит архиепископ Арсений (Чудовской), – так и устроение духовное, чтобы его иметь ровным, высоким, обращенным ко Господу, нужно непрерывно подогревать молитвою, трудом, воздержанием, самоукорением, частою Исповедью и Причащением Святых Таин». Обо всем этом и пишут авторы данной книги.
К великому сожалению, как отмечает один из ее авторов, в наше время на таинства, в том числе и таинство Причащения, часто смотрят «как на какие-то магические действия, которые спасают сами по себе, независимо от духовного состояния верующего». Апостол Павел в своем Послании предостерегает от неразумного Причащения Святых Таин: «Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела и Крове Господней». Ко святому Причастию нельзя подходить формально, без благоговения и страха Божия.
Цель этой книги – помочь задуматься, насколько мы достойны или недостойны этого величайшего из таинств – Причащения Тела и Крови Господних. Чтобы, со сложенными на груди руками подходя к Святой Чаше, мы с чистой совестью могли повторять вслед за священником слова: «Да не лобзание Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
В эфире телеканала «Союз» программа «Плод веры». Герой программы – лауреат Патриаршей премии по литературе писатель Виктор Николаевич Николаев, майор запаса, прошедший многие «горячие точки». – Мы не случайно стоим возле чтимой на Руси Владимирской иконы Божией Матери. Виктор Николаевич, почему Вам так дорога именно эта икона?
Продолжим рассказ о святынях на юге Франции. Земля древней Галлии, обагренная кровью мучеников, пропитанная потом и слезами пустынников, освященная молитвами великих святителей, стала хранительницей величайших духовных сокровищ.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.