Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (683) → Тяжелый путь избранничества

Тяжелый путь избранничества

№26 (683) / 2 июля ‘12

Читаем Ветхий Завет

О благословении

Случается так, что Исаак теряет зрение. Поэтому и становится возможной последующая история. Но смысл ее не в том, что Бог лишает Исаака зрения, чтобы непременно было совершено то, что последует. Смысл в другом. Еще физически зрячий, Исаак духовно уже слеп; он еще видит глазами, но не видит очевидного. А должен бы, ведь он – патриарх, человек, который должен всматриваться в Бога, всю свою жизнь выверять с Богом. Увы, он этого не делает. Прошло то время, когда Исаак всем своим сердцем припадал к Богу. Теперь его жизнь размеренна и, очевидно, в ней нет того трепетного предстояния перед Богом, которое у царя Давида сохранялось всю его жизнь и которое на каком-то этапе жизни потерял царь Соломон. То же случилось и с Исааком. Он потерял нить связи с Богом, перестал держать себя перед Богом, как ребенок перед отцом. Перестал понимать волю Божию, и поэтому Бог его ослепляет.

Бог дает понять Исааку, что его разум слеп. А если его разум не видит тех вещей, которые он должен был разглядеть, зачем ему глаза? Бог отправляет Исаака посмотреть на себя внутреннего. С точки зрения Божественного произволения, потеря зрения – показатель того, что Исаак потерял разум. А почему Исаак потерял разум? Тому виной земная страсть – любовь к сыну, точнее, к кушанью, которое сын ему приносит, затмила разум патриарха. Так бывает и в нашей жизни, когда какая-то земная привязанность – как очень высокая (великая страстная любовь), так и очень низкая – омрачает нашу способность видеть и понимать волю Божию: что хочет от нас Бог здесь и сейчас. Именно страсть мешает нам это видеть, и ничто другое не может застилать наш ум и отклонять нас от Бога.

И вот ослепший Исаак состарился и решил совершить самый важный поступок в жизни: передать старшему сыну благословение. Он призывает его. Исав приходит, но благословения не получает. Казалось бы, призвал старшего сына – передай ему благословение. Но Исаак вместо благословения говорит: «Я еще раз хочу попробовать твою замечательную дичь, твою замечательную похлебку, иди, поймай и приготовь». Это показывает, что даже в такой ответственный момент для Исаака важнее получить вкусное кушанье, которое он так привык есть, из рук сына, чем передать сыну благословение Божие, которое приведет к Рождению в его роду Спасителя.

Итак, Исав убегает на охоту, а ситуацией пользуется жена Исаака Ревекка. Она в отличие от мужа не потеряла понимание внутреннего мира своих детей. Она чувствует: то, что хочет сделать Исаак, неправильно. Именно младший ее сын достоин принять благословение, именно младший ее сын духовен, именно в нем есть потребность трепетного предстояния перед Богом. Она это видит, и знает, что Исаву все равно. Она вмешивается по воле Божией: Бог – с ней, поэтому обман состоится. Но это обман лишь по форме. Смысл в том, что Промысел Божий выбирает того, кого он выбирает. Если бы человек решил обманным путем передать дар Святого Духа тому, кто этого недостоин, то Бог не допустит – Он не машина, которая запрограммирована и ничего не может изменить в своей программе. Он – Свободное Существо, которое Само определяет, кого Ему благословить. И если Он избрал Иакова, то Иакова и благословит, и никто этому не помешает. Ревекка, мать Иакова, «руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят», потому что Исав был очень космат, сварила кушанье, которое любил Исаак, одела Иакова в одежду Исава и отправила его к отцу. Исаак удивился, что Исав прибежал так быстро. Он смутился и решил проверить: нет ли обмана. Он слышит, что голос не Исава, но руки, запах – все принадлежит старшему сыну, а самое главное – есть похлебка. То, насколько человек внутренне ослеплен, нам кажется наивным: мы на его месте непременно догадались бы об обмане. Но он настолько внутренне ослеп, что не видит подлога.

И, когда Исаак поел кушанья, он возложил руки на сына и благословил его. Младший сын уходит. Тут прибегает старший сын с похлебкой: «вот он я». В этот момент, как сказано в Библии, Исаак затрепетал страшным трепетом. Почему? Узнал, что обман? Ну и что, накажи младшего сына, переделай. Ты – свободный человек. В художественной литературе немало таких сцен, где отец лишает сына благословения.

Нет. Трепет отца происходит от того, что благословляя младшего сына, он ощутил, что благодать Святого Духа сошла на того, кого он благословлял. Он почувствовал это при всей своей слепоте.

То, что произошло, и должно было произойти. И поэтому он разводит руками и говорит: я ничего не могу сделать. Я отдал уже и не могу снова взять и вернуть, потому что есть Бог, который через меня действует. Когда он встал перед фактом обмана, он понял, что не его обманули, а он обманывался: он любил не того, кого надо было, он сердцем избрал не того, кого избрал Бог. Он все-таки патриарх, человек, который когда-то предстоял перед Богом. Он испытал, он понял, что заблуждался. И нашел в себе силы осознать ошибку. Он понял, что тот, кого он благословил, получил благословение от Бога. Исав плакал, молил отца, чтобы тот дал ему благословение, но уже не получил его. Напомню, речь идет не о получении в наследство имущества – оно, как мы знаем, и так перешло Исаву. Исав плачет о потере избранничества. Но и благословение, которым Исаак благословляет своего старшего сына, тоже имеет свои далеко идущие последствия. Он говорит: да, у тебя будет земное процветание, но твой младший брат будет владеть тобой и будет попирать тебя. Но однажды ты свергнешь его иго и воцаришься над ним, и тогда придет Спасение.

В благословении Исааком своего старшего сына содержится пророчество. Дух Святой через отца свидетельствует и в своем роде утешает Исава: и он, и его потомки будут причастны к рождению Спасителя, хотя, как мы знаем, очень странным и парадоксальным образом. «Когда над потомками Иакова воцарится потомок Исава, родится Спаситель мира» – речь идет об Ироде Великом: царь Ирод из Идумеи. Жители Идумеи – потомки Исава, старшего сына. Когда Ирод воцарится над Израилем, где живут потомки Иакова, и Родится Спаситель мира. Нам важен вывод: Суд Божий свершается иначе, чем суд человеческий. Нам, с земной точки зрения, кажется, что какой-то человек по известным нам признакам достоин благословения. Но Промысел Божий считает иначе. И избирает того, чье сердце действительно ищет Бога.

Исаак умирает. Пока Исаак жив, Иаков живет с ним. Но сразу после смерти Исаака Ревекка отправляет его к своим родичам, потому что ни она, ни Иаков не знают, как отреагирует старший брат на то, что произошло. Иаков бежит. Он получил благословение, особые дары Божии. Но эти дары приводят его к скитаниям – это повторится не раз и не два в истории с теми, кого Бог избирает. Избрал бог Авраама – и он пошел в чужую землю, был странником, пришельцем, порой изгнанником, страдальцем, тружеником. Избрал Бог Иакова – и тот скитается, бежит в чужую землю, возвращается к родственникам матери, претерпевает разные скорби, работает как раб в течение почти двух десятков лет и возвращается к страданиям. Плач, скорби, снова переселение... Избирает Бог Иосифа – его продают в рабство, клевещут на него, сажают в тюрьму. Избирает Бог Давида – он оклеветан, несколько раз находится на грани смерти, 14 лет спасается бегством в пустыне, хотя помазан царем над Израилем. Так действует избранничество.


Смотрите программу «Читаем Ветхий Завет» на телеканале «Союз»: пятница 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Исследуйте писания

Кто пребывает в Нем, тот поступает как Он

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О Богопознании и соблюдении заповедей Божиих Мы продолжаем изучать Первое соборное Послание апостола Иоанна Богослова и обращаемся к его второй главе.

 
Крещеный мир

Христианские святыни Лигурии

Александр Ларин

Генуя – один из крупнейших европейских морских портов, в городе живет более полумиллиона человек. Здесь в 1451 году родился Христофор Колумб, открылась первая в Италии биржа.Наша цель – кафедральный собор Сан-Лоренцо (Святого Мученика Лаврентия)

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс