Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Успенский монастырь называют каменным цветком, который расцвел в XVI веке среди деревянного тогда града Свияжска – древнейшего русского города Среднего Поволжья. Из тысячи православных обителей России лишь несколько десятков сохранили целостные древние ансамбли. Остальные были сильно искажены в XIX веке. Еще меньше осталось таких, чей облик сложился в XVI веке и раньше. И, наконец, еще меньше тех монастырей, древнейшие ансамбли которых пережили революцию и дошли до наших дней. Свияжский монастырь – один из тех, который был основан в XVI веке и сохранил первоначальный облик до сего дня.
Уникально и то, что в момент основания обители храм был сразу построен из камня, а не из дерева, как это делалось обычно. Церковь в камне обозначала лишь одно – Православие пришло в эти края не просто всерьез и надолго, а раз и навсегда. Такие внушительные соборы столичных пропорций ставят лишь как знамение победы и уверенности в будущем.
– Традиционно как образуется монастырь? – рассуждает игумен Силуан (Хохиашвили), наместник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. – Вокруг некоего подвижника собираются ученики, и, спустя время, начинается строительство храмов. А здесь наоборот: приходит братия, и все начинается со строительства храмов. Еще при жизни первого настоятеля святителя Германа были построены два больших белокаменных храма.Можно сказать, что это вообще первые каменные строения в Свияжске.
Святитель Герман не только был строителем Успенского собора, но и его первым настоятелем. Вскоре статус главного миссионерского монастыря новой земли был закреплен присвоением его настоятелю сана архимандрита, весьма редкого в то время в России. Это было явление почти исключительное: настоятель только что основанного монастыря сразу получил столь высокий сан!
«Вообще Успенский Свияжский монастырь, – рассказывает отец Силуан, – был седьмым монастырем в списке значимых монастырей Русской Православной Церкви. Он имел очень большое значение для Казанской епархии, считался богатейшим, главнейшим монастырем епархии. Если Казанский архиерей отправлялся на какие-то Соборы, церковные или земские, то с ним всегда ехали два архимандрита: один был как раз настоятель Успенского монастыря, а другой – Спасо-Преображенского, который, к сожалению, не сохранился». Раньше в народе большой белокаменный собор именовали «царь». Так вот, «царь» пришел в Среднее Поволжье, в сердце бывшего Казанского ханства! Строился храм псковскими мастерами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем, которых считают также строителями Благовещенского собора Казани и храма Василия Блаженного в Москве.
Нарядный и одновременно таинственный вид придает церкви открытая галерея-гульбище с южной и северной сторон. В допетровский период русского зодчества традиция обносить храмы галереями была очень распространена.
Но еще уникальнее фрески Успенского собора, которые были написаны в конце XVI века. Это один из двух сохранившихся в России полных ансамблей фресок того периода. Вообще, церковной живописи того времени почти не сохранилось, она до сих пор остается в тени для искусствоведов, а в XIX столетии она пугала своей кажущейся «неканоничностью сюжетов и отсутствием богословской мысли». Пугала даже некоторых архиереев, привыкших к европеизированной живописи. Один из настоятелей Успенского монастыря XIX века даже предлагал переписать соборные фрески и обратился с прошением к Синоду. Но в ответе Синода было впервые в истории отмечено особое значение этих древних фресок, а Владыке запретили их искажать.
«Фрески – это такой способ, когда все делается мгновенно, моментально, – рассказывает игумен Силуан. – Буквально за один летний сезон все расписывается, и позже к фрескам никаких дополнений уже не было. В момент реставрации сам храм был перестроен, но фрески не дописывались и не изменялись – это цельный памятник, дошедший до нас».
Фрески покрывали весь храм и по сводам, и по стенам, и по квадратным столпам. Общая площадь всех росписей – более тысячи квадратных метров. Самые интересные из них в алтаре. Предположительно, именно там написано изображение Иоанна Грозного. Если предположение верно, то это – «единственное дошедшее до наших дней в монументальной живописи изображение молодого Иоанна Грозного».
Много необычного и таинственного открывает нам мир священных фресок. Но самое «раритетноем» – изображение святого Христофора с лошадиной головой. Оно больше всего обращает на себя внимание и специалистов, и обывателей, оно – тот единственный, ни на что не похожий бутон в цветнике фресок, о котором говорят все и уж точно не забывает никто из увидевших.
Одна из версий странного присутствия лошадиной (а в других иконографических вариантах древности песьей) головы святого – он, якобы, выходец из мифической страны киноскефалов, где все такие. Как известно, еще со времен Геродота, то есть с V века до Р. Х., повелось про дальние неизвестные земли писать небылицы. Так было в античности, но народная молва сохранила подобные сказания еще дольше. Другая версия: просьба к Богу самого юноши Христофора дать ему «скотскую внешность», чтобы постоянные взгляды женщин на его необычную красоту не мешали сосредоточенной молитве и аскетичной жизни. Церковь усиленно боролась с обеими версиями, все подобные изображения святого мученика Христофора уничтожались или переписывались, и потому, «вероятно, ныне это единственная уцелевшая фреска такого рода». Таков главный храм монастыря.
Главный, но не единственный: Никольский храм был построен в 1556 году и использовался как трапезная. Внутри был похож на Грановитую палату Москвы, а снаружи выросла великолепная 43-метровая колокольня – чуть младше самой церкви, но тоже XVI века.
«Очень интересно, насколько почитаем был святитель Николай Чудотворец, – отмечает игумен Силуан. – Все-таки какой храм и в честь кого, во многом зависит от настоятеля. Видимо, в жизни святителя Германа Николай Чудотворец играл большую роль. Потому что первый храм, хотя монастырь Успенский, построен во имя Святителя Николая. Успенский собор построят позже».
В самые страшные годы Октябрьской революции и начала гражданской войны настоятелем Свияжского Успенского монастыря был епископ Амвросий. Он оказался одной из первых жертв красного террора в Казанской епархии. Большевистские комиссары без суда приговорили Владыку к смерти. Перед убийством мученика подвергли истязанию, привязав к хвосту бешеной лошади. В наше время священномученик Амвросий Свияжский причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
Во время кампании по изъятию церковных ценностей и «разоблачению поповских обманов» вскрыли мощи святителя Германа. До этого из уст в уста в народе передавалось предсказание, что когда вскроют мощи святого Германа, Свияжск ждет большое бедствие. Так и случилось – будто душа отлетела от города, ангел-хранитель от него отвернулся. В запустение пришел древнейший русский город Среднего Поволжья, разъехались люди, опустели дома и церкви. Концлагерь, а затем и психиатрическая больница – вот чем на долгие годы стал великий Успенский монастырь.
Возрождение его как действующей мужской обители началось лишь в 1997 году. Мощи святителя Германа вернулись – та их часть, которая уцелела. Может быть, пророчество исполнится и в обратном смысле: Свияжск пришел в запустение, когда святой покинул его… Свияжск возродится после того, как святой в него вернулся?
Программа «Крест над Европой» продолжает путешествие по Германии. Веймар – небольшой старинный городок в федеральной земле Тюрингия. Но его значение для немецкой и, пожалуй, для всей европейской культуры, велико.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.