Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (664) → Архиепископ Егорьевский Марк: «Православные приходы – частичка Родины за пределами России»

Архиепископ Егорьевский Марк: «Православные приходы – частичка Родины за пределами России»

№7 (664) / 13 февраля ‘12

Архипастырь

– В эфире телеканала «Союз» очередной выпуск программы «Архипастырь», в студии Александр Сергиенко. Наш гость – архиепископ Егорьевский Марк, викарий Московской епархии, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Сегодня мы поговорим о жизни зарубежных приходов.

Тенденция роста сохраняется

– Начну со статистики. В последнее время за рубежом было открыто огромное количество приходов, наше управление курирует эту деятельность. У нас есть приходы в 52 странах мира, на сегодня более 400 приходов, не считая приходы РусскойПравославной Церкви Заграницей (кстати, по количеству зарубежных приходов мы сейчас опережаем Русскую Православную Церковь Заграницей), но нет никакой конкуренции – мы стараемся дополнять друг друга. Число приходов выросло во много раз начиная с 90-х годов; процессы, которые происходят сейчас, делают многие приходы гораздо более многолюдными.

Приведу пример. Я являюсь еще управляющим наших епархий в Австрии и Венгрии. Примерно лет пятнадцать назад на богослужения ходило в кафедральный собор Вены около десяти человек. Сейчас в воскресный день совершается две Божественных литургии, на ранней бывает человек 150-200, и на поздней – человек 200-250. Я совершал ночное богослужение на праздник Рождества Христова, так в храм на ночную службу просто невозможно было войти и люди стояли на улице. Примерно было около 600 человек на ночном богослужении, чуть меньше – на поздней Литургии, но храм был полный. Вот так резко выросло количество прихожан в некоторых приходах.

Много возникло новых приходов. Например, в Италии в начале 90-х годов не было ни одного прихода, потом появилось наше представительство в Бари, затем в Московский Патриархат вернулся Никольский приход в Риме, и так постепенно дело пошло – у нас сейчас там не один десяток приходов, и тенденция роста сохраняется.

Есть, конечно, и другие процессы, когда количество прихожан уменьшается. К примеру, приход в Иране, который был устроен чаянием Русской Православной Церкви Заграницей – в последние годы очень много людей выехали из страны, поэтому очень небольшой приход остался. Подобный приход в Марокко: еще в 30-е годы там кипела церковная жизнь, было много прихожан. Потом часть прихожан уехала во Францию, в другие страны, и сейчас там приход небольшой.

Преимущественно у нас европейские приходы, но немало приходов и в Америке, в Азии. Например, в Таиланде. Это страна, в которую многие россияне стремятся поехать отдохнуть. У нас там несколько храмов уже есть, и еще храмы строятся. По благословению Патриарха, мне надлежит вскоре поехать туда и освятить сразу два храма. Есть приходы в Азии, включая такие страны, как Северная Корея. Там приход образовался благодаря личному указанию покойного Ким Чен Ира – когда он был в Иркутске, то посетил храм, а потом сказал, что хочет, чтобы такой же храм был в Пхеньяне.

Интересна история появления храма на Кубе. Храм в честь Казанской Иконы Божией Матери возник благодаря желанию Фиделя Кастро. Я вспоминаю встречи Фиделя Кастро с нынешним Святейшим Патриархом, когда он еще был митрополитом, и я вместе с ним принимал участие в этой встрече, – Фидель Кастро говорил, что нужно быстрее строить храм, и сказал, что он будет комиссаром этого строительства. Вот такие интересные истории.

Много разных аспектов есть в жизни наших приходов. Это особый русский мир за пределами России, причем храмы это наиболее активные очаги этого мира: в храм приходят те люди, которые не приходят в посольства, в консульства, в культурные центры. Причем в наших приходах собираются выходцы из разных стран. Я вспоминаю, когда посещал Ирландию, настоятель прихода рассказывал с гордостью, что у них в приходе представители 14 национальностей. И таких мест, таких приходов, где интернациональный состав прихожан, очень много. Поэтому многие приходы проводят богослужение не только на церковно-славянском языке, но и на местных языках. Случается и так – поначалу приход был русскоязычным, потом стал отчасти англоязычным. Это такой динамично развивающийся мир, где очень много интересного.

Мирно, спокойно, гармонично

– Своим присутствием Русская Православная Церковь привносит в разные страны традиции России, но страна, где располагается приход, храм, имеет и свои традиции. И местное население не может от них отойти и взять только то, что предлагает Церковь. Как это совмещается?

– Как правило, все происходит мирно, спокойно и гармонично. Приведу пример. Например, в Австрии, в Вене, после богослужения накануне праздника Рождества Христова традиционно вместо первого часа хор поет песнопение «Ночь тиха». Это такой кант на темы Рождества, и такова местная традиция – исполнять это песнопение. В Венгрии есть свои традиции, касающиеся богослужения: вечером совершаются только вечерние богослужения, а утренние – утром, перед Литургией. Есть свои традиции и в наших приходах в Америке, потому что люди встроены уже в другую, американскую культуры. Если раньше среди прихожан было немало выходцев из России, людей русской культуры, то сейчас на этих приходах немалая часть прихожан – представители англоязычной культуры. С этим необходимо считаться.

А в целом гармония должна быть, и, мне кажется, у нас нет конфликтов, богослужения совершаются на разных языках. Взять ту же Австрию – в воскресные дни богослужения совершаются на двух языках, большая часть по церковно-славянски (поскольку русских и, так скажем, русскоязычных процентов 90 на службе присутствует); по-немецки читаются Апостол, Евангелие вместе с церковно-славянским, затем Символ веры, «Отче наш», и проповедь последовательно переводится с русского на немецкий язык. И совершается раз в месяц по субботам одна Литургия на немецком языке. В Тайланде, например, богослужение совершается отчасти на тайском языке. И два года назад, по благословению Патриарха, мною был рукоположен первый священник-таец.

– В России, выйдя за пределы прихода, человек остается в той же русскоязычной среде. Другое дело за рубежом, когда по-русски можно пообщаться только на приходе. Наверное, за рубежом значение приходской жизни немножечко другое?

– Совершенно верно. Дело в том, что за рубежом приход – это не только приход, но одновременно и культурный центр, и место общения на родном языке: частичка Родины.

Я вспоминаю, как три года, будучи епископом и находясь в Москве, я по совместительству был настоятелем нашего Никольского прихода в Риме. В Италии очень много выходцев из Украины и Молдовы, которые приезжают туда на заработки. Люди на протяжении всей недели находятся на тяжелой работе – многие трудятся на стройках, женщины ухаживают за больными. И в воскресенье они приходят в храм, молятся на Литургии, потом устраивается трапеза, они общаются, вечером снова приходят на богослужение, смотрят русские фильмы, кто-то приходит в библиотеку. Поэтому, я бы сказал, приход – центр русской духовности и культуры. Конечно, люди этим дорожат, для них это луч света в той достаточно тяжелой работе, которой они занимаются. И нужно видеть радостные лица этих людей, искрящиеся глаза, когда они вырываются из обыденности и приходят в храм, чувствуя, что там они могут отдохнуть душой.

Интересная особенность еще и в том, что когда люди приезжают за границу, они лишаются многого из того, что окружало их в родной стране, – языка, культуры, круга друзей. Чувство одиночества многих привлекает в церковь, поэтому нередко те люди, которые у себя на родине в храм не ходили, за границей вдруг чувствуют ностальгию и призыв Божий. Для них Церковь становится важной психологической, духовной, культурной опорой, без которой они, оказывается, не могут существовать на чужбине.

Наше дело – привести людей к вере

– Владыка, конечно же, причины для эмиграции у всех разные. Как с чувством патриотизма? Все-таки храм – часть Родины, отголоски ее, по крайней мере, входишь в храм, и создается впечатление, что ты вернулся на Родину. А выходишь – и ты уже в чужом месте. Как, внутренне это не мешает?

– Судьбы людей очень разные. Конечно, те, кто выехал за рубежи Отечества после революции 1917 года, и те, кто выехали за рубеж совсем недавно, – люди с разной психологией. Я вспоминаю встречу в Аргентине с одним удивительным человеком, активистом русского движения. Ему 85 лет, это очень интересный человек, которому была вручена награда Святейшего Патриарха. Он рассказывал мне, как они приехали в Аргентину. Мы затронули тему соотечественников, и он сказал: «Почему вы их называете соотечественниками? Нужно говорить – русские». И рассказал, как его отец и другие родственники выехали за границу и после Югославии поехали в Аргентину. Они жили в этой стране, не принимая аргентинского подданства, – сознательно не хотели принимать гражданство другой страны. Оказалось, что только двадцать лет назад он принял аргентинское гражданство – из уважения к жене, аргентинке итальянского происхождения. То есть он стал гражданином страны, в которой жил много лет, только в 65 лет. Представляете, какой патриотизм?

Сейчас мы встречаемся с совершенно другой картиной. Немало людей, которые, выезжая из стран бывшего Советского Союза, пытаются доказать, что они беженцы и вынуждены были уехать, стремятся получить статус беженца, а затем гражданство какой-нибудь западноевропейской страны либо Америки или Канады. Вот это сейчас присутствует: люди, не задумываясь, отказываются от своей Родины и готовы принимать паспорт чужой страны.

Когда я служил еще в Святой Земле, то ходил на уроки иврита. И большая часть людей, которые там учились, были из бывшего Советского Союза, русскоязычные. Один из них, говоря о последней, новой эмиграции, называл ее «колбасной», имея в виду, что люди приехали в поисках хорошего питания, колбасы, что на Родине они стали встречаться с трудностями и стали искать какую-то другую страну, желая более благополучной и обеспеченной жизни. И сейчас многие уезжают из России, потому что хотят более благополучной жизни. Трудно осуждать кого-либо, но факт остается фактом – многие уезжают в поисках красивой жизни. Конечно, красивой жизни нет нигде, но люди пытаются ее найти.

– Владыка, Вы сказали, что люди решились на эмиграцию в поисках лучшей жизни, а разве за рубежом трудностей меньше?

– Трудностей там не меньше, просто люди часто считают, что если поменяют место жительства, то поменяют и жизнь свою. Приехал раз в качестве туриста, посмотрел на красивые витрины, на дорогие автомобили, на обеспеченных людей – и тоже захотел жить, как они. На самом деле оказывается, что жизнь не такая легкая за границей, появляется масса сложностей, особенно у тех людей, которые не могут выучить языка. Для многих жизнь там становится даже сложнее, чем на родине. Но людям свойственно стремиться к внешним изменениям вместо того, чтобы меняться внутренне, понять, что причина их трудностей – это их греховность и страсти, которые в них бушуют. Человек предпочитает идти внешним путем, считая, что стоит поменять внешние условия жизни, как внутреннее состояние тоже поменяется и он станет счастливым.

– Наверное, без внутренней готовности переубедить человека в этом будет довольно сложно... Приходы за рубежом помогают человеку именно это понять, или все-таки поддерживают в тех трудностях, с которыми приходится столкнуться?

– Наша задача, прежде всего, совершать богослужения и духовно поддерживать людей, которые к нам приходят. Для многих наши приходы стали местом обретения веры. Мы стараемся быть вне политики. Наша задача – сделать человека личностью, показать, в чем и где в жизни счастье: оно не в месте проживания и не в размере зарплаты, а в том, что у тебя на сердце, какие у тебя помыслы, есть ли у тебя в душе мир. И если это есть, то, конечно же, человек не далек от блаженства.

Не забывайте зайти в храм

– Очень часто мы говорим о присутствии молодежи в храме. А как за рубежом?

– По-разному. Состав прихода зависит от страны, но в целом за рубежом немало и молодых людей. Хотя ситуация иногда скорбная. Ну, например, Канада. В Канаде у нас есть немало сельских приходов, на которых молодежь не остается: люди, получив образование, уезжают в город, где проще найти работу, где живется веселей, и часто бывает так, что на этих приходах молятся только престарелые люди. Я вспоминаю посещение одного прихода, так там самый молодой прихожанин – 60-летний мужчина, а остальные старше. И на такие приходы молодежь приезжает только в памятные дни, когда приходит время помянуть усопших близких. Тогда молодежь приезжает из городов, даже из других стран иногда, чтобы помолиться об упокоении их душ.

Но есть и приятные картины. Вспоминаю богослужение в одном приходе под Нью-Йорком, – было очень приятно видеть, что люди приходят целыми семьями. У нас за рубежом еще мало полностью воцерковленных семей, чаще приходят либо муж или жена, или дети без родителей, или родители приходят без детей. И приятно видеть, как на некоторых приходах, особенно там, где есть старая эмиграция, есть устоявшиеся традиции, в храме присутствуют целые семьи. Но, еще раз повторюсь, одна страна на другую не похожа. И если вы, дорогие братья и сестры, будете за рубежом, то милости просим к нам; думаю, что наши пастыри смогут оказать вам посильную помощь. Если будете рядом с храмом, не забывайте зайти.


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 19.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 
Церковный календарь

Прийти и помолиться…

Протоиерей Евгений Попиченко

18 февраля – Вселенская (мясопустная) родительская суббота 18 февраля Святая Церковь совершает память всех от века преставившихся православных христиан. Читая жития святых, мы видим, как мирно и спокойно большинство из них подходили к рубежу своей жизни – к вратам, которые перед ними открылись смертью. Во всех верованиях и религиях, так или иначе, один из основных вопросов – это посмертная участь человека.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Игорь Тарасов: Правда Божия разгоняет всякую тьму

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс