Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Представители рода Северовостоковых благодарят за участие в их поисках игумена Арсения (Дмитриева), приезжающего служить в молельную комнату башкирского села Емаши, образованную на месте большого православного храма, где раньше служил священник Аверкий, и семью жителей Емашей Швалевых – за деятельную память о погибшем священномученике.
«Мы надеемся получить моральную поддержку прихожан села Емаши в нашей просьбе об установлении поклонного креста на земле, где столетиями помогали друг другу живущие бок о бок православные и мусульмане», – говорят родные священномученика Аверкия.
ПОТОМКИ Северовостоковых рассеялись по всей стране. Многие из них еще несколько лет назад не знали друг друга, как не знали и того, что среди их предков есть прославленный Церковью святой мученик.
Поиски рассеянных по белу свету родственников начала Ирина Ивановна Строкина, дочь исчезнувшего в 1937 году священника Петра Северовостокова – одного из сыновей священномученика Аверкия. Ее труды помогли связать две ветви – от сыновей священномученика Аверкия Петра и Порфирия – семьи Северовостоковых.
За два последних года правнук отца Петра (праправнук сщмч. Аверкия) – Илья Валерьевич Недорезов составил обширное генеалогическое древо, и помогала ему в этом поиске внучка отца Порфирия Северовостокова (правнучка сщмч. Аверкия) Лидия Григорьевна Мельникова.
Лидии Григорьевне идет девятый десяток. Главным делом предстоящих мгновений жизни она считает установку Поклонного креста на месте расстрела прадеда.
Большую часть жизни Лидия Григорьевна не задумывалась о Церкви. И лишь на склоне лет начала связывать отдельные факты своей долгой биографии с Православием, или, точнее, искать причины добрых поступков своих родственниц в их Православной вере. Таких женщин, как прабабушка и бабушка Лидии Григорьевны, в Церкви порой называют женами-мироносицами, жизнью засвидетельствовавшими веру во Христа.
Прабабушка Лидии Григорьевны – матушка Евдокия – вдова священномученика Аверкия, после расстрела супруга прятала семью в подвале родового гнезда, а затем собрала многочисленную родню и увезла всех из Емашей, чем, собственно, и спасла род Северовостоковых.
А саму Лидию Григорьевну спасла бабушка; может, и не от смерти, но уж точно – от сиротства.
Когда отец Лидии, политработник Красной армии, ушел на фронт, к его жене подселили семью эвакуированных из Ленинграда, больных туберкулезом. Лидина мать пыталась, как могла, помогать беженцам, но вскоре ушла из жизни вслед за подселенцами. Девочка осталась одна, шел 1943 год. Ее определили в детдом. О существовании других родных она не знала. В семье политработника лежало грозное табу на связи со священническим родом. И мыкалась бы бедняжка в челябинском детдоме, если бы ее не разыскала родная бабушка, вдова священника Порфирия Северовостокова, она же – невестка расстрелянного в 1918-м священномученика Аверкия Северовостокова. Так девочка обрела новоявленную родную душу. Находясь на попечении бабушки, Лидия окончила школу, потом – институт, поступила в аспирантуру и уехала в Екатеринбург. Вернулся с фронта отец, какое-то время он был в разъездах с новой женой, а, приехав в Челябинск, обосновался здесь с новой семьей. Лида дальше пробивалась в жизни сама. Сейчас Лидия Григорьевна осознает неоплатный ее жизнью долг перед бабушкой и прабабушкой – русскими женщинами, которые в тяжелейших условиях не отрекались ни от веры, ни от домочадцев, порой забывавших о них. «Такими стойкими их сделала Православная вера, – убеждена Лидия Григорьевна, – мы, потомки, не сохранили эту веру, не пронесли через жизнь, но сейчас пришло понимание, что они-то сделали так много для своих семей именно благодаря вере. Светлая им память. С тех пор от нашего родового гнезда ничего не осталось: нет могил, нет среди родных тех, кто помнит семью и историю гибели отца Аверкия».
