Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наш гость – викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Восточным викариатством г. Москвы епископ Воскресенский Савва.
– Продолжается Великий пост. Великий пост – это путь за Христом. Как идти за Ним в стремительности жизни, особенно больших городов, в суете повседневности и в постоянстве забот и тревог?
– Пост – время, когда человек не просто должен обратить внимание на себя самого, на свое внутреннее духовное состояние, но и обязательно – на своих ближних. Не зря ведь в подготовительные Недели к Великому посту, например, в Неделю о Страшном Суде, задается два вопроса – любил ли ты Бога и ближнего своего? Это явный знак, о чем нам нужно думать Великим постом, – о Боге, то есть приходить часто на богослужения, молиться, участвовать в таинствах. И обязательно попытаться хотя бы не делать зла своим ближним, а лучше – полюбить этого ближнего. Вспомните молитву Ефрема Сирина, которую читают на богослужении: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».
Есть еще одна составляющая поста – воздержание в пище. Нужно, конечно, усердие, но следует все же держаться золотой середины – слишком много стрессов, напряженной работы, не грех думать и о том, чтобы сил хватило до конца рабочего дня, чтобы за нами не приезжала «скорая помощь» по причине того, что мы упали в голодный обморок.
– Есть представление, что пост – это время печали, уныния... Может быть, все-таки это время радости?
– Сам Господь говорит, что постом мы должны помазать главу свою елеем и не делать лица свои мрачными. Но действительно, это в своем роде скорбь по себе самому: мы яснее видим в себе недостатки, что, в общем-то, не свойственно образу Божию, и это приводит в скорбь.
Если же мы будем рассматривать пост как время, когда мы должны помогать ближним, сделать побольше добрых дел, то получается, что это очень хорошее, благодатное время.
– Великий пост всегда оставляет в душе какие-то особые следы, переживания. В Вашей жизни было такое?
– Для меня Великий пост всегда время особое, благодатное, это же подготовка к великому Празднику – Пасхе Христовой. А этот Праздник в душе моей остался с детства, и потому все, что связано с Великим постом, связано и со Светлым Христовым Воскресением. Хотя приходится и претерпевать определенные ограничения в пище, более длительные богослужения, но, тем не менее, это время весны, когда все расцветает, когда играет солнце, когда лопаются почки у растений, когда первые признаки жизни появляются. С детства осталось незабываемое ощущение радости от первых цветов в лесу, на опушках.
Как священнослужителю, мне нравятся дни первой седмицы, когда мы читаем покаянный канон Андрея Критского – прекрасные стихи, наполненные глубокими мыслями, которыми должен руководствоваться каждый человек, претерпевая дни Великого и душеспасительного поста.
Незабываем с детства и праздник Благовещения, он порой совпадает с днями Великого поста. Особо радостен Вход Господень в Иерусалим – с детства помнится момент, когда архиереи едут к храму на коне.
Я несу послушание в Ново-Спасском ставропигиальном мужском монастыре, и дни Великого поста удивляют тем, что здесь на богослужении присутствует много народу, который стремиться поисповедоваться и причаститься, что для меня, как священнослужителя, очень приятно и отрадно.
– Владыка у нас звонок – Удмуртия на связи.
– У меня такой вопрос: у нас батюшка принимает общую Исповедь – вроде, не хватает времени, и после общей Исповеди идет одна разрешительная молитва на всех исповедовавшихся. Искушение такое – возможно ли это или нет? Я знаю, что Иоанн Кронштадтский так исповедовал, но то был Иоанн Кронштадтский.
– Думаю, есть вам смысл обратиться к этому священнослужителю и попросить, чтобы он совершил для вас индивидуальную Исповедь, если есть потребность рассказать о своих согрешениях. В советское время общая Исповедь применялась, поскольку священнослужителей было очень мало, но сейчас не то время, чтобы применять общую Исповедь для всех и читать только разрешительную молитву. Я думаю, и священнослужителю как радеющему о пастве своей, и самим приступающим к таинству Исповеди лучше было бы договориться об Исповеди индивидуальной.
– Следующий вопрос задает Любовь Костюнина: «В это воскресенье мы с моей старшей сестрой пойдем в храм, и она в первый раз будет исповедоваться и причащаться, человек она пока практически невоцерковленный. Она мне говорит: Исповедь-то я напишу, а молитвы лень читать. Я знаю, что она их все равно прочтет, но у меня есть страх, что подготовка к Причастию в первый раз ее обременит, омрачит для нее весь этот процесс; возможно, к моменту Причастия ее будет одолевать недовольство и усталость. Как мне объяснить ей, почему нужно правильно отнестись к процессу подготовки?»
– Во-первых, я бы порекомендовал, поскольку это первая Исповедь и она, наверное, будет содержать много грехов и вопросов житейских, заранее договориться со священнослужителем. Может быть, поискать такого хорошего, доброго пастыря, который бы мог бы назначить индивидуальное время, совершить эту Исповедь, побеседовать с сестрой, объяснить основные принципы Исповеди, да и просто поговорить о жизни. А то когда в храме очень много народу, особенно в городе Москве, то священнослужители иногда не справляются с потоком исповедников и спешат, поскольку хотят успеть исповедовать людей до святого Причащения, во время Божественной литургии. В некоторых храмах она совершается накануне, в субботу вечером, в Ново-Спасском монастыре в субботу вечером исповедуют, равно как и утром. Кто неспешно хочет исповедаться, приходят вечером, накануне причащения. Потому нужно отнестись скрупулезно к этому моменту. Иногда, бывает, первые Исповеди людей отвращают вообще от храма, потому что иногда священнослужитель спешит и задает ненужные вопросы исповедующемуся.
В отношении правила к святому Причащению (которое, как известно, очень долгое, оно тоже может привести к усталости), – я бы порекомендовал читать правило не разом, накануне, а можно в течение седмицы или трех дней. Потому что, считаю, пусть лучше будет мало, но качественно, чем много и никакого качества. Молитва должна быть умной, согласно словам апостола Петра.
– Вопрос из города Туапсе, задает Илья Стафеев: «Как поминать человека, умершего во время Великого поста, если на поминки придут неверующие люди?».
– Если вы верующий человек, вы должны исполнять традиции, которые предписываются Великим и душеспасительным постом, то есть поминать, как положено по Уставу. У тех, кто считает себя неверующими, могут возникнуть какие-то вопросы. Вы можете ответить так: идет Великий пост, и будет лучше для умершего, если его помянут постной пищей, может быть, ему будет облегчение, потому что люди стараются ради него совершить некий подвиг.
– Есть ли у Вас выведенное для себя великопостное правило? Как архиерей постится?
– Архиерей постится как все, согласно монашескому нашему установлению. В Ново-Спасском монастыре Великим постом предлагается одна трапеза – обед или ужин по желанию. Но я еще несу административное послушание, часто у меня и ужина не бывает, и обеда, а иногда бывает несколько обедов и ужинов, поскольку приходят гости и паломники, которым нужно уделить внимание. Но так как я одновременно насельник и наместник монастыря, то обычно совершаю все, как предписывает наш распорядок дня. Келейное правило остается тем же, что и в обычные дни, только добавляется еще молитва Ефрема Сирина. Стараюсь побольше читать Псалтирь – для меня эта книга, наверное, больше, чем молитвослов.
У монашествующих есть свое правило, но Великим постом каждый старается побольше читать Евангелие, Псалтирь, святых отцов, авву Дорофея, Иоанна Лествичника.
В отношении пищи в монастырях обычно строго, без елея, кроме субботы и воскресенья. Но я считаю, что людям, живущим в миру, нет необходимости строго, без елея совершать дни Великого поста.
– Ответим на звонок из Москвы.
– Мне 65 лет. Когда-то я прочитала, что нельзя, если сделала аборт, мясо есть. Я не стала мясо есть. И вот у меня здоровье стало нарушаться, поясница, спина, все болит. И я немножечко последние два года пост ослабила, но в среду и пятницу я его соблюдаю полностью и очень раздраженная в эти дни, ругаюсь со всеми. Я не знаю, что делать, и молюсь каждое утро, и стараюсь людям делать хорошо, но почему-то я очень раздраженная во время поста.
– Ну, не знаю, что это за брошюра и по чьему благословению она вышла, но я нигде не читал у святых отцов, что нельзя есть мясо, если совершил аборт. Конечно, аборт это тяжкий грех, нужно в нем естественно раскаяться, прийти на Исповедь, и если будет возложена удобоносимая епитимия, ее можно понести.
Но я считаю, что пища не приближает к Богу и не удаляет от Него. Если вы видите, что раздражаетесь, то лучше покушайте побольше той пищи, которая вам полезна, а не соблазняйте ваших ближних. Ведь цель Великого поста – исполнить заповедь о любви к Богу и ближнему своему. А если постом будем раздражать всех из-за того, что мы голодны, то лучше, знаете, не поститься – лучше мир держать со своими ближними.
Или возникает гордость у человека за то, что он понес великий подвиг, или же ухудшение здоровья, а вред здоровью – это своего рода скрытое самоубийство, то есть протест против воли Божией, против дара жизни, который Он нам дал.
– Челябинск на связи.
– Собираюсь пойти на первое Причастие. Мне уже за пятьдесят, крестилась после тридцати и ни разу на Причастии не была; мне хотелось бы понять: список моих прегрешений, каков он – за всю жизнь или после Крещения?
– Если совесть человека обличает в тех делах, которые были совершены до Крещения, то человек имеет право исповедаться, это приветствуется. Каков список грехов? Думаю, нужно обратиться к брошюре святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающимся», эта брошюра продается практически везде. Полезно прочитать книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Тайна Исповеди». И опять же, надо поговорить со священнослужителем, чтобы он назначил время и вы перед Причастием исповедались и решили все вопросы для вашего духовного делания.
– Есть один популярный вопрос, задает его Влад Турукин: «Во время поста бывает, что приглашают на дни рождения, другие праздники, неудобно отказать близким друзьям, как поступить?».
– Это зависит от того, в каких вы взаимоотношениях находитесь с теми людьми, кто вас приглашает. Если отказать нельзя, то можно пойти, – я считаю, поздравить человека лучше, чем обидеть тем, что ты не придешь и не поздравишь. Другое дело – не оставаться на какие-то увеселительные дальнейшие игры или просмотры фильмов.
Но если предлагают какую-то пищу, постараться съесть что-то постное; если нет такого, то, думаю, лучше раскаяться потом в грехе, нежели человека обидеть тем, что ты не пришел, не почтил, не попробовал пищу, которую он предлагает, ведь человек же приглашает от души, от чистого сердца, от доброго расположения к вам.
Свои вопросы в программу вы можете задать так:
Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
«Новый регион» совместно с пресс-службой Екатеринбургской епархии продолжает спецпроект «Самые-самые православные храмы». Мы расскажем читателям о действительно самых любопытных святых местах. Самый знаменитый храм Екатеринбурга – Храм-Памятник на Крови в честь Всех Святых, в Земле Российской просиявших.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.