Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Митрополит Вениамин (Федченков). «Светлое Христово Воскресение»
«ЦАРИЦА дней» – так говорится о Пасхе Христовой, великом Празднике праздников. Ей посвящено произведение митрополита Вениамина (Федченкова) «Светлое Христово Воскресение».
Воскресение Христово – что означает его событие для православного христианина? Какие мысли, переживания связаны с днем Святой Пасхи? Каковы особенности Пасхального богослужения, праздничных обрядов и обычаев и что такое «веселая благодать»? Митрополит Вениамин предлагает читателю описание Божественного праздника с разных сторон, так, как он сам проживал это радостное событие и в детстве, и в храме за богослужениями. Завершает книгу раздел «Свидетельства о Воскресении Христа», где представлены объяснения 11-ти воскресных Евангелий, читаемых на утрене (это, по мнению издателей, вкупе со всей книгой поможет читателю лучше воспринимать еженедельную воскресную службу).
По словам автора, «нигде на свете не празднуется так радостно Пасха Красная, как в Православной Церкви, особенно – в Русской. Но и готовится к ней Матушка-Церковь особенно: как звук невидимого, но уже слышимого колокола еще издалека манит и бодрит уставшего путника, так и Церковь еще задолго напоминает о грядущей радости Воскресения. Ведь и смысл всего поста не в нем самом, а в приготовлении к достойной и радостной встрече Светлой Пасхи. И почти весь пост Святая Церковь манит верующих радостной памятью о Воскресении Христовом. Особенно, – по словам Владыки Вениамина, – связь подвига поста и Пасхального праздника прорывается в половине Четыредесятницы – в Неделю Крестопоклонную, когда поют всем известный тропарь Кресту».
Мысль же о всеобщем нашем воскресении уже победно звучит в Лазареву субботу, и с этого дня начинается предпразднство Пасхи – ощущается приближение тепла светоносного дня Воскресения.
ВОСКРЕСЕНИЕ Христово – суть Православной веры. Апостол Павел, обращаясь к христианам, говорит: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Однажды, когда апостол проповедовал в Афинах, жители города с интересом слушали его проповедь: ведь говорил он о Едином Боге, о сотворении мира, необходимости покаяния, явлении в мир Иисуса Христа. Но слушали афиняне до тех пор, пока Павел не начал говорить о Воскресении. Узнав об этом невероятном факте, они стали расходиться и, насмехаясь, говорили апостолу: «Об этом послушаем тебя в другое время» – рассказ о Воскресении Христа показался им нелепостью, тогда как в проповеди Павла главным было именно то, что Христос Воскрес из мертвых! Для нас – православных христиан – с Пасхой связаны многочисленные священные воспоминания, выражается и радость о нашем спасении по благодати Господа нашего Иисуса Христа, в Воскресение Которого мы веруем всем сердцем. В своей книге митрополит Вениамин пишет: «И личный мой опыт, и наблюдения за богомольцами, – притом самыми простыми, а не учеными богословами, – много раз свидетельствовали, что смысл и дух праздников открывается непосредственно нашему сердцу, а не через размышления о них. И давно я пришел к выводу, что эти откровения даруются Духом Божиим каждому верующему; а уже потом все мы можем осмысливать их умом. И разумеется, наиболее глубоко и всесторонне осмысливают смысл праздников святые и богословы, в особенности – и в богослужебных песнопениях. Поэтому весьма полезно углубляться в тропари, стихиры и каноны праздников. И по опыту знаю, – утверждает Владыка, – что неоднократно вскрывался лично мне смысл праздников именно из служб, поэтому и ныне я обращусь к Пасхальным песнопениям и вдумаюсь в них...» Вот, например, ночное праздничное богослужение – оно все пронизано оптимизмом. На утрене ничего не читается – все поется! Об этой исключительной особенности Пасхального богослужения митрополит Вениамин пишет: «Известно, что чтение не дает торжества, а о пении сказано: благодушествует ли кто, да поет. Псалмы всегда читаются – это более отвечает их покаянному и просительному характеру. Но на Пасху все псалмы исключаются, как недостаточно радостные, а если и остаются краткие отрывки из них, то и они поются в качестве запевов: «Да воскреснет Бог» и проч., или антифоны на Литургии, или запевы на хвалитных стихирах. Каждое песнопение вторит словам огласительной проповеди святителя Иоанна Златоуста, которая читается уже тогда, когда за окнами православных храмов просыпается утро. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего Воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!». Смерти больше нет. Поэтому первое и самое сильное чувство, переживаемое нами на Пасху, это радость! Исключительно сильная, неповторимая во весь остальной год. И становится понятно, почему никогда не бывает в храме народу столь много, сколько на Пасху, ведь радость праздника всех влечет в дом Божий и там еще больше усиливается. И людям хочется выражать ее: и в виде ответов священникам – «Воистину Воскресе!»; и в целовании друг друга в конце утрени и при встречах с родными и знакомыми, до самого отдания Пасхи. Выражают православные светлую радость и в дарении друг другу крашеных яиц, таких красных и радующих нас; и в лучших облачениях священнослужителей и в стоянии со свечами; и в освящении пасох, и куличей и крашеных яиц, в целодневном трезвоне – всю неделю, – чего не бывает во весь остальной год! А еще – можно упомянуть и о вкусных яствах, коими утешаются в этот день верующие. Вот сколько необычайных радостей дает Пасха! И если искать источник этих радостей, то он заключается в двух словах: «Христос Воскресе!», услышав которые, непременно захочется ответить – «Воистину Воскресе!».
ПО СЛОВАМ издателей, книга предлагает читателю описание великого события, переломного момента человеческой истории – Светлого Христова Воскресения. Но понимаем ли мы смысл и силу воздействия на каждого из нас Воскресения Иисуса Христа? Преподобный Серафим Саровский имел обычай встречать человека радостным приветствием: «Христос Воскресе!» – в Господнем Воскресении он видел будущее воскресение в Царстве Славы каждого из нас. Как отмечают издатели, внимательное к тексту богослужения и духовным переживаниям повествование митрополита Вениамина с разных сторон открывает нам значение этого великого события.
(Окончание. Начало в № 15, 17, 18) МЫ ЧАСТО понимаем посещение Божие, как Его милость и радость, но гораздо чаще оно бывает совсем иным – таким, как посещение Им Вавилонской башни (как говорит Марина Цветаева: «Если в доме пожар, значит, Бог – в мой дом»).
19 мая – день рождения Государя Императора Николая II «ТВЕРДО верю, что вы оправдаете надежды Мои и дорогой России», – обращается отец к сыну. «Но не в наше время», – скажете вы, и будете правы
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.