Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Царские дни» в Екатеринбурге не случайно носят такое название: 17 июля Церковь чтит память Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия и Великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, а 18 июля празднуется память еще одной представительницы Дома Романовых – преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Все они были зверски убиты большевиками на уральской земле 94 года назад. За многие десятилетия безбожная власть постаралась сделать все, чтобы память о Романовых стерлась из сознания нашего народа. Но прошли годы, и в Екатеринбурге на месте гибели Царской Семьи был воздвигнут Храм-на-Крови, а в Алапаевске на месте казни Елисаветы Феодоровны и князей Романовых устроена обитель в честь Новомучеников Российских. Так что 17–18 июля Церковь почитает мучеников и Страстотерпцев Царского Дома, и это действительно Царские дни. Но эти дни называют Царскими еще и по их особой щедрости и милости, по любви – они объединяют в соборной молитве православных не только всей России, но и мира.
По традиции, ежегодно ранним утром 17 июля после Божественной литургии от Храма-на-Крови начинается Крестный ход по последнему пути Святых Царственных Страстотерпцев.
Это путь от места их убиения в доме инженера Ипатьева до урочища Ганина яма; именно там палачи решили спрятать следы своего страшного злодеяния. Туда по Коптяковскому тракту отвезли тела, чтобы в заброшенной шахте уничтожить с помощью гранат, серной кислоты и бензина. Убийцы очень старались, чтобы от Царской Семьи не осталось ничего.
Но прошли годы, и 23 сентября 2000 года Святейший Патриарх Алексий II благословил на земле, обагренной кровью святой Семьи, строительство монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев. От Храма-на-Крови до монастыря около 20 км, а сам путь занимает около 4 часов. Идущих ежегодно этой дорогой подсчитать трудно. Каждый, кто проходит этот путь, знает, зачем он это делает. Суммировать впечатления всех его участников невозможно – мысли и чувства каждого, кто согласился нам рассказать о своем впечатлении, ценны сами по себе.
Рассказывает София Кузьминых, многократная участница Царских крестных ходов: «Я в первый раз ходила в 2001 году, тогда еще было не столько паломников, потом несколько лет пропустила в связи с рождением ребенка, а в прошлом году снова побывала. И такое было у меня ликование, когда увидела, сколькими паломниками прирос Крестный ход! И сейчас я в предвкушении, когда снова попаду на этот Крестный ход! Для меня Царская Семья – это моя семья. Страстотерпцы мне родные, я чувствую их помощь, они помогают моему ребенку, особенно Царевич Алексий, которому я молюсь. Я молюсь, чтобы мой ребенок вырос хоть чуточку похожим на Святых Царских детей. Молюсь Святым родителям, которые смогли воспитать таких детей-ангелочков. Дай Бог каждой матери, чтобы ее дети так ее радовали в Царствии Небесном, как радуют святых родителей их святые дети. Я каждый раз жду с трепетом этого события. На одном из крестных ходов я видела и Владыку Михаила Женевского. Так трогательно, что ветви Церкви снова вместе – это большая заслуга Царской Семьи, и я считаю, что Екатеринбург стал символом объединения Церкви. Так что Крестный ход на «Царские дни» – это великое событие для всей России и ее сыновей, где бы они ни находились. Эти 20 км физически тяжело идти, но для меня это возможность хоть чуть-чуть пострадать за Христа, идя по пути, которым везли Его святых, проникнуться скорбью и радостью, доказать свою любовь тем, кто спас Россию, потому что Россия возрождается именно благодаря Царской Семье. Ганина яма для меня – святое место. Когда я выходила замуж, мы специально сюда приехали после Венчания, и на глазах моих родственников, которые просто «захожане» в Церкви, возникли слезы, когда они побывали в монастыре. Сама земля, пропитанная кровью Святых Страстотерпцев, взывает к любви».
Так понимает значение Крестного хода – как мама, как жена, как православная христианка – совсем молодая женщина.
Над этими же вопросами размышляют люди самых разных возрастов, чинов, званий. Кто-то из них житель Екатеринбурга, и потому легко нашел несколько часов, чтобы побывать на Божественной литургии в Храме-на-Крови, а затем участвовать в Крестном ходе. Иным участникам «Царских дней» понадобилось серьезно подготовиться – временем пожертвовать, средства найти: им пришлось ехать сюда из разных стран и городов. Но все это делалось с радостью, ради важного события.
Вот что сказал еще один участник Крестного хода прошлых лет, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: «Очень важно, что центр всего – богослужение, Божественная литургия, за которой очень много людей причащаются Святых Христовых Таин. Молитва в том месте, куда прибыла Императорская Семья, когда ее привезли в Екатеринбург, молитва на месте заточения Императорской Семьи, на месте расстрела, на месте погребения. Крестные ходы, которые собирают тысячи людей, – это не просто шествие, не демонстрация – это молитва. Люди молятся, чувствуют соборный религиозный, духовный подвиг, чувствуют, что это проявление их духовной ревности, любви к Святым Царственным Страстотерпцам».
Протоиерей Всеволод Чаплин тогда специально приехал из Москвы в Екатеринбург, чтобы принять участие в общей молитве «Царских дней», послужить в Храме-на-Крови за Божественной литургией, а затем пройти Крестным ходом Царский путь. И в этих его трудах присутствовало то единство слов и действий, о котором отец Всеволод и говорил.
Еще один участник «Царских дней» (это о нем с чувством особой радости говорила София), – епископ Женевский и Западноевропейский Михаил. Он отметил, что за рубежом доверие к Русской Православной Церкви укреплялось в том числе и благодаря «Царским дням» в Екатеринбурге. Прославление и почитание в России Царской Семьи, множество паломников, число которых увеличивается год от года, стало для наших собратьев, рассеянных по миру, свидетельством, которое ярче иных убеждало их, что благодатные перемены в Отечестве происходят. Все минувшие годы на «Царские дни» уральцы встречали паломников из зарубежья. Они, приезжая почтить память Святых Царственных Страстотерпцев, невольно становились участниками торжеств во всей их полноте. И те капли частных впечатлений, которые привозили зарубежные паломники в свои страны из Храма-на-Крови, несомненно, точили камень сомнений и недоверия в отношениях между двумя Русскими Церквами. И вот в 2007 году наши братья и сестры во Христе, прибывшие на «Царские дни», смогли стать не просто свидетелями событий, но и их полноправными участниками, а главное – смогли причаститься из одной Чаши во время Божественной литургии, совершаемой в расстрельную ночь.
И для Владыки Михаила все увиденное в эти дни, по его словам, стало поводом обратиться к своей пастве – прихожанам Русской Православной Церкви Заграницей и рассказать им о переменах, которые происходят в России сегодня. Вот что сказал епископ Михаил: «Наши родители и мы выросли в почитании Царской Семьи как Страстотерпцев-мучеников. У нас это отношение было постоянным, несмотря на то, что вокруг нас историки, официальные лица, политики осуждали Царя Николая II. А сегодня и вы знаете, насколько его память была очернена клеветой, и в этом участвовали, к сожалению, и те русские люди, которые не могли понять, что мученичество Царской Семьи – тот подвиг, который призван спасти Россию. И это подвиг христианский. Опубликовали письма Царской Семьи из заточения. Вот когда их начали читать русские люди, они и начали понимать правду.
Прославления Царственных Страстотерпцев долго ждали за границей. На божницах здесь долгие годы были их фотографии. Как известно, в Советском Союзе об этом не говорилось, тем не менее, как оказалось, многие люди и здесь хранили в своем сердце эту память, считая, что их подвиг спасает каждого из нас. Но теперь этот подвиг страстотерпческий ясно представляется, даже если люди не могут до конца осознать то, что знали наши деды по своему жизненному опыту.
А дети сегодня сталкиваются с подтверждением, что кровь пролита недаром. И каждый человек призывается нести этот подвиг внутренне, чтобы уничтожать свои собственные страсти. Это величайшее дело, которое уходит далеко за рамки Екатеринбургской епархии. Для меня Екатеринбург стал сердцем в сознании этой проповеди, что нельзя бояться, если ты со Христом. Подвиг мученический очень высок. И он в любой скорби (а скорби много у людей) дает возможность людям молиться Страстотерпцам, и человек укрепляется. Екатеринбург – сердце такой проповеди. Это место, где все сосредоточено на святости, которая была прежде оболгана (ведь людям давалась очень искривленная история), а тут подлинность идет за границы не только епархии, но и России».
Не раз за эти годы и во время крестных ходов, и после них, мы слышали мнения, что Господь обязательно дает сил всем, кто отважился на этот покаянный путь. И дети, и старики проходят эти долгие два десятка километров. Как им это удается, объяснить трудно. Порой эти люди, пройдя путь от Храма-на-Крови до Ганиной ямы, и сами удивляются. Епископ Михаил, будучи человеком в летах, тоже удивлялся, как это он прошел весь Крестный ход. Вместе с другими Владыками он шел и пел молитвы. А придя на Ганину яму и ни минуты не передохнув, тотчас же начали служить молебен.
Труды всех священнослужителей в «Царские дни» трудно переоценить. Глядя на то, сколько духовенство служит в это время, а в промежутках между службами еще и проходит крестные ходы (а их в Екатеринбурге в «Царские дни» бывает не один и не два), даже верующие люди невольно задают вопрос, откуда священнослужители берут столь-ко сил? Хотя, если задать вопрос иначе: «Кто им помогает нести все трудности этого времени?» – ответ будет один.
«Величаем вас, Святии Царственнии Страстотерпцы! И чтим святые страдания ваши, яже за Христа претерпели есте».
Участница одного из крестных ходов прошлых лет Ксения: «Царственные Страстотерпцы – это молитвенники нашей семьи. У нас мама верующая, и нас четыре сестры, поэтому и молимся им. Мама ждет сейчас пятого ребенка, и врачи говорят, что это мальчик. Все получается, как у Царской Семьи. Крестным ходом мы пошли попросить помощи, помолиться Царственным Страстотерпцам. Пошли с сестрами, пели песнопения, усталость не чувствуется вообще. Идешь, молишься, и усталость даже не подступает».
За эти годы встречались нам паломники из самых разных мест. Однажды мы в монастыре увидели паломников из далекой Украины. Они приехали группой, и отец Игорь рассказал, как состоялось это богомолье: «Паломнический центр Киево-Печерской Лавры несколько лет набирает группы для поездок по святым местам России, в том числе на день памяти Царственных Страстотерпцев. Собрали группу из 16 человек и приехали. У нас единая Святая Русь, поэтому и в Украине почитают подвиг Царской Семьи, молятся Страстотерпцам. Меня поразила ночная служба в Храме-на-Крови. Очень красивая, очень благодатная, трогательная. В нашей группе есть женщина, которой 72 года, но она выстояла службу и в порыве ревности прошла и Крестный ход. Вся группа в целости и сохранности пришла на Ганину яму. Темп, который был задан Крестным ходом, их не утомил».
Николай Березин (паломник, гость «Царских дней» из Первопрестольной – столицы нашего Отечества) поделился размышлениями и о пройденном пути, и о торжествах: «Каждому православному человеку в нашей стране очень дорог Царь-батюшка Николай II. Каждый тянется к своему святому. Мне посчастливилось в свое время побывать в Дивееве, на торжествах, связанных с именем Серафима Саровского, а мы знаем, что Царь-батюшка очень его почитал и многое сделал для прославления святого. И там я почувствовал духовную связь с Царем Николаем II. И когда читал, как много претерпел Царь-батюшка, как тяжелы были последние месяцы его жизни, последние дни, стал интересоваться, потом познакомился с верующими в годах, которые рассказали, что под Екатеринбургом есть такое место – Ганина яма. Тогда и зародилась мечта – посетить Екатеринбург; хотя это и очень трагическое, но и особо мистическое место. И я много лет шел к этому, а сейчас и сам не верю, что это случилось. Всем бы я пожелал побывать в этом месте именно 17 июля».
Следующий собеседник – отец Иоанн, мы к нему подошли, когда он сидел на лавочке с иконой Богородицы в руках, – с ней он прошел весь Крестный ход, с ней и отдыхал после трудного пути. «Крестный ход – это покаянный Крестный ход, – сказал отец Иоанн. – Мы все виноваты в том, что свершилось, есть наши собственные грехи, а еще мы виноваты за предков, что с их молчаливого согласия Царская Семья была расстреляна и даже останки мучеников были уничтожены. Наши предки сейчас не могут принести в этом покаяния, а поскольку связь между умершими и живущими не прекращается, то наш долг и наша обязанность идти этим крестным путем и просить у Бога прощения, просить предстательства Царственных Страстотерпцев, чтобы и нам укрепиться в вере и быть готовым к испытаниям. Царственных Страстотерпцев всегда будут почитать. Строить им храмы, ставить памятники. Память их из рода в род никогда не иссякнет – пока стоит вера Православная, пока звонят колокола, память о них будет жива. Я человек маленький, мое мнение ничего не значит, но для меня этот Крестный ход – это отрада и утешение».
Беседа с исполняющим обязанности настоятеля храма Святого Праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине (Москва) протоиереем Димитрием Арзумановым в эфире телеканала «Союз»
– Чтобы обозначить тему нашей беседы, приведу слова одного священника, который как-то мне сказал: «У нас в стране почему-то верующих не особенно прибавляется…». То есть мы говорим высокие слова, в храм ходим, свечки ставим, некоторые причащаются…
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.