Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (677) → Уфимская епархия

Уфимская епархия

№20 (677) / 21 мая ‘12

Епархия

Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон

Дата рождения: 1 октября 1950 г.
Дата хиротонии: 26 августа 1990 г.
Дата пострига: 16 марта 1984 г.
День ангела: 30 ноября.

  • Родился в дер. Марьевка Сампурского района Тамбовской области.
  • В 1963 г. родители будущего Владыки переехали в Красноярск. В 1968 г. окончил среднюю школу Красноярска; в 1974 г. – Красноярский государственный медицинский институт. По окончании института работал участковым врачом-терапевтом в поликлинике г. Красноярска.
  • В 1975–1977 гг. проходил службу в Советской армии в качестве старшего врача полка.
  • В 1977–1983 гг. работал главным врачом поликлиники в г. Светогорске Выборгского района Ленинградской области. Майор запаса медицинской службы и полковник казачьих войск.
  • 26 июня 1983 г. архиепископом Иоанном (Снычевым) рукоположен в сан диакона в Покровском кафедральном соборе г. Куйбышева (Самара). 21 сентября 1983 г. им же хиротонисан во пресвитера в том же соборе. Служил в церкви в честь Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» г. Ульяновска.
  • 16 марта 1984 г. Владыкой Иоанном в Покровском соборе г. Куйбышева пострижен в монашество с именем Никон в честь прп. Никона Радонежского.
  • 16 сентября 1985 г. назначен настоятелем Неопалимовской церкви и благочинным Ульяновской области.
  • В 1987 г. закончил Ленинградскую Духовную семинарию; в 1990 г. – Ленинградскую Духовную академию, где в 1991 г. защитил кандидатскую диссертацию.
  • 1 октября 1989 г. назначен секретарем Ульяновского епархиального управления.
  • Участник Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1988, 1990 и 2009 гг. В 1988–1991 гг. и 2004 гг. в составе паломнической группы посетил Святую Гору Афон. Возглавляя группу паломников из Уфимской епархии, посетил Иерусалим в 1993 и 1996 гг.
  • Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 июня 1990 г. избран епископом Уфимским и Стерлитамакским.
  • 25 августа 1990 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы наречен во епископа Уфимского и Стерлитамакского.
  • 26 августа 1990 г. за Божественной литургией в Богоявленском соборе Святейший Патриарх Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Никона (Васюкова) во епископа Уфимского и Стерлитамакского.
  • 23 февраля 2001 г. возведен в сан архиепископа.
  • Решением Священного Синода от 27–28 декабря 2011 г. (журнал № 151) назначен главой Башкортостанской митрополии; также поручено временное управление новобразованной Салаватской епархией.
  • 8 января 2012 г. возведен в сан митрополита.

Образование:

  • 1974 г. – Красноярский государственный медицинский институт;
  • 1987 г. – Ленинградская Духовная семинария;
  • 1990 г. – Ленинградская Духовная академия.

Награды

  • церковные:
    – 2010 г. – орден Прп. Серафима Саровского II ст.;
    – 2005 г. – орден Св. Блгв. Кн. Даниила Московского II ст.;
    – 2000 г. – орден Прп. Сергия Радонежского II ст.
  • светские:
    – 2010 г. – государственный орден Почета;
    – 2000 г. – государственный орден Дружбы;
    – 2000 г. – Почетная грамота Республики Башкортостан (высшая награда РБ).

Краткая справка

  • Дата создания: 2 апреля 1859 г.

Входит в состав Башкортостанской митрополии.

Выделена в самостоятельную из Оренбургской и Уфимской епархии. До середины XVIII в. приходы Башкирии относились к Казанской епархии, с 1764 г. – к Вятской.

Указом императора Павла I от 27 сентября 1799 г. учреждена и в начале 1800 г. открыта самостоятельная Оренбургская и Уфимская епархия с Архиерейской кафедрой в Уфе. В ее состав вошли Уфа, Мензелинск, Бирск, Белебей, Стерлитамак, Оренбург (из Казанской епархии), Троицк, Челябинск, Верхнеуральск (из Тобольской). В 1859 г. епархия разделена на Оренбургскую и Уральскую с центром в Оренбурге и Уфимскую и Мензелинскую с центром в Уфе. С образованием в 1865 г. самостоятельной Уфимской губернии границы епархий были уточнены.

В 1935 г. Уфимское епархиальное управление ликвидировано и руководство епархией передано епископу Куйбышевскому. Епархия восстановлена в 1942 г. с одним благочинием.

Решением Священного Синода от 27–28 декабря 2011 г. (журнал № 151) включена в состав Башкортостанской митрополии; из состава Уфимской епархии выделены Нефтекамская и Салаватская епархии.

  • Адрес: 450103, Республика Башкирия, г. Уфа, ул. Сочинская, 29.
  • Телефон: тел. (347) 256-18-43 (приемная, канцелярия); 256-18-39 (дежурный).
  • Факс: (347) 256-18-41
  • E-mail: kancufa@mail.ru

Монастыри

мужские:

  • Успенский Свято-Георгиевский: 453455, Республика Башкортостан, Благовещенский р-н, с. Уса-Степановка; тел. +7917 485-34-88; e-mail: uspenie-ufa@mail.ru
  • Покрово-Еннатский: 453283, Республика Башкортостан, Федоровский р-н, с. Дедово; e-mail: monastirdedovo@rambler.ru тел.: (34746) 2-54-31, 2-53-50;
  • Пророка Божия Илии: 452530, Республика Башкортостан, Дуванский р-н, с. Месягутово, ул. Коммунистическая, 17; тел.: (34798) 3-14-71, 2-33-90; e-mail: lukas75@mail.ru

женские:

  • Благовещенский: 453113, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Калинина, 52; тел. (3473) 23-17-75; e-mail: blagov_mon_str@mail.ru
  • Богородице-Табынский: 453051, Республика Башкортостан, Гафурийский р-н, пос. Курорт; тел. (34740) 2-94-00; e-mail: t.podvorie@mail.ru
  • В честь Святых Царственных Страстотерпцев: 452017, Республика Башкортостан, Белебеевский р-н, пос. Приютово, ул. Островского, 27; тел.: (34786) 7-84-57, +7937 478-88-17, +7960 391-40-55, +7927 230-99-97; e-mail: strastoterpcy@yandex.ru
  • Марфо-Мариинский: 453315, Республика Башкортостан, г. Кумертау, с. Ира, ул. Церковная, 9; тел.: (34761) 9-57-97, +7917-471-70-38; e-mail: Marfo-ira@rambler.ru
  • В честь Смоленской Иконы Божией Матери: 452657, Республика Башкортостан, Бакалинский р-н, с. Бугабаш. Е-mail: konstantinzyryanov @yandex.ru

Бугабашская икона Божией Матери

Это единственная из всех чудотворных икон Уфимской епархии, которая сохранилась в подлиннике. Икона вырезана из камня, иконографический тип «Одигитрия», список со Смоленской иконы Божией Матери. Свое название икона получила по месту явления во второй половине XIX века в чувашском селе Бугабаш. Существуют два предания о появлении иконы в селе Бугабаш.

Первое из них гласит, что во второй половине XIX века возвращался солдат Тит Петрович Табаков, который был родом из чувашской деревни Бугабаш, находившейся в имении земского врача Филиппа Стельмаховича, с фронта (видимо, после русско-турецкой войны 1877–78 годов). Шли через Смоленскую губернию. И решил он с товарищами посетить святое место, где находилась икона Смоленской Божией Матери – поклониться, поблагодарить за победу, за то, что живыми возвращаются. На память решили из реки Смоленки взять по камешку. Приглядел Тит недалеко от берега камушек. Достал, а тот оказался размером с небольшой каравай хлеба. Бросил, хотел другой взять, но неожиданно ослеп. Испуганно и удивленно попросил товарищей найти прежний камень. Взял его и прозрел. По дороге домой, устав нести тяжелый камень, решил выбросить, но через некоторое время опять стал слепнуть. Вернулись товарищи назад, нашли камень, отдали Титу. И он снова прозрел, а камня больше не выкидывал. Вернулся домой, положил камень на дно сундука.

