Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
6 июля – празднование Владимирской иконе Пресвятой Богородицы
Когда татарский хан Ахмат подошел к реке Угре и стал грозить осадой Москве, Великий князь Иоанн Васильевич вышел с войском на защиту города. Хотя войско князя было малочисленнее и слабее, оно одержало победу, причем без единого выстрела. Нежданно на татар напал неописуемый страх; они бежали с берегов Угры. Сей нежданный успех православный люд приписал особому заступничеству Пресвятой Владычицы Богородицы, перед Владимирской иконой которой весь народ слезно молился.
В повествовании этого дня в Синодике приводится удивительная повесть о покаянии Феофила. Феофил, завидуя епископу, отдал свою душу дьяволу и письменно отрекся от Христа и Пресвятой Богородицы. Но, осознав гибельность своего поступка, Феофил слезно покаялся и после сорокадневного поста и молитв выплакал прощение у Пресвятой Богородицы, принял назад написанную хартию, которую он отдал дьяволу и во всеуслышание исповедал свой грех в церкви перед епископом и народом. Когда епископ изрек ему прощение и причастил его Святых Христовых Таин, лицо у Феофила засияло, как солнце.
Удивительный пример. Господь не только прощает грехи искренне кающимся, но и причисляет их к лику святых. Вообще, понятие святости в мире (не в том мире, который сотворил Господь и который есть благо, а в том, который лежит во зле) тождественно безгрешности. Но святость не равна безгрешности. Святые – это кающиеся грешники: нет праведного ни одного (Римл. 3, 10). Единый Человек без греха, живший когда-то на земле, – Господь Иисус Христос, воплотившийся Бог, Богочеловек. Все остальные люди грешники: и величайшие святые, и самые отчаянные мерзавцы – люди, страдающие одними и теми же прирожденными болезнями. Каждый может вылечиться от этих болезней, если захочет предать свою душу в руци единого Врача, Который знает, как лечить, Который, собственно, и создал человека, его душу. Только Он эффективно исцелит нашу болезнь. Но для того есть одно условие: человек должен довериться Богу, и это доверие выражается самым трудным и важным действием, которое возможно людям, – покаянием.
Это что значит? Он всю жизнь воровал, грабил, убивал, а тут придет, и – на тебе: Царствие Божие!
Да, именно то и значит. Первым человеком, который вошел в рай, был именно разбойник, но покаявшийся.
Покаяние – это не чтение по бумажке своих проступков, покаяние – это перемена жизни, это изменение ума, дел, слов, чувств. Мы часто смотрим на покаяние как на актерскую игру: пришел, покаялся и пошел дальше жить как жил – совесть успокоилась. Но разбойник же если бы мог сойти с креста, сошел бы уже совершенно иным человеком!..
Однажды очень точно заметил священник Глеб Каледа, который один из первых стал посещать тюрьмы (его допускали в камеры смертников, приговоренных за тягчайшие преступления) – он, выходя после общения с заключенными, сказал: «Мы совершаем преступление, когда отправляем на смерть этих людей». Не всех, конечно, далеко не всех – что-то иначе ограничить просто невозможно. Но среди них были те, которые стали другими, покаявшись; исполняя смертный приговор, убивали уже иного человека.
Чтобы так покаяться, требуются огромное мужество, огромные усилия веры, смирения, изменения своей души. И если человек их совершил, Господь принимает покаяние разбойника, мытаря, блудницы, очень жестко обличая лицемерие видимых праведников, которые считают, что все правильно делают.
Но что высоко у людей, то часто мерзость пред Богом. Человеку, который доволен самим собой, никогда не покаяться, Бог гордым противится: гордость, выраженная в самодовольстве, самолюбии и самообожении, препятствует человеку жить с Богом. Поэтому первым условием покаяния, без которого оно невозможно, Господь обозначил нищету духовную: «Блаженны нищие духом» – по толкованию святых отцов, это те, которые считают себя не только хуже всякого человека из шести с половиной миллиардов живущих на земле, но и хуже всякой твари – комара, ящерицы, носорога (на самом деле так и есть, просто мы пребываем в иллюзиях по поводу себя – никакая собака никогда не преступает воли Божией, она всегда живет послушной тем законам, которые Господь установил для нее, а человек постоянно презирает Бога, нарушая Его заповеди. И когда, например, обозвали тебя псом шелудивым, а ты это воспринял как похвалу – не обиделся, не полез в драку, а воспринимаешь так: «да, меня похвалили, ведь я хуже собаки, собака не грешит, а я грешу», – вот это будет некоторой основой для совершающегося покаяния).
Дай нам Бог с вами, дорогие мои, по крайней мере, стремления к этому. Всякая практика начинается с теории; будем усваивать теорию и стремиться к практике.
2 июля – день памяти апостола Иуды, брата Господня по плоти Один из двенадцати апостолов, сын Иосифа и Саломеи, – Иосиф-древодел имел четырех сыновей: Иакова, Иосию, Симона и Иуду. Сей Иуда иногда нарицается Иудой Иаковлевым, по имени своего знаменитого брата Иакова. Свое Послание апостол Иуда начинает так: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова».
Тема беседы: преступление и наказание. Обиды – помеха в жизни– У нас в гостях председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх, викарий Московской епархии.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.