Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (682) → Смирение хранит праведника

Смирение хранит праведника

№25 (682) / 25 июня ‘12

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Только Бог знает, как лечить человека
Протоиерей Евгений Попиченко

2 июля – день памяти апостола Иуды, брата Господня по плоти

Один из двенадцати апостолов, сын Иосифа и Саломеи, – Иосиф-древодел имел четырех сыновей: Иакова, Иосию, Симона и Иуду. Сей Иуда иногда нарицается Иудой Иаковлевым, по имени своего знаменитого брата Иакова. Свое Послание апостол Иуда начинает так: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова». Хотя и мог он наименовать себя братом Господним в той же мере, что и Иаков, однако не делал этого по смирению и стыду, так как поначалу не верил Владыке Христу (когда старец Иосиф перед смертью захотел Иисусу, как и прочим своим детям, дать часть своего имения, все, включая Иуду, этому воспротивились, и только Иаков добровольно выделил долю от своей части и предназначил ее для Иисуса).

Иуда называется еще Левием и Фаддеем. Есть еще один Фаддей – из семидесяти апостолов, однако Фаддей (или Иуда) был один из великих апостолов, проповедовал Евангелие в Иудее, Галилее, Самарии, Аравии, Сирии, Месопотамии и Армении. В Едессе дополнил он проповедь как раз другого Фаддея. Когда проповедовал близ горы Арарат, язычники схватили его, распяли на кресте и убили стрелами. Претерпел он сии страдания, чтобы вечно блаженствовать в Царствии Христовом.

Другой святой, память которого мы сегодня совершаем, – преподобный Паисий Великий, египтянин по рождению и по языку. Поощряемая видением во сне, его мать отдала его на служение Богу. Юношей он пришел к преподобному Памве, и тот взял его в ученики, в соученики Иоанну Колову, который и описал житие святого Паисия.

На радость своему духовному отцу, Паисий прилагал труд ко труду, подвиг к подвигу. Неоднократно являлся к нему пророк Иеремия, которого он особенно любил и почитал. Нередко посещали его и ангелы Божии, и, наконец, предстал пред ним и Сам Владыка Христос. «Мир тебе, возлюбленный угодниче Мой», – сказал ему Спаситель. По великой благодати от Бога Паисий имел особый дар воздержания от пищи, зачастую он не ел хлеба по пятнадцать дней, еще чаще – по неделе. А однажды, по свидетельству Иоанна Колова, семьдесят дней прожил, ничего не евши.

Современные борцы с лишними калориями могут сказать: «А что тут особенного, что он не ел хлеба? Мы тоже хлеб не едим». Но хлеб в жизни подвижника единственная пища, а у нас просто некоторое добавление к рациону. Если преподобный воздерживался от этого, преодолевая телесную немощь и естественное желание утолить физический голод, то для нас это лишь повод позаботиться об отсутствии лишнего веса.

Продолжая изучать житие преподобного, мы читаем: подвижник вел ожесточенную брань с духами злобы, которые иногда являлись ему такими, какие они есть, но, бывало, и в образе святых ангелов. Но благодатный Божий служитель никогда не давал себя обмануть или прельстить. Был он прозорливым чудотворцем, знаменитым по всему Египту. Преставился в вечность в 400 году. Преподобный Исидор Пелусиот перенес его мощи в свою обитель и с честью их там положил.

Нам с вами, ведущим крайне расслабленную духовную жизнь, слава Богу, неизвестны те искушения, которым подвергались подвижники поста и молитвы. Чем выше восходишь на гору святости, тем изощреннее и хитрее искушения лукавого. Нам с вами он ставит лишь слабые подножки – претерпеть раздражение, собственную жадность, справиться с завистью, отсутствием каких-то благоприятных условий. Но чем более человек трудится в молитве, чем более истончает свое тело, свою плоть, чем острее делает свой ум, тем более хитрые ловушки ставит дьявол на его пути. И как их избежать, как не поддаться соблазну посчитать себя достигшим праведности, святости, когда и бесы повинуются тебе, и люди благодарят за великие чудеса и помощь в выздоровлении, – каким образом защитить себя подвижнику? Защитить себя, сохранив от опасности прельщения, человек может в одном случае: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» – если человек познает свою нищету; от этого он смиряется. Смирение хранит праведника от соблазнов лукавого, ибо ничто так не страшит лукавого, как истинное смирение души подвижника.

Однажды дьявол явился преподобному Макарию Великому и говорит: «Ты постишься, – а я вообще ничего не ем, ты ночами молишься, совершаешь бдения, – а я вообще не сплю. Единственное, что не могу я претерпеть, это твоего смирения». Сказав это, он исчез. Смирение – это ограда души от прелести. Оно возникает, когда человек видит себя настоящего, поэтому всякое подвижничество, всякий духовный труд приводит человека к видению собственных грехов. Один подвижник сказал: «Чем больше живу, тем больше нахожу в себе грехов, больше всего гордыни». Чем ближе человек становится к Богу, тем более он осознает себя грешником, неоплатным должником перед Ним.

В этом принципиальное отличие христианского подвижничества от мистических и оккультных практик, которые вводят человека в мир духов. Но вводят путем лукавым, прелестным, гибельным. Как недавно в письме написал один раб Божий, ему несколько раз являлся Господь и его похвалил, поблагодарил: «Я, – пишет он, – с детства живу праведно, стараюсь все заповеди Божии исполнять, все у меня хорошо, не пью, не курю. И вот мне Господь дал тот и другой дар».

Но путь христианского подвижничества – совершенно обратный. Сначала через труд, через смирение немощей плоти человек смиряет тело, потом душу, начинает видеть свои грехи и от них плакать. От плача рождается кротость, а затем жажда праведности, а затем милость, мир. Но первое условие – это видение своих грехов; если человек не видит своих грехов и считает себя достойным общения с ангелами Божиими и Самим Богом – это глубочайшее повреждение души: как мы, грешники, можем общаться с Богом? Бог свят, и ангелы чисты, а мы грешны. Какое общение у света с тьмою? ...Однажды преподобный Иоанн Лествичник ответил пришедшему к нему иноку. Тот сказал, что видел ангелов, а преподобный ответил: «Знаешь, тот, кто научился видеть свои грехи, выше того, кто видел ангелов». Дай Бог нам с вами, дорогие братья и сестры, найти правильный вектор духовной жизни, не искать видений, откровений, а искать единого на потребу. Главное – осознание собственной нищеты духовной, через которое человек встает на верный путь ко спасению.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
Церковный календарь

Только Бог знает, как лечить человека

Протоиерей Евгений Попиченко

6 июля – празднование Владимирской иконе Пресвятой Богородицы Когда татарский хан Ахмат подошел к реке Угре и стал грозить осадой Москве, Великий князь Иоанн Васильевич вышел с войском на защиту города.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс