Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Усердная и ревностная войска Черноморского Нам служба, доказанная в течение благополучно оконченной с Портою Оттоманскою войны храбрыми и мужественными на суше и водах подвигами, нерушимая верность, строгое повиновение начальству и похвальное поведение от самого того времени, как сие войско по воле Нашей покойным генералом-фельдмаршалом князем Григорием Александровичем Потемкиным-Таврическим учреждено, приобрели особливое наше внимание и милость. Мы потому, желая воздать заслугам войска Черноморского, утверждением всегдашнего его благосостояния и доставлением способных к благополучному пребыванию всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение состоящий в Таврической области остров Фанагорию со всей землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ее к Усть-Лабин-скому редуту, так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же – Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли. Все состоящие на помянутой Нами пожалованной земле всякого рода угодья, на водах же рыбные ловли остаются в точном и полном владении и распоряжении войска Черноморского, исключая только места для крепости на острове Фанагория и для другой, при реке Кубани, с подлежащим для каждой выгоном, которые для вящей войску, и особливо на случай военной безопасности, сооружены быть имеют. Войску Черноморскому принадлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских. Мы надеемся, что войско Черноморское, соответствуя Монаршему Нашему о нем попечению, потщится не только бдительным охранением границ соблюсти имя храбрых воинов, но и всемерное употребит старание заслуживать звание добрых и полезных граждан внутренним благоустройством и распространением семейственного жития...»
Из Жалованной грамоты Екатерины II
Черноморскому казачьему войску
на кубанские земли от 30 июня 1792 года
Как привычно видеть на фасаде здания табличку с названием улицы и номером дома... На улицах Краснодара они особенные: вверху современное название улицы, а внизу – дореволюционное. Это попытка примирить прошлое и настоящее.
Какой он, Екатеринодар? Читаешь старинные названия улиц и переносишься в Екатерининскую эпоху.
В 1775 году императрица Екатерина II уничтожила Запорожскую Сечь – запорожцы волей-неволей должны были проститься со своей разгульной свободой.
Татьяна Сергеевна Березенко, научный сотрудник экскурсионного отдела музея им. Е.Д. Фелицына в Краснодаре, рассказывает: «Казаки, которые проживали в Сечи, в основном были беглые крестьяне, их принимали в запорожское казачье войско, где они получали казачью одежду и становились казаками. Когда началось крестьянское восстание под предводительством Пугачева, казаки решили в нем поучаствовать. Восстание довольно быстро было подавлено, Екатерина II, опасаясь, что казаки-запорожцы и в дальнейшем будут противостоять империи, приказывает Запорожскую Сечь расформировать. Сечь была окружена, и казаки бежали кто куда. Многие из них уходили на Кубань, на Кавказ, некоторые даже в Турцию, принимали там ислам и служили турецким пашам».
Другие пришли на Кубань. Из них-то Екатерина II и решила создать «войско верных казаков», задачей которых стала охрана южных рубежей Российской империи. Оно было создано и уже через пару лет преобразовано в Черноморское казачье войско. В составе его казаки начинают принимать участие в русско-турецких войнах.
«За участие в этих войнах, – рассказывает экскурсовод, – казаки решили попросить у Екатерины земли. Они считали, что, проливая кровь за Российскую империю, заслужили такую плату. Даже на памятнике Екатерине высечены слова из песни, что «наконец-то мы дождались от царицы награды». Казаки попросили у Екатерины земли, на которых они проживали, – земли Кубани. До этого Потемкин-Таврический подарил казакам рыболовные угодья на Тамани, а эти земли прилегали к подаренной территории, поэтому они их и попросили. К тому же они знали, что земли плодородные, – а казаки еще отличались тем, что были не только военные, но и занимались сельским хозяйством и могли сами себя обеспечивать».
Казаки просят Екатерину даровать им земли. Но в первый раз императрица отказала, считая, что они еще не заслужили доверия. Только в 90-х годах XVII века государыня решает все-таки проявить милость и даровать казакам земли. Она приглашает посольство в Петербург. Посольство возглавил Антон Головатый – войсковой судья Черноморского казачьего войска, второе лицо после атамана Захария Чепеги. Казаки прибывают в Петербург и 30 июня 1792 года получают жалованную грамоту, по которой им отходят земли Тамани и правобережье Кубани.
В грамоте было прописано, что казаки обязаны служить России, охранять эти земли и возделывать их. К этой грамоте полагалась жалованная роспись, то есть зарплата казаков.
«Казаки начинают переселение на Кубань. Часть шла с территории центральной части России, их вел Захарий Чепега. Они зазимовали на реке Ее – там, где сейчас находится город Ейск. А вторая часть казаков шла от Черного моря – это была Черноморская флотилия. Они высадились на Тамани. Если посмотреть на репродукцию картины «Переселение казаков на Тамани», то можно заметить, что их форма очень разнообразна: где служили, там детали одежды и позаимствовали. Это и широкие украинские шаровары, и турецкие жилетки, крымские шапки, разнообразное оружие – то есть казаки, переселявшиеся на Кубань, не были похожи ни на запорожских казаков, ни на будущих кубанских».