Прошло много лет. Тит Петрович уже был женат, дети росли. Собрались как-то весной жители деревни пройти Крестным ходом в Николо-Березовку, и решил он взять камень – освятить его на Святом источнике. Достал, а на камне рисунок проявился. Стал всматриваться: Лик Богородицы Одигитрии с Младенцем. После Крестного хода дома он увидел сон: явилась Богородица и просит идти за благословением к Уфимскому епископу – основать в Бугабаше женский монастырь. Поехал Тит Табаков в Уфу и рассказал все епископу. Владыка пригласил каменотеса, тот высек по намеченному рисунку объемный образ. И по сторонам проявились святые Василий Великий и Николай Чудотворец. Возвратился Тит домой и с иконой привез десять монахинь – Владыка благословил основать монастырь.

Освящен был монастырь в 1900 году и стал именоваться Богородицким Одигитриевским. Одна из дочерей Тита постриглась в монахини, а последней монахиней из Табаковых была монахиня Августа.

Второе предание об обретении иконы Бугабашской аналогично по содержанию первому, только в нем Тит – 16-тилетний паренек, взявший камень из речки во время паломничества.

Долгое время икона сохранялась Таисией Филипповой, жительницей села Бугабаш. Владыка Никон во время своей очередной Архипастырской поездки по приходам Уфимской епархии совершал Всенощное бдение в Андреевском храме города Туймазы, куда Таисия приносила на время служений эту икону.

После беседы Владыки с Таисией икона была передана епархии с просьбой молитв о хранительнице и ее детях. Владыка Никон благословил изготовить золотую ризу из золотых украшений, пожертвованных верующими в храмы Уфы.


Из истории епархии

Православные поселения стали основываться в пределах Уфимского края во второй половине XVI века, но следы христианской веры здесь обнаруживаются уже в VIII–Х вв. Территория, занимаемая нынешней Уфимской епархией, с древних времен населялась многими народами, которые различались не только языками и обычаями, но и происхождением – народы финно-угорские, тюркские, славянские. Христианская вера могла проникнуть сюда как через проповедников слова Божия из Византии и других стран Востока, так и через торговых людей. Проникала и через соседнюю иудейскую Хазарию, где в те века тоже было немало христиан.

Святитель Григорий Нисский не только дунайских, но и кубано-кавказских булгар производит из волжских булгар. Арабские путешественники Х–ХI вв., среди которых Ахмет ибн-Фадлан из Багдада, тоже указывают на христианские обычаи волжских булгар. Исходя из последних данных, можно говорить, что до XI века значительную часть населения Волжской Булгарии представляли славяне-русы. Таким образом, до принятия булгарами ислама христиане составляли среди этого народа значительную часть.

Существуют и другие факты, подтверждающие присутствие христианства в Башкирии до того, как эти земли стали относиться к Российскому государству. Так, финно-угорские народы занимали пространство от Камы до Иртыша. Гунны некоторое время населяли районы юго-восточной части Уфимской и Оренбургской губерний, и здесь тоже была смесь народов иранского, тюркского и отчасти славянского происхождения. Это обширное пространство между Обью и Уфой входило в состав владений новгородцев, которые ранее XII века успели завладеть землями между Ладогой, Белым и Карским морями, рекой Уфой и нынешним городом Уфой. Вместе с торговлей они несли сюда и христианскую веру. Кроме того, Православие новгородцы в XII веке распространяли между двинскими народами в Архангельской губернии. О наличии русских колоний по берегам Камы в XIII веке в районе Мензелинска, Набережных Челнов и Николо-Березовки говорят историки.

Но, безусловно, полного утверждения Православия в тот ранний период не могло быть. Причины заключались в кочевом образе жизни и постоянных опасностях, которым подвергались эти народы со стороны среднеазиатских, тюрко-монгольских и других воинствующих племен. По-настоящему же здесь стала распространяться Православная христианская вера с XVI века с переселением в эти края русского населения, строительством здесь крепостей, деревень, сел, а вместе с этим и церквей, монастырей, часовен.

Первым памятником христианства в Уфе стала деревянная Троицкая церковь, построенная стрельцами «об един день» в Святую Троицу в 1574 году – в день основания Уфы. Вторая церковь в честь Казанской Иконы Божией Матери построена в 1579 году в начале Казанской улицы. Об этом храме упоминается в грамоте царя Феодора Иоанновича 1593 года.

