Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (683) → Епископ Красногорский Иринарх: Преступник может раскаяться

Епископ Красногорский Иринарх: Преступник может раскаяться

№26 (683) / 2 июля ‘12

Беседовал Александр СергиенкоАрхипастырь

Тема беседы – преступление и наказание.

– У нас в гостях председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх, викарий Московской епархии.

Владыка, мы сегодня говорим о том, может ли преступник раскаяться. Ответим на звонок из Московской области.

– Мой муж отсидел 21 год в тюрьме. Я этого не знала. Мы поженились полтора года назад по большой любви. Но сейчас я не знаю, как быть, как верить, хотя он воцерковленный, нравственный человек. Но его путь из преисподней меня пугает. Я не могу этого вместить. Что это за люди, бывшие осужденные?

– Человека, который провел два десятка лет в местах принудительного содержания, сложно обрисовать. Тот груз, который он приобрел в заключении, очень тяжел. Он каким-то образом сжился с ним, но это не значит, что и вы сможете сжиться с этим. И может быть хорошо, что он его вам не излагает. Приведу такой пример.

Наши солдаты в последние годы не раз участвовали в локальных конфликтах. Та же война в Афганистане давно завершилась, но есть афганский синдром, когда воевавший человек не может забыть ужасов войны, психика у многих не выдерживает. Надо иметь большое мужество и внутреннюю силу, чтобы такое не приключилось с человеком даже через 5 или 15 лет. Пережитые ужасы в любом случае остаются в душе. Если вы любите этого человека, если хотите с ним жить, то вам необходимо каким-то образом понять, что он перенес там. Но лучше не вникать в это; может быть, вы это не сможете выдержать.

Нужно молиться Богу. В первую очередь молиться за него, чтобы Господь помог ему освободиться от того негатива, который он приобрел там и выбросить все это из души. И чтобы в его душе зародилось что-то светлое, как в душе религиозного человека зарождается луч веры, луч света. В каждом человеке есть злое, но есть и доброе. И когда мы молимся, участвуем в церковных таинствах, это доброе увеличивается. А когда свет увеличивается, то тьма исчезает. Божественный свет должен оттеснять все негативное, недоброе в человеке. Может быть, вы ему и принесете этот свет, и он тогда лучше познает Бога, Который и поможет ему избавиться от его тяжелейшего груза. На земле только ужасы войны могут сравниться с теми ужасами, с которыми человек встречается в тюрьме: нет в мире места, где зло настолько сконцентрировано. И от этого зла страдают не только заключенные, но и сотрудники, которые их опекают.

Когда мы заключали соглашение с Федеральной службой исполнения наказаний, то предполагали, что наша работа должна вестись в трех направлениях: с заключенными – духовно-пастырское окормление, с сотрудниками и их семьями, потому что порой в тюрьме есть церковь, а рядом с ней нет – с ними необходимо вести такую же духовно-просветительскую работу, и, если они православные, их нужно окормлять. И третье направление – работа с курсантами профильных учебных заведений: курсанты рано или поздно сменят сегодняшних руководителей, сотрудников. И важно, чтобы они не делали тех же ошибок, а чтобы сразу правильно поняли, что есть религиозное чувство, что такое вера, и с уважением относились к свободе совести человека, не препятствовали духовно-пастырскому окормлению в местах лишения свободы.

Мне остается только посочувствовать вам, но я полагаю, что нужно найти духовника, который был бы руководителем вашей духовной жизни и помогал бы преодолеть ваши трудности в семейной жизни. А духовника надо искать самому: священников много, они все разные и порой по-разному относятся к подобным вещам. И не каждому, даже на Исповеди, пришедший в храм может рассказать все тайны своего сердца.

– Законы – это правила для людей, а о чем говорит множественность законов?

– Жизнь очень многообразна. Государственные, общественные, коммерческие, экологические отношения – все требует определенных законов. К сожалению, во всех сферах нашей жизни есть преступники. Даже и законопослушные граждане порой необдуманно, безразлично относятся к окружающей среде, к людям. Древние говорили, что самое важное дело – то, которое ты делаешь в данный момент, самый важный человек – тот, с кем ты сейчас общаешься, и самое важное время – то, когда ты живешь. Но часто ли мы встречаем такое отношение к жизни, к человеку, к своим делам? И поэтому необходимы законы, которые бы регулировали все эти сложности нашей жизни, их надо много.

– А могут ли законы противоречить Священному Писанию?

– Если взять понятие гуманизма, которым не первое столетие живет Европа, и христианство, и наложить одно на другое, то мы увидим, что есть вещи, которые не совпадают. Сейчас Запад пошел по очень странному пути законотворчества. Говорят, что права человека должны быть такими, чтобы он не мог навредить другим, но никто не говорит, что он может навредить самому себе. На Западе человек вполне может превратить себя в нравственную развалину, да это и во всем мире так. Но на Западе этому способствуют сами законы, правозащитная система. Христианство тоже убеждено, что другим вредить нельзя, и здесь наши посылы совпадают, но нельзя вредить и самому себе. Христос сказал: «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит?».

– Вопрос спасения людей, совершающих смертные грехи вследствие нарушения законов, очень серьезный. Могут ли спастись убийцы?

– Из истории Церкви мы знаем, что спастись убийца может при условии, если принесет искреннее покаяние и каким-то образом загладит свою вину. У него после убийства, по-видимому, будет оставаться шрамы на душе (преступление тяжкое), но Бог может снять эту тяжесть с души через таинства, через Свою Божественную благодать. Мы знаем, что первым в рай вошел благоразумный разбойник. Разбойников было два: справа и слева от Христа. Один поносил Христа, даже умирая, поносил праведника, не совершившего в жизни ни единого греха, – и его ненависть к добру осталась вместе с ним на его кресте. Второй человек раскаялся и попросил Христа помянуть его, когда Христос войдет во Царствие Свое. Он обращался к своему собрату, говоря: «мы-то здесь заслуженно, а сей-то Человек – невиновен». Этот человек сохранил способность к раскаянию, а другой разбойник ее потерял, и даже в присутствии Богочеловека, второй Ипостаси Воплощенной, не смог раскаяться. И ушел в иной мир богоненавистником, богоборцем.

Убить человека – это страшное преступление. Страшно, даже если один человек невольно становится причиной смерти другого. Это остается камнем на душе. Даже воины, которые совершают убийство, защищая свое Отечество, на что их благословляет Церковь (как говорил философ Федоров, отказаться защищать женщин и детей и свое Отечество – это значит потворствовать врагу и дать ему возможность прийти на твою территорию и издеваться, грабить и убивать), получают серьезные духовные шрамы, сгибаются под тяжким грузом страшного греха. Потому Церковь и присутствовала всегда на поле брани в лице полковых священников, чтобы таинствами снять с души человеческой тяжесть греха убийства. Священник не психолог, не врач, он выполняет духовно-пастырскую миссию, помогает солдатам получить в таинствах Божественную благодать, которая совершит в них духовное перерождение. Не священник принимает Исповедь, а Христос, Который невидимо присутствует на Исповеди и принимает ее через священника, законно поставленного.

Когда один человек убивает другого – это страшный грех , и, чтобы его замолить, получить прощение, нужно человеку много трудиться, в том числе покаянно. И, конечно, каким-то образом необходимо компенсировать эту утрату для людей, которые пострадали.

Однажды пришло письмо от заключенного. Это был офицер, который в хаосе перестройки лишился службы, зарплаты, у него распалась семья, он запил. И в пьяном состоянии вместе с компанией убили двух или трех человек. Его приговорили к смертной казни, но поскольку существует мораторий, заменили пожизненным заключением. Отсидел 20 лет, в это время исповедовался, каялся перед священником, и тот посоветовал ему подать апелляцию, чтобы срок был сокращен. Когда я получил это письмо, меня поразило другое. С одной стороны, у него было раскаяние, и он переживал за своих престарелых родителей. Но я ему ответил, что не почувствовал у него раскаяния по отношению к тем людям, чьих родных убили. Он за 20 лет не осознал до конца того злодеяния, которое совершил. В каждом случае необходимо разбираться, но покаяние возможно при условии, если человек не утратил способность к раскаянию.


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30

 
Церковный календарь

Кровь мучеников – слава Церкви

Протоиерей Евгений Попиченко

17 июля – день памяти Святых Царственных Страстотерпцев День памяти Небесных покровителей Екатеринбургской епархии – великий день в ее жизни. Святые, с которыми часто соотносят город Екатеринбург, монастырь в урочище Ганина яма

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Александр Балглей: Дети нуждаются в особом покровительстве

Беседовал Александр Сергиенко

В эфире телеканала «Союз» исполняющий обязанности благочинного Никольского округа викариатства новых территорий города Москвы протоиерей Александр Балглей Тема нашей беседы – дети в Церкви.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс