Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Старинное село Савино Пышминского района, что в 175 км к востоку от Екатеринбурга, включено в паломнические маршруты по святым местам Урала. В центре села на возвышении расположилась ухоженная каменная церковь во имя Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, освященная в 1867 году в честь явления ее чудотворной иконы на берегу старого русла реки Пышмы.
Образ тогда перенесли в Богоявленский храм деревни Пышма, но чудесным образом икона вновь оказалась на берегу реки; так повторялось несколько раз. Через неделю местному жителю во сне явилась Божия Матерь и повелела ставить церковь на месте явления иконы, а рядом с местом ее обретения забил родник.
В 1920-е годы, когда храмы начали разрушать, из Далматовского мужского монастыря пришел в Савино монах Василий ( Василий Андреевич Бутаков, 1869 г.р.). Братию Далматовского монастыря тогда разогнали, и Василий шел пешком неделю до Савина, где его взяли работать сторожем храма Параскевы Пятницы.
Колоколов на церкви уже не было, их увезли раньше. Когда большой колокол скинули с церкви, он ушел на 1,5 м в землю. Его выкопали, погрузили на телегу, чтобы увезти, но на мосту через Пышму колокол наклонился и упал в воду. Вскоре храм Параскевы остался без священника, и Василий оказался один.
Когда сотрудники НКВД пришли осквернить и разрушить храм, Василий встретил их на крыльце и сказал: «Храм – собственность Бога, а не народа, поэтому я как сторож храм не отдам», захлопнул перед нквдэшниками дверь, заперся изнутри и встал на молитву. Незваные гости пытались попасть в храм через окна – не получилось, крепкие кованые решетки помешали. Кричали с крыльца, что Василия расстреляют, а храм взорвут, на что Василий ответил: «Взрывайте вместе со мной». Пришельцы долго еще ругалась, стучали в дверь, но в храм так и не попали. В соседних селах храмы оскверняли, взрывали, расстреливали священников, а Василий молился и жил в храме, в келье на втором этаже.
Сразу после тех событий жительница села Клавдия Ощепкова послала дочь Катю отнести дедушке Василию милостыньку. Катя прибежала к церкви, постучала и из-за двери услышала голос, нежный, добрый: «Кто там, крещеные?».
Катя в ответ: «Дедушка Василий, мама меня послала, сказала: «Снеси дедушке Василию милостыньку, сегодня праздник».
С тех пор девочка так и бегала к дедушке Василию, приносила милостыньку от мамы, а на прощание отец Василий говорил Кате: « Храни тебя Господь, внученька».
Однажды дедушка Василий спросил Катю: «Внученька, ты молиться умеешь?» и подвел ее к каким-то трем иконам, а потом перекрестил. Так на всю жизнь и сохранила она его образ в своей душе – только родной человек, по ее представлению, мог быть таким добрым... Мама Клавдия была неграмотная, но воспитывала дочь так, чтобы та не воровала, не врала. А девочка росла очень смышленая.
Как-то Катя спросила маму: «Почему дедушка Василий весь в черном, и на голове у него такая шапка высокая?», и мама ответила, что он монах. «Что значит монах?» – «Много будешь знать, скоро состаришься», – прозвучал ответ. Мама все знала про отца Василия, но не распространялась, чтобы дочь не сказала лишнего в школе.
Когда Катя уходила в школу, отец Василий сам приходил к ним, разговаривал о чем-то с матерью на веранде. Клавдия собирала ему милостыньку – что было: лепешки, печеные калябы (растение), молоко (благо, корова была своя).
Зимой 1943 года девятилетняя Катя, ходившая в старых сапогах 41 размера, серьезно простудилась и слегла с воспалением легких, перестав посещать школу. Несмотря на отличные оценки, окончила Катя всего два класса.
В то время Клавдия входила в церковную «двадцатку». Как-то на собрании объявили, что в этом месяце за церковь нужно выплатить 400 рублей. А в доме-то только и было что десять рублей. Их и отдали старосте Ивану Николаевичу, когда тот пошел по домам собирать деньги на «откуп» церкви.
Церковь отстаивали, как могли. Когда приехали за деньгами в очередной раз, нужную сумму не удалось собрать. Тогда еще одна из «двадцатки» – Анна Евгеньевна Ощепкова сказала: «У меня хлеба много народилось – Бог дал!
Возьмите два амбара хлеба – а церковь не отдадим!».
Взялись за руки, стали кругом и не пустили никого к церкви. А монах Василий в церкви молится.
Трудно было людям собирать деньги на откуп церкви, ведь еще налог нужно было платить – в год со двора 4 ц мяса, 100 яиц, 450 л молока – все отдавали бесплатно. Власти надеялись, что люди не выдержат, махнут рукой на церковь, а они не сдавались.
В 1946 году Катина семья не смогла сдать в счет налога мясо, и у них забрали корову.
В 1947 году умер в церкви монах Василий. Стоял мартовский очень теплый и ясный день. Снег уже начинал подтаивать. Процессия из двадцати человек двинулась от церкви на мирское кладбище, где и похоронили монаха. 14 лет было тогда Кате. Потом по родительским дням они с мамой ходили на могилку дедушки Василия.
Около тридцати лет монах Василий и «двадцатка» отстаивали храм...
Юридически храм не закрывался, хотя службы из-за отсутствия священников в нем долго не проводились.
В 2007 году, когда на престольный праздник храма в нем служил Правящий Архиерей Владыка Викентий, мощи монаха Василия было благословлено перезахоронить за алтарем. Останки положили в новый гроб, покрыли белым саваном. Отпевание совершил отец Павел Самарцев, служивший тогда настоятелем храма Параскевы. Говорят, что при отпевании, которое происходило в самом храме, саван стал подниматься, и кости монаха Василия приобрели тело, как будто он почил вчера. Очевидцами этого называют отца Павла Самарцева и двух прихожан. Так почти через 60 лет монах Василий, отстоявший храм, упокоился рядом с иереем Димитрием Удинцевым – строителем храма Параскевы Пятницы. На его могиле простая надпись – раб Божий монах Василий.
– У храма теперь два ангела, – говорит настоятель храма Святой Великомученицы Параскевы Пятницы иерей Алексий Буньков. – Теперь у нас стало традицией – прежде чем зайти в храм, мы подходим к могилам отца Димитрия и отца Василия.
Сегодня родник у часовни Параскевы Пятницы, построенной на месте обретения иконы, благоустроен, как и территории возле родника и часовни. С Афона в храм привезена частица мощей святой великомученицы Параскевы, выпущена брошюра со свидетельствами людей, получивших исцеление в храме и на источнике, а двери храма Святой Великомученицы Параскевы Пятницы всегда открыты для паломников.
Редакция «Православной газеты» ждет от вас, дорогие читатели, писем о ваших жизненных историях, приведших вас к Богу. Электронный адрес для писем: natalya.nikolaeva@rambler.ru
(Продолжение. Начало в № 26) В прямом эфире телеканала «Союз» состоялась очередная встреча с профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым – У нас новый звонок – Краснодар на связи. – В Евангелии написано: «Всякий призывающий имя Господне спасется».
Епископ Южно-Сахалинский и Курильский ТихонДата рождения: 8 апреля 1959 г. Дата хиротонии: 23 января 2011 г. Дата пострига: 10 апреля 2003 г. День ангела: 26 августа.Родился в городе Воронеже в семье рабочих. Крещен в младенчестве. В 1978 г. окончил Воронежский монтажный техникум (специальность техник-электрик)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.