Место для «казачьего града» Чепега выбрал близ Архангельского редута, заложенного великим русским полководцем А.В. Суворовым еще в 1778 году. На подводах привезли с собой оружие, походную церковь, казачьи регалии, куренные котлы и другие пожитки. Заселявшийся край был разделен на сорок куреней; где кому жить, решили жеребьевкой.
Екатеринодар появился рядом со старой суворовской крепостью, которая имела естественную надежную защиту – буйную реку Кубань, охватывавшую Карасунский Кут с трех сторон. Кут, в переводе с украинского «угол», был образован двумя реками – Кубанью и Карасуном. Реки сходились углом, благодаря чему получился островок, очень удобный для постройки крепости.
«Для начала казаки строят крепость – с традиционными крепостными стенами, рвом, наполненным водой, – все это было первоначально возведено на территории Карасунского Кута. А сейчас это территория парка Горького, – ориентирует экскурсовод. – Там располагается сейчас Александро-Невский собор. Он стоит на месте северных ворот крепости и крепостной площади. Сейчас это площадь имени Пушкина. Именно оттуда пошла первая улица – Красная, то есть «красивая». Первоначально она была сделана в виде борозды, которую провели, протащив бревно по полю. Казакам очень понравилось – они назвали ее Красной».
Казаки начали строить казармы (для одиноких) и хаты – для семейных. За строительным материалом далеко ходить не пришлось, он был под рукой – дерево, камыш, хворост, глина. В девственных лесных дебрях прорубались просеки – будущие улицы города, расчищалась от зарослей, терна земля, болота частично засыпались поднятым грунтом, сушняком, возводились временные “гатки” (гати), мостки и переходы.
Кубанский историк писал: «Иные рубили в своих дворах деревья и тут же из них складывали длинные приземистые хаты. А некоторые прямо босыми ногами месили саман (смесь глины и соломы), делали кирпичи, высушивали их на жарком солнечном припеке и строили из них теплые и довольно сухие постройки. Станицы – от слова «становиться» – небольшие деревушки, которые располагались по кордону – по тем пограничным точкам, которые наметил еще Суворов, когда наводил здесь порядки с адыгами».
«Город был похож на большую станицу, в основном были только саманные хаты, причем расположенные без всякого порядка. Историки даже вспоминают такую шутку, что когда стали застраивать город по европейской технологии, то некоторые улицы оказались кривыми. Они объясняли это тем, что, когда архитекторы и планировщики распределили, как должны идти улицы, оказалось, что на пути некоторых улиц стоят хаты казаков, которые отказывались убирать их, поэтому приходилось делать улицы вокруг», – говорит экскурсовод.
Хаты стояли так, будто им скомандовали «вольно, ребята»: и лицом, и спиной, и боком на улицу. Одни выглядывали из-за плетня, другие – из-за частокола, третьи – из-за дощатого забора. Из письма человека, находившегося в Екатеринодаре по делам службы: «Что тебе сказать о единственном городе Черномории? Это пребольшая, красивая деревня, с длинными, до трех верст, прямыми улицами, на коих преглубокая грязь лежит не менее полугода. Домов, домиков и хижин больше тысячи; некоторые покрыты железом и выкрашены зеленою краскою, остальные все стоят под соломенными крышами».
«Первые церкви, которые были построены в городе, находились на территории крепости, – рассказывает наш экскурсовод. – Самой ранней была Свято-Троицкая церковь в виде шатра. Там хранились первые регалии, первые грамоты, которые казаки получали от императора и императрицы, в том числе жалованные грамоты, некоторые виды оружия и наград. Затем на ее месте была построена Воскресенская церковь. Она была сделана уже из дерева, в традиционном русско-византийском стиле. Следующие церкви были построены уже в самом городе в середине XIX века».
Войсковой Воскресенский собор был главным в городе. Под священной сенью войскового храма черноморцы хранили свои заветные сокровища: знамена, регалии – свидетельства царских милостей.
Вторым, равновеликим по значению, стал Екатерининский собор, построенный в честь Небесной покровительницы государыни императрицы Екатерины II. При застройке Екатеринодара основатели города предусмотрительно оставили «пустопорожними» несколько кварталов, предназначая их для строительства в будущем чего-нибудь значительного. На одном из таких мест в 1814 году построили церковь Святой Екатерины. Сегодня собор, перестроенный в 1889 году в камне, имеющий семь престолов, – один из самых больших храмов России, кафедральный храм Екатеринодарской и Кубанский епархии, духовный центр Кубани.
Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Родители Марии были крещеные. Перед войной вступили в коммунистическую партию, поэтому поженившись, не венчались. Дочь Марию не крестили, но всегда в семье хорошо отзывались о Господе. Мама по утрам и вечерам молилась дома: сама выросла при церкви
В прямом эфире телеканала «Союз» на масленичной седмице состоялось выступление актера театра и кино, автора и исполнителя песен Игоря Растеряева Родился Игорь 10 августа 1980 года в Ленинграде
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.