Желание проследить историю семьи привело Лидию Григорьевну и ее племянника (по линии Петра) Илью Валерьевича в деревню Емаши Уфимской епархии, где прежде находилось родовое гнездо Северовостоковых.
В ПЕРВЫЙ раз потомки Северовостоковых побывали в селе в 2010-м году. В родовом гнезде – детский сад, на месте бывшего храма – спортзал. Сохранился соседский сарай, возле которого и расстреляли отца Аверкия.
Соседи – семья Швалевых, потомки соседей Северовостоковых, сохранившие и Православную веру, и уважение к памяти невинно убиенных.
Владимир Петрович Швалев, строивший на месте сгоревшего дома культуры (построенного, в свою очередь, на месте разрушенного храма) спортивный зал, показал Илье Валерьевичу место вблизи бывшего храмового фундамента, где он обнаружил братскую могилу, которую сровняли с землей. В могиле лежали валетом кости пожилого священнослужителя и молодого человека. Сохранились куски церковного облачения, креста не оказалось. Но Швалев сомневается, что это могила отца Аверкия: в деревне сохранилось предание, что белые, войдя в деревню, перезахоронили труп священника в лесу, чтобы не оставить на поругание, такие случаи бывали сплошь и рядом.
Жители села предложили Илье Валерьевичу сделать генетическую экспертизу, но родственники священномученика не уверены, что следует вновь трогать тела зарытых на церковном дворе: кто бы тут ни лежали, они имеют право на уважение и покой. Хотя захоронение нельзя назвать в полном смысле могилой. После его обнаружения начальство тут же приказало зарыть «как было», так что только Владимир Петрович Швалев по одному ему ведомым приметам может сказать, что эта «ямка вроде как и есть та могила».
НО ЗА ДВА года, что потомки Северовостоковых приезжают в Емаши и созваниваются с жителями села, что-то меняется.
В спортзале, в зале для настольного тенниса, стараниями отца Арсения (Дмитриева), администрация села разрешила православным сделать молельную комнату. Своего священника в селе нет, но на три близлежащих села служит один священик. Так что супруги Швалевы перед его приездом выставляют скромную утварь (часть которой подарил потомок священномученика) и вместе с тремя десятками других прихожан готовятся к богослужению.
На стене сарая, у которого было совершено злодеяние, появилась мраморная памятная табличка, посвященная священномученику Аверкию.
Игумен Арсений заказал в Екатеринбурге писаную икону святого Аверкия и уже освятил ее в своем храме. Небольшие бумажные иконки теперь разлетаются по стране – по родным священномученика, за что те очень благодарны отцу Арсению.
Пока дело по установке Поклонного креста замерло и сможет возобновиться, если инициативу родных священномученика поддержит большинство жителей села, среди которых есть и православные, и мусульмане.
Потомки Северовостоковых еще не пришли к вере, но они уже явно ощутили предвкушение Истины. Пожалуй, желание восстановить историю семьи, установить крест, помочь молельной комнате в Емашах, игумену Арсению, соседям Швалевым – это те земные дела, через которые Господь ласково зовет в Свои объятия родных Его угодникам. Меняется жизнь вокруг них, меняются они сами. Супруга Ильи Валерьевича – верующий человек, и вполне возможно, что с ее помощью в семью, где именно женщины в смутные времена становились опорой всему и всем, вернется благодать, о чем, наверное, молится у Престола Божия священномученик Аверкий.
...Северо-восток Уфимской епархии. Златоустовский уезд.В селе Емаши усердием прихожан в 1840 г. был выстроен каменный Иоанно-Златоустовский храм. Бедной эту церковь никто бы не назвал: и утвари, и облачений (по сообщению «Уфимских епархиальных ведомостей») в ней было достаточно.
Мы приступаем к исследованию Первого соборного Послания апостола Иоанна Богослова НАПОМНЮ самые первые строки этого Послания.«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.