Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (671) → Епископ Воскресенский Савва: «Христианский дух зависит от пастыря»

Епископ Воскресенский Савва: «Христианский дух зависит от пастыря»

№14 (671) / 2 апреля ‘12

Беседовал Александр СергиенкоАрхипастырь

(Окончание. Начало в № 13)

Хорошо помолился – жди искушений

– Почему в пост обостряются искушения у человека?

– Это вполне нормальное состояние, поскольку, с одной стороны, мы можем себя проверить, насколько в силах превозмочь в тех или иных искушениях, насколько мы крепки, с другой стороны – возможно, Господь попускает нам в это время, чтобы и на нас со стороны посмотреть, как мы себя ведем в искушениях. Всегда, как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), если ты хорошо помолился, жди искушений. Их мы с вами должны претерпеть с достоинством, по-христиански. Так что наблюдайте себя в дни Великого поста, думайте, как справиться с той или иной страстью или грехом.

Очень интересно один святой отец описывает грех осуждения и борьбу с ним: попробуйте хотя бы пять минут в день никого не осуждать – если это получится, то, значит, вы какой-то подвиг понесли и в вас есть доля совершенства. А если на следующий день вы еще 10 минут не будете кого-то осуждать, это тоже будет своего рода подвиг, так можно до часа дойти; может, круглосуточно мы сможем никого не осуждать.

Так что время поста – благоприятное, подкрепляйте его молитвой, ограждайте себя ею от различных искушений. Господь, я думаю, видя наше усердие, оградит нас от многих искушений и подаст нам великую милость Свою в день Светлого Христова Воскресения.

– Каким должен быть подход к Великому посту, чтобы в конце его не испытать лишь усталость и разочарование?

– Умеренность во всем, вот что я всем рекомендую.

Недовольство собой – признак духовной работы

– Слушаем звонок – город Киров на связи.

– Я хожу в церковь вот уже более тридцати лет, но знаю, что не слишком многого достиг, есть какая-то духовная неуспокоенность. Что делать?

– 30 лет сознательной жизни в Церкви это много; постоянство – признак своего рода святости. С другой стороны, нужно понять, что спасение души своей не акт волшебства, это подвиг всей жизни, и сколько человек ни совершает духовных подвигов борьбы с самим собой, он будет всегда собою недоволен.

Святые же всегда были недовольны собой до часа смертного, всякий раз они плакали о своих грехах. Если вы говорите о разочаровании, то нужно осознать: это рабочее состояние души – мы каждый раз понимаем, что чего-то не достигли, чего-то не увидели, не прочитали, что-то не исполнили в своей жизни. Так и должно быть. Если мы будем удовлетворены своей жизнью, то это, знаете, уже некая патология, так, в общем-то, в некую гордость и в прелесть можем впасть.

Так что пусть лучше у нас будет момент самоосуждения, нежели осуждения других, с одной стороны. С другой стороны, слава Богу, что вы не удовлетворены собой духовно. Это будет для вас стимулом совершенствоваться дальше.

– Владыка, вопрос от Ольги Майнуловой из города Качканара, философского толка: «Скажите, пожалуйста, где грань между гордыней, тщеславием и чувством собственного достоинства и как это понять?».

– Думаю, что тщеславие, гордость и чувство собственного достоинства в любом случае грех – зачем вообще грань проводить? Если понятно, что все это греховное состояние, лучше бороться, а не грань искать. Грань между добродетелью и греховностью – это понятно, а вот грань между грехами – этот вопрос совершенно мне непонятен.

Гордость отличается тем, что человек вообще вокруг себя не видит достойных. Гордость тащит за собой очень многие страсти. Это и убийство – тоже смертный грех, и гнев – тоже смертный грех. Так что гордость – мать всех пороков.

Корень тщеславия тоже лежит в гордости, потому что тщеславие – это тщетная слава. Порой мы считаем, что боремся с тщеславием, и иногда тщеславимся тем, что мы уже боремся.

– Слушаем следующий звонок – Калуга на связи.

– Скажите, пожалуйста, можно ли в пост дома читать акафисты?

– Считаю, что можно в своей келейной молитве читать акафисты. Лучше молиться Богу, хотя бы читать акафисты, нежели кого-то осуждать, с кем-то разговаривать, болтать. Пускай лучше уста наши будут Бога и святых его славословить.

– Вопрос немного не по теме, но, наверное, в пост важно ответить; Алина Ананьева его задает: «Я крестная младенца 1,5 лет, родители его не ходят в храм, нужно ли понуждать и водить ребенка к Причастию или только молиться, чтобы Господь даровал им веру?».

– Я считаю, что крестный отец или крестная мать отвечают за духовное совершенствование и нравственное воспитание своего подопечного, потому вы должны понуждать родителей, чтобы они разрешали вам приносить его ко святому Причащению, с одной стороны. С другой стороны – может, с родителями побеседовать, но если есть агрессия со стороны родителей или еще какие-то иные причины, тогда хотя бы помолитесь за своего крестника.

– Елена Комягина спрашивает, как правильно читать Псалтирь?

– Надо, чтобы наш ум во время чтения не рассеивался, а каждое слово мы постарались бы понять: что пророк Давид посылает нам для назидания – каждое слово Псалтири проникнуто глубиной духа и является утешением человеку. Потому предлагаю всем Псалтирь брать и стараться вчитываться; может быть, даже со словарем церковно-славянским, и будет даже интереснее. Молитва должна быть умной, это не просто машинальное чтение. В Псалтири есть устав особый, есть молитва, предваряющая чтение, и по завершении Псалтири тоже есть особое молитвословие.

– В продолжение темы – вопрос Виктории Андреевой: «Как быть, если во время домашнего вечернего правила отвлекаюсь на житейские нужды и проблемы?».

– Это проблема многих людей. Есть несколько советов. Некоторые советуют возвращаться к тому месту, с которого начали рассеиваться мыслями, постараться не рассеиваться мыслями, а стремиться к Богу. Конечно, это тяжело сделать, но хотя бы пять минут молитвы нерассеянной – это тоже подвиг. Надо постараться хотя бы к концу жизни молиться так, чтобы мы не рассеивались и чувствовали, что Господь нас слышит.

– Тула на связи.

– У меня такой вопрос: можно ли сидя Евангелие читать дома и в транспорте? И еще скажите: Псалтирь в Страстную неделю читается по усопшим, за здравие?

– Евангелие можете и сидя читать, можете читать в транспорте, был бы толк от того, что вы читаете, чтоб оно запоминалось, входило и в ум, и в сердце.

Что касается чтения Псалтири в Страстную седмицу – если говорить о служебном уставе, то чтение заканчивается уже в Среду Страстную, а в Страстные Четверг, Пятницу и Субботу кроме 17 кафизмы с похвалами в Страстную Субботу она не читается; но в келейном правиле вы можете читать сколько угодно Псалтирь.

– Следующий звонок – из Краснодарского края.

– Бывает, с целью воспитания детей приводишь примеры: вот этот человек поступил, как не нужно поступать; как этот поступил, – тоже не нужно; а в итоге, получается, осуждаешь людей. Как еще воспитаешь детей, если не на примерах?

– Если вы приводите примеры для воспитания своих детей и какая-то есть доля осуждения, надо покаяться в этом грехе. Но если через этот пример вы научите своих детей не осуждать никого, то, думаю, можно пожертвовать собой в духовном смысле, но воспитать детей так, чтобы они не осуждали.

– Следующий вопрос – из социальной сети; Любовь Костюнина беспокоится за свою сестру – той из-за болезни очень тяжело стоять на службе. Но сидеть не положено в храмах, сестру это очень смущает, и когда ей предлагают сесть, она говорит, что ей стыдно. Вот и боится Любовь, что такая мелочь может препятствовать воцерковлению сестры.

– Есть несколько вариантов, как помочь. Можно взять с собой скамеечку маленькую, которая продается в спортивных магазинах и у нас в больших храмах, где бабушки и многие прихожане пользуются скамеечкой, а можно пойти на тот приход, где немного народа, можно пойти не в праздники, а в будни, когда тоже мало народу, и мест, где посидеть, очень много. Но если человек хочет посетить храм, он его посетит, было бы желание.

– Слушаем следующий звонок – из Белгородской области.

– Меня такой вопрос мучает: если человек неверующий, да еще активно борется с христианством, как к нему относиться – как к ближнему или считать, как апостол Матфей советует, мытарем и язычником? Или мириться с этим, чтобы дружбу не нарушать?

– Нужно поступать с любовью с людьми, которые борются с Церковью, вообще с религиозными убеждениями: если мы любви к ним не проявим, то, может, их сердца и не оттают никогда. А видя наше доброе отношение, они, может быть, подумают: «что же я так плохо отношусь к христианам, когда они ко мне со всей любовью относятся».

Христос пришел на эту землю, тоже потерпел от нас, грешных людей, даже до Креста – Его и били палками, и Терновый венец надевали, и плевали на Него, и побивали камнями, но Он все терпел с любовью, потому что любил каждого из нас, и мы должны последовать примеру Христа Спасителя.

Пускай этот человек помрачен немного, но он тоже живет для чего-то, Господь его, может, как-нибудь спасет через наше доброе отношение к нему.

Я помню такой случай: в деревне у бабушки соседка относилась к бабушке очень плохо, каждый раз на нее ругалась и пыталась досадить, никогда не здоровалась с бабушкой моей. А бабушка всегда с ней здоровалась и никогда не отвечала на ее злые поступки. Через некоторое время эта соседка пришла, попросила прощения, и они стали уже на старости лет добрыми подругами, ходили вместе в храм Божий.

– Новокузнецк на связи.

– Вот Вы говорите о посте. А я читаю Исаию, 58 глава, где он обращается к Богу и говорит: «Почему мы постимся, а Ты не видишь, смиряем души свои, а Ты не знаешь?», а Бог ему отвечает: «Разве такой Я пост избрал? Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом, одень нагого» – вот какой пост должен быть, а не голодание.

– Так мы и говорили, что первостепенная задача поста – не голодание, а доброе отношение к ближним своим. Я полностью согласен со словами пророка Исаии. Во всем нужна умеренность – и в пище, и в питии, и в наших поступках, потому что мы с вами христиане, читаем слово Божие и должны следовать тем словам, которые Он нам в Священном Писании оставил. Пост не приведет нас к спасению, если мы не любим ни Бога, ни ближнего своего.

– Следующий вопрос задает Илья Стафеев: «Есть ли грехи, которые навсегда лишают человека права служить у престола? Какие именно?»

– Убийство человека, даже неумышленное, может привести к тому, что священнослужитель лишается права священнодействовать... Есть грехи, связанные с догматами Церкви, – если священнослужитель отвергает догматы Церкви, вероучительные истины, то ему могут запретить священнослужение. В каноническом праве есть перечень грехов, по которым священнослужитель не имеет права священнодействовать.

Кому интересно, можно почитать «Каноническое право» протоиерея Владислава Цыпина и толкование канонов и правил святых отцов и апостолов Зонарой и Вальсамоном.

– Еще звонок, Московская область на связи.

– Прожил я 60 лет, много грешил в молодости, изредка исповедовался, изредка причащался, а вот с начала Великого поста начал ходить в храм. Проходил неделю, в пятницу навещают меня такие мысли: «и зачем ты сюда ходишь, и ноги-то у тебя болят, и спина болит, и хор поет фальшиво, и вообще, вокруг одни старухи». Я понимаю, что это грех, а батюшка у нас очень строгий, и мне стыдно перед ним исповедоваться. Как мне быть?

– Если пастырь нормально относится к своим обязанностям, то, думаю, батюшка вас поймет. А насчет мыслей скажу: эти мысли возникают у каждого человека, поскольку в дни поста бес одолевает своими искушениями – вы не один такой, даже у меня возникают мысли какого-то ропота. Но надо во всем искать доброе, хорошее видеть в каждом.

– Есть сообщение от Дмитрия Иванова: «Отец Савва, мы вас помним и любим. Прихожане Богоявленского храма в Ярославле».

– Ой спасибо.

– Как Вы считаете, что нужно, чтобы храм стал родным домом?

– Нужно его посещать, а потом еще и поучаствовать в приходской жизни. Начать с малого, помочь прибраться, помочь священнику, наколоть дров, принести воды, может быть, кто-то поможет священнослужителю пономарить в алтаре, может быть, кто-то займется миссионерской деятельностью, социальной работой. Люди на приходе нужны. И если такая заинтересованность у вас, и я думаю, что есть она и у священнослужителя, заинтересованность, тогда храм станет родным домом.

– Вы ездите по приходам, общаетесь с людьми – есть пример приходов, где действительно образовалась настоящая семья?

– Мне очень понравился храм Святых Космы и Дамиана, где настоятелем протоиерей Александр, это в центре Москвы. Сам он духовным чадом был отца Александра Меня, и там действительно люди сплоченные, которые неравнодушно относятся к своим христианским обязанностям, посещают воскресную школу, замечательная библиотека.

Очень мне понравился храм Иоанна Кронштадтского в Жулебине – единственный храм в микрорайоне, маленький, но прихожане друг друга любят, друг другу помогают, это даже по глазам видно. Христианский дух зависит от пастыря, ведь недаром говорится: каков поп, таков приход.

– Уважаемые телезрители, благодарим вас за активный интерес к нашей беседе, за ваши интересные вопросы!


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30

 
Церковный календарь

И просвещать песнями тьму ночи…

17 апреля – день памяти преподобного Иосифа Песнописца Преподобный Иосиф Песнописец родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились на Пелопоннес. В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь.

 
Екатеринбургская епархия

От самых старых до самых чудесных – в какие храмы ходят уральцы

«Новый регион» совместно с пресс-службой Екатеринбургской епархии продолжает спецпроект «Самые-самые православные храмы». Мы расскажем читателям о действительно самых любопытных святых местах. В этом номере – рассказ о следующем храме из этого списка.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс