Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
О призывающей благодати
Мы продолжаем рассматривать Первое соборное Послание апостола Иоанна Богослова – исследуем вторую главу.
Обратим внимание на самую середину второй главы, буквально несколько фраз:
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».
Если бы мы взялись подробно рассматривать эти небольшие стихи, наверное, наша беседа не закончилась бы никогда: нам пришлось бы тогда прочитать все написанные другими апостолами послания и, наверное, более половины всего написанного святыми отцами – это предмет неисчерпаемый. Святые отцы подробно рассматривают все движения тела, души, мысли, показывают разные способы борьбы со страстью – например, чревоугодия. Тема воздержания и невоздержания неисчерпаема, и каждый из святых отцов возвращается к ней не потому, что ему так хочется, а потому что так велит благодать Божия, которая присутствует в нем.
В разбираемом нами отрывке апостол Иоанн Богослов говорит о страстности как таковой. Одной фразой, как явление падшего мира и падшего человека, им обрисованы все человеческие страсти – создан очень яркий образ, которым вдохновлялась святоотеческая мысль всех веков. Мы расставим некоторые акценты и попытаемся показать, что предмет беседы вовсе не так прост, как может показаться. Но сначала мы сравним эти стихи, эти фразы Послания Иоанна Богослова с уже известным нам Посланием апостола Иакова, где есть такие строки: «Прелюбодеи и прелюбодеицы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» (Иак. 4, 4). Две фразы двух апостолов абсолютно соответствуют друг другу, хотя конкретные адресаты их посланий разные (апостол Павел точно так же осмысливает эту проблему). Мысль Иоанна Богослова – не мысль какого-то одного святого отца и даже какого-то одного апостола. Это именно общецерковное свидетельство, фундаментальное, принятое Церковью и определяющее ее бытие в мире с самых начал ее истории. Это важно понимать в первую очередь, прежде разговора о том, что кроется за этим свидетельством.
Вопрос взаимоотношений с миром – вопрос сложный. Чем ближе к нашим временам, тем острее и болезненнее встает проблема отношений Церкви и мира, и она кажется все более трудноразрешимой, хотя оба апостола говорят здесь не о мире вообще, а дают совершенно однозначное свидетельство: любовь к миру противоположна любви к Богу. Свидетельство Иоанна Богослова отличается от свидетельства апостола Иакова – он определяет, что такое «мир».
Каждый, едва становится верующим, христианином, интуитивно, неосознанно отстраняется от вещей, которые определяет как мирские, отстраняется от мира, интуитивно порывает связь с ним: кто-то выбрасывает прежние диски, кто-то выносит на свалку магнитофон, кто-то перестает ходить на танцы, вечера, в дальний шкаф убирает литературу не духовного содержания. Потом с годами – при нормальном прохождении духовной жизни, при хорошем духовнике – все это несколько меняется и кое-что из этих шкафов возвращается, а кое-что из в свое время выброшенного на свалку придется покупать заново… Все изменится, – но этот первый порыв очень правилен. Он важен именно тем, что человек, не задумываясь, делает то, что чувствует сердцем от благодати Святого Духа – благодати, которая вдохновляет стоящего у истоков обращения к Богу, и в учебниках догматического богословия ХVIII –ХIХ веков называвшейся призывающей. Той, что есть дар Божий вдохновенный, изменяющий человека и то, что он любил прежде, что называется мирским. Эта благодать Святого Духа выталкивает, вырывает его из мира. Дальше он в конце концов поймет: борьба с миром и образует одну из важнейших составляющих его духовно-аскетической жизни.
(Окончание. Начало в № 26–27) Разрушительные мифы о РоссииИстория является не только наукой, но и основой идеологии государства. В народной памяти она хранится в виде мифов. Это совершенно естественно, так как не каждый способен воспринимать историю как науку, то есть со всей ее терминологией и фактологией.
О благословении Если человек из-за своих внешних данных начинает над кем-то превозноситься и даже укорять кого-то, опираясь на свои отличительные качества, Бог отворачивается от него. Как сказано в Новом Завете
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.