Уфимская епархия как самостоятельное духовное управление Русской Православной Церкви существует с 1799 года, со времен царствования императора Павла I, но истоки ее возникновения относятся к временам Иоанна Грозного.

За прошедший период границы Уфимской епархии не раз менялись.

В 1859 года Оренбургско-Уфимская епархия была разделена на Уфимскую и Оренбургскую. Окончательно эти епархии определились в своих границах в 1862–1865 гг.

К 1912 году в Уфимской епархии насчитывалось 5 мужских и 8 женских монастырей, 526 церквей, в том числе 7 соборных, 432 приходских, 21 домовая, 6 кладбищенских, 22 приписных. К 1919 году в 320 церковно-приходских школах и школах грамот обучалось 14142 ученика. В начале 1920-х гг. действовало более 700 церквей (включая приписные, единоверческие и молитвенные дома), 16 монастырей, духовная семинария, два епархиальных училища (мужское и женское), множество больниц и приютов. При церквах действовали 388 библиотек, при монастырях – 4 больницы и 3 богадельни.

К 1939 году органами советской власти в Уфимской епархии были закрыты все храмы, кроме Сергиевской церкви в г. Уфе; все ценности были изъяты.

В годы Великой Отечественной войны по просьбе верующих правительство страны разрешило открыть некоторые храмы для богослужений. В 1944 году Уфимская епархия была восстановлена, к 1956 году в ней действовали уже 42 церкви. Но после непродолжительной «оттепели» началась вторая волна атеистического наступления и репрессий. К 1965 году на территории Уфимской епархии действующими остались только 17 приходов, большинство из которых представляли невзрачные молитвенные дома – большинство храмов к этому времени были разрушены.

К 1990 году в епархии насчитывалось всего около 30 приходов.

На конец 2011 года в Уфимской епархии открыты 287 приходов, 20 из которых – в Уфе. Действуют 8 монастырей, домовые и тюремные храмы; окормляют паству 247 священнослужителей.


Святыни Уфимской епархии

  • Табынская икона Божией Матери
  • Бугабашская икона Божией Матери
  • Богородско-Уфимская икона Божией Матери
  • Березовская икона cвятителя Николая Чудотворца
  • Икона Спаса Нерукотворного

Канонизированные святые Уфимской епархии

  • СОБОР УФИМСКИХ СВЯТЫХ.
  • 11 подвижников, жизнь и служение которых самым тесным образом связаны с Уфимской епархией:
  • священномученик Симон (Шлеев), епископ Уфимский
  • священномученик протоиерей Евграф Еварестов
  • священномученик иеромонах Максим (Попов)
  • священномученик иерей Алексий Канцеров
  • священномученик иерей Тимофей Петропавловский
  • священномученик иерей Петр Варламов
  • мученик Киприан Яценко
  • преподобный Моисей Уфимский
  • святая преподобная Зосима Еннатская, Уфимская
  • блаженная Варвара, затворница Скворчихинская.

О священномученике иерее Аверкии Северовостокове читайте в этом номере

Священники и миряне, пострадавшие в годы гонений (неканонизированные)

  • Священник Анатолий Чугунов – расстрелян за веру в 1938 г.
  • Священник Алексий Блинов – расстрелян за веру в 1937 г.

СМИ епархии

  • официальный сайт Уфимской епархии;
  • «Уфимские епархиальные ведомости» (ежемесячная газета);
  • сайт епархиального Отдела религиозного образования;
  • сайт «К истине»

Web-сайт Уфимской епархии: www.eparhia-ufa.ru

 
Событие

Останки военных летчиков захоронены молодежным православным отрядом

Алексей Соколов, руководитель поисковой группы Богородице-Владимирского храма

Главное в поисковом деле – не охота за сокровищами, а упокоение человеческих душ

 
Пути Господни

Могучий корень

Наталья Николаева

...Северо-восток Уфимской епархии. Златоустовский уезд.В селе Емаши усердием прихожан в 1840 г. был выстроен каменный Иоанно-Златоустовский храм. Бедной эту церковь никто бы не назвал: и утвари, и облачений (по сообщению «Уфимских епархиальных ведомостей») в ней было достаточно